Арка...

Наташа Ружицкая
   
…арка в моей типичной серой многоэтажке – это просто мини-тоннель, позволяющий заехать во двор. …и все же в ней, этой серой, лишенной индивидуальности арке, есть некая магия.   Потоки воздуха, которые даже в безветренный день мечутся в ее замкнутом пространстве, касаются моей щеки, возвращая мне бесконечный свет и щемящую грусть тех дней, которые уже легли  воспоминаниями  на  ладони Времени.
…когда-то, и это была другая жизнь, стоя у окна я могла видеть, как в арку входила моя дочь. Рюкзачок на спине, мягкая флисовая рубашка. Я и теперь иногда пытаюсь рассмотреть в арке ее очертания…ведь дети не могут, не должны  уходить навсегда.
…когда-то, и это тоже была другая жизнь, папа брал меня за руку, и мы шли “в город”. Это от папы я впервые услышала о том, что арка – латинское слово. …вот мы спускаемся в полуподвальное помещение  магазина с типичной по тем временам вывеской “МЯСО-МОЛОКО”. ”Посмотри на потолок, -  говорит папа, - видишь какой он необычный. Это и есть арка,arcus — дуга. “. Я замираю, потолок действительно необычный, как необычна история этой, и других, чудом уцелевших от войн и советских “нововведений” средневековых построек.
 …это всегда было счастье. Держать папу за руку, удивляться, что он знает все-все, слушать папины рассказы о моем маленьком городке, который (подумать только!!!) был когда-то столицей огромного княжества.
  …не знаю, кем бы я была без прогулок с папой, без его ненавязчивого стремления объяснить мне простые истины: можно  переписать историю твоей страны в угоду очередному политику, сделав настоящих героев преступниками, и наоборот,  но та, правдивая история, все равно останется в генной памяти.
…наверное, если бы не папа, и я могла бы присоединиться к огромной когорте тех, кто сидя у экрана телевизора слепо принимает на веру то, о чем вещают холеные, обласканные властями, пропагандисты…но папа, который подростком попал в партизанский отряд и у которого война забрала старшего брата, украла юность, щедро бросив взамен страшные воспоминания, научил меня думать, помог понять, что в войне  на самом деле не бывает победителей: даже тогда,  когда  смолкают залпы орудий, потоки человеческого горя продолжают свое шествие и по землям “победителей”, и по землям “побежденных”. И уцелевших зачастую “расстреливает в упор” цинизм угнездившихся в уютных креслах разного рода начальников (помните, как  бросали чиновники в спину искалеченным афганцам, пытающимся получить помощь у государства,  “мы вас туда не посылали…”).
  …не знаю, кем бы я бы я была без папиной мудрости, без его глубоко спрятанной,  но такой бесконечной любви ко мне, как бы я выживала в эти непростые, наполненные болью и страданиями времена.
 …в мифологии арка  представляет собой дверь между временем и пространством, через которую человек проходит, чтобы попасть в другой мир. Наверное, так и есть……по арке моей памяти, как на Замковую гору,  я могу вскарабкаться на дугу воспоминаний тех далеких дней, когда можно вложить свою ладонь в папину руку, снова зайти с ним в магазин на площади и услышать как, обращаясь с теплой улыбкой к девушке за прилавком, он  спросит: “Ці ёсць смачныя цукеркі для маей дачушкі?”
 …а еще могу попытаться рассмотреть в серой арке многоэтажки  очертания подростка, который ушел навсегда.