Я, Валентина и Ольга Школа 22

Валерий Раппопорт
   

            Мы жили в то замечательное время, когда не было ни телевидения.

65 лет тому назад, в 1957 году, Совет министров Казахской ССР принял постановление о создании Комитета радио- и телевещания, а 8 марта 1958 года в эфир вышла первая пробная передача Алма-Атинской телестудии.

 Не было и мобильных телефонов. На груди у каждого из нас были комсомольские значки.
                ***
Мы все ещё учились в средней школе. Это были я, Валя и Оля ученики средней школы в городе Алма-Ате. Для меня это были замечательные три года – восьмой, девятый и десятый классы. А две эти девочки Валя и Оля учились здесь с первого класса. Вот с ними я и начал учиться с восьмого класса. Почему я выбрал их? Они обе были отличницами, а я в своих восьми предыдущих школах в разных городах был тоже отличником. Это были превратности военной жизни моей семьи. Наконец, мы осели в Алма-Ате, и началась для всех членов нашей семьи спокойная жизнь.

У меня была хорошая подготовка по всем предметам. Учителя это быстро заметили, и постепенно меня и начали приравнивать к Вале и Оле.

Самое интересное в нашем классе было то, что наши учителя по математике, физике и химии учили нас не по обычным школьным учебникам, а по учебникам для подготовки в высшие учебные заведения. Конечно, это отчётливо стало проявляться, начиная с девятого класса и окончательно закрепилось в десятом классе.

Семён Савельевич – наш преподаватель математики любил разыгрывать каждый раз спектакль. Сверкая стёклами очков, он входил в класс и без всяких вступлений начинал свой уже привычный опрос: «Поднимите руки, кто не решил домашнее задание!».
 Воцарялась на минуты тишина. Потом в классе поднимали почти все руки, кроме меня, Вали и Оли. Иногда к нам присоединялись два мальчика- Юра и Володя, но это было не часто.
 Потом с победным взглядом, сверкая опять же стёклами очков, Семён Савельевич торжественным голосом произносил: «А теперь поднимите руки, кто решил домашнее задание!». Он про себя знал, что поднимут руки его лучшие ученики. И поднимались три, иногда четыре руки- моя, Вали, Оли и Юры.

 Семён Савельевич торжествовал. «Вот видите, кто-то же может решать эти задачи и уравнения! Я жду, что к концу нашего выпускного класса, это будет не четыре руки, а лес рук!».
 Но этого не случилось. Мы трое так и поднимали свои руки по всем математическим предметам.
Так же происходило у нашего классного руководителя Ивана Ивановича на его уроках физики и лабораторных работах. Он же вёл и химию. Здесь было больше поднятых рук, но не очень, а у нашей троицы – неизменно.

Кто бы знал, как мне трудно давалось это длинное состязание. Я просиживал до полуночи иногда, решая ту или иную задачу, и часто с головной болью ложился спать. Но это стоило многого.

 А пока мы учились, дружили, танцевали на школьных вечерах в актовом зале. Я все эти три года был неизменным радистом и крутил в радиоузле пластинки.

 Как-то ко мне в радиоузел зашла Нина Беседина. Она была одна из самых оформившихся девушек. Крутилась часто возле моего приятеля Валеры Борисова.

 Часто она вместе с другими девочками подходили к нему и начинали какую-то возню. Иногда девчонки целовали его. Но я как-то прохладно относился к этому.
А тут подходит ко мне, обнимет меня сзади, прижимаясь ко мне. Потом разворачивает меня и жадно целует в губы. Я оторопел. Такого ещё в моей жизни не было.

 «Придёшь с Валеркой ко мне на день рождения? Будет весело». Я как-то машинально ответил, что приду. Но строго сказал ей, чтобы она больше так не делала.

 «А я сделала это, чтобы ты на Валечку не заглядывался, она не по тебе. Мастер спорта по лыжам среди юниоров. Там такие парни на неё смотрят. Тебе её не достать никогда!». Я был удивлён этим открытием, но ничего ей не сказал. Она была слабой ученицей. Этот её поцелуй я запомнил надолго. В моей жизни он был первый и не по моему желанию.
 В то время я хотел ей отомстить. Но моя месть пришла к ней много позже. Я ничего ей не сделал. Но об этом ниже. Конечно на день рождения к Нине я не пошёл. Валера не внушал доверия – любимец девочек. И я не был уверен, что там соберётся приличная компания.

Преподаватель по географии опасалась меня вызывать отвечать урок. Я всегда срывал ей её урок. Но чем? Я очень много читал о путешествиях. А сегодня мы должны были отвечать по Африке и её картам. Накануне она задала нам на большом листе нарисовать в масштабе весь африканский континент. Я нарисовал карту Африки, и потом натёр грифели цветных карандашей и ваткой закрасил так, как изображено было на физической карте этого континента. Карта стала пособием для учителей. Несколько раз, вызывая меня отвечать урок, учитель заслушивалась сама (я отвечал по книге Давида Ливингстона- путешествия по Африке), и звенел звонок. Она с сожалением говорила, что сегодняшний урок классу необходимо будет подготовить самим.

 Также случалось с Валей и Олей. Их тоже заслушивались учителя.


Учебный год нашего десятого класса близился к концу. Как-то я получаю записку, пущенную кем-то по ряду в классе во время урока. Открываю и читаю: «Валера, я тебя люблю. Приходи сегодня на аллею возле школы к семи вечера Валя.». Я был ошеломлён. Повернулся к ней на втором ряду. Она лишь улыбнулась. Это было на самом деле.
 
Дома я надел белую рубашку, отгладил ещё раз брюки. В половине седьмого я сел в автобус и поехал к школе.

 Мы в то время уже жили в центре города. Валя ждала меня. Подошёл, и даже не знал, что сказать ей. Нина говорила, что мне не достать её. А тут такое…Но я молча взял её под руку и пошли по аллее.

 Разговор начался сам собой. В конце аллеи я осторожно обнял её и тихо поцеловал в губы. Она как-то выдохнула и стала мне отвечать. Потом прижалась ко мне, и мы уже целовали друг друга. Это было сложно объяснить, но это происходило уже независимо от нас. Я взял в руки её лицо, и целовал в глаза, шейку, щеки и снова губки. «Валера, какой ты нежный! Я даже не ожидала от тебя такой нежности. Мне казалось - ты неприступный!». «Ну что ты, Валечка, я давно мечтал о девушке, но не думал, что это будешь ты. Ты казалась мне недосягаемой. Ты же чемпионка и "делала" нас на лыжне, как хотела!». Смеётся.

 Пошли обратно по аллее, останавливаясь и бесконечно целуясь. Разговоры пропали, были только чувства. Я тогда хотел поступать в Одесское высшее мореходное училище, как мой отец. И Валя, целуя меня, называла меня «Мой капитан». Но об этом никто не знал.

Мы ежедневно встречались до самых выпускных экзаменов. Экзамены сдали. Выпускной вечер. Директор зачитывает золотых медалистов. Из нашего класса Валя, Оля и я. Мы победили. Мне это досталось очень дорогой ценой.

На другой день мы ещё раз встретились с Валей, долго гуляли по аллее, целовались, но она плакала. Первый раз я видел её плачущей. «Я не хочу с тобой расставаться» - говорила она, вытирая слёзы.

 «Я уезжаю на сборы и потом собираюсь подавать документы в пединститут, меня берут без экзаменов». Минуты прощания приближались. Она уже не плакала. Мы о чём –то договаривались, и я этого уже не помню. Поцеловал её в последний раз, она повернулась и пошла к своему дому не оборачиваясь.

 После этой встречи увидеться нам больше не удалось. Валя уже жила другой жизнью. Чемпионаты СССР по волейболу(она была ещё мастером спорта по волейболу) , зачисление в Пединститут и начало учёбы в нём с сентября пятьдесят восьмого года.

Школа закончилась.

 Наступала другая жизнь, но какая она будет, я ещё не знал. Я не помню, чтобы в течение трёх лет в школе, мы куда-то ходили всем классом. И, кроме нас троих, мы не сдружились больше ни с кем. Не было телефонов, я жил в центре, а весь класс жил в частном секторе.

 У меня были две страсти: медицина и радиотехника. Иногда из школы я проходил мимо мединститута. Хотелось стать врачом.

На последней встрече в школе Володя и Юра сказали, что они уезжают в Томск в политехнический институт.
 
Но я решил пойти куда-то поработать, пока не сложится определённое желание куда пойти учиться.
 Сказал об этом отцу. Через своего хорошего друга – министра связи Казахской ССР, отец устроил меня в секретный отдел Министерства связи Казахстана.

  Алма –Ата занимала особое географическое положение, и вся радиосвязь с Дальним Востоком и всем ареалом Юго-восточной Азии вплоть до Индонезии осуществлялась по радио через мощные передатчики. А, как известно, Хрущёв в те годы посещал эти места, и через нас шла вся информация для ТАСС об этих поездках.

. Работа оказалась сложной, но мне она нравилась. Это была моя радиотехника и я её любил.
Уже через год я знал, что буду учиться в радиотехническом институте, и начал усиленную подготовку, чтобы сдать успешно экзамены. В первый месяц моей работы в радиобюро мне прислали сообщение домой девочки из нашего класса.

   Валечка, вместе со своей  институтской группой, трагически погибла. У автобуса, спускавшегося с Медео, отказали тормоза. И он на огромной скорости врезался в рощу по правому берегу реки Алма-Атинки. Погибли все – двадцать четыре человека.

 Я тогда с нервным срывом попал в больницу.

 Всю жизнь я вспоминаю свою первую любовь! Память о ней вот уже шестьдесят лет живёт во мне.
                ***
               
Я закончил Ленинградский институт связи и распределился в город Волгоград.
Однажды я был в командировке в городе Фрунзе (теперь Бишкеке) и оттуда перелетел на самолёте в Алма-Ату. Еду в троллейбусе. На задней площадке стояла женщина с лицом, похожим на Олю из нашей тройки в школе.

 Я подошёл, извинился и спросил: «Вы Оля?». «Валера, ты меня не узнал?». «Олечка, прости, но ты была тоненькая, как балерина, а теперь- ты вон какая!». Оля засмеялась. «Валера, я давно замужем. Теперь я не Коняева, а Маматказина – я – Главный врач Госпиталя инвалидов Отечественной войны.

Ты плохо выглядишь, Валера. Приезжай завтра ко мне в госпиталь, я тебя подлечу».
 Я поблагодарил её и пообещал приехать.

 Обещание сдержал и приехал к ней. Проводили в кабинет. Мы вспомнили Валечку, Оля вытерла слёзы. О наших отношениях с Валей она знала. Потом она осмотрела меня, вызвала невролога. Они назначили мне какие – то капельницы и кислородную палатку. Выписали витамины. Я уехал от них через неделю. Мне было  значительно лучше.

 На другой день я ещё раз заехал к Оле, привез конфеты торт.  Оля пригласила Люду Плотникову – нашу одноклассницу. Пили кофе, говорили о Валентине. Девчонки плакали. У всех это была больная рана. Они плакали, а моя душа рвалась на части, даже по прошествии стольких лет

14 января 2023 год

      Это наша Школа № 22 г. Алма-Ата