Фронт без тыла

Евгений Бриммерберг
Искусство - это передняя линия человеческого бытия. На этой линии человек в ловушке свободы все дальше отодвигается в бесконечность. Осваивая покидающее его пространство, он накапливает сущность творения, которая и есть он сам. В забвении земной красоты он открывает красоту всемирную, которая и есть земная. Едва прикасаясь к фантомам вечности, он удерживает их в сознании, чтобы насладиться своим умением достигать их. Ведь что такое реальность, как не мертвый фантом воображения, понятый в своей смертной тоске и забытии вечного? Милость судьбы столь щедра, что не оставляет человеку никакой надежды на довольство собой. Укрощенное бессмертие продолжает жизнь. И уже ничто не остановит стихию, которая, забыв себя, вспоминает собой неузнаваемое в воображении.

Есть люди, которые вызывают безотчетную симпатию. Своим подвижничеством, здоровым взглядом на мир, трезвым суждением. Ходят они по земле и видно, что все не напрасно, что все правильно, люди есть и эти люди прекрасны. И мне хочется быть среди них и с ними. И в своем одиночестве я знаю, что эти дорогие мне люди сохранят мудрость мира, проживут так, что закроют своими жизнями все бреши человеческого безумия и сотрут их навсегда.

Ничто имеет предел. Наступает момент, когда ничто не может быть чем-то. Оно откатывается назад в потерявшее свое ничто ничто. И наступает мировое пришествие. Феномен искоренившего себя основания. Дух творения. не имеющий никакого образа. Как волна смывает землю, так это пришествие смывает идеи, смыслы и сумрак бытия. Свет уже не излучает перекрывающую бездну мудрость, не замечает расположенные в мировом лоне создания: он выжидает себя.

Полностью пройдя ничтожность ничто, я обрел пустоту, в которой ничего нет. Живопись оказалась перед бессилием узнать о себе что-то новое. Нет не только нового, но и ничего нет в этой пустоте. И самой пустоты в ней нет. Так что оказался я абсолютной полнотой того, чего ни в чем нет. Это новое состояние длилось недолго. Я быстро согласился с тем, что мне придется привнести предмет в эту пустоту. И будет он подлинным, каким бы он ни был, потому что никаким другим он быть не может, если стал собой. Мне дела нет до того, откуда он возьмется, я лишь приму его и поставлю в этой пустоте на ее место. Придя в эту пустоту, я приду в нее и это будет нарушающий ее суверенитет акт художественной воли, который одновременно с моим желанием создает единственное произведение, которое будет занято только собой и ничем другим. И оно будет тем, чем стала пустота, отвернувшаяся от себя.

Божественное ничто уступило место человеческой пустоте. Если при следовании подлинного становления феноменального бытия в ничто я не мог ввести предмет в изображение, поскольку он был бы случаен и, следовательно, неуместен, то при достижении человеческой пустоты любой предмет становится подлинной необходимостью. Поставленный и установленный в пустоте самой пустотой он есть результат божественного усилия по достижению своей подлинности. Мысль о том, что всякое действие художника есть акт подлинности, приемлема только в случае исполнения его пустотой в пустоте. Только здесь предмет появляется неизвестным образом, завораживая воображение и привлекая мысль. Поэтому как бы ни старался совершить художник что-нибудь ложное и отвратительное, его действие всегда будет подлинным. Этим жестом и прославились многие личности, издевающиеся над пустотой, обливая ее грязью и нечистотами. Ведь подлинность пустоты не в исчерпавшей себя истине, а в факте надругательства над ее бессилием. Но подлинная пустота в отличие от этой мнимой берет начало в божественном становлении ничтожности ничто в полноте бытия. Так что и задачи и потребности у нее постбожественные, то есть - человеческие. Ведь именно человек выступает после Бога по замыслу Бога как его Творение. Поэтому и акт художественной воли заключается в нахождении такого предмета, в котором человек узрел бы Промысел Божий, то есть, объяснение собственного намерения по созданию художественного произведения, извлеченного из Пустоты Ничто.

Поскольку художник находится во власти факта творения и не может его изменить, становление его личности заключается в отношении к этому факту. В этом отношении он обретает сознание, поскольку именно в этом сознании устанавливается факт бытия. Бытие есть фактическое состояние сознания, в котором обитает личность. Сознание нечто вроде дома бытия личности. Поскольку человек сотворен в факте творения в сознании бытия своей личности, он в отношении к факту может себе противоречить и быть противоречием факта и личности. Именно в этом случае возникает потребность восполнить тождественное единство того и другого. Задачу по устранению противоречия между фактом и личностью выполняет художник: он находит образ такой данности, в которой личность и факт совпадают, подлинность творения восстанавливается, а личность признает факт своего существования непосредственной истиной.

Поскольку материя моего сознания есть непосредственное впечатление реальной действительности, история моего существа, с одной стороны, есть осуществление божественного промысла, с другой - необходимое усвоение случайных событий, из которых складывается моя жизнь. Так что я имею себя таким, каким не хотел бы иметь, зная, каким должен быть. Но поскольку знание это мне дается по мере самоотрицания и самостановления в этом отрицании, то и обретаю я свое подлинное существо лишь после того, как оно очистится от свойственных ему заблуждений. Так что мое чистое существо, вернувшееся к Промыслу Создателя, есть художник, возжелавший проникнуться той ослепительной ясностью, которую Творец испытывает каждый раз, когда предназначает для этой цели любимое им существо.

Исследование безумия здравомыслящего человека как раз и заключается в осквернении пустоты артефактом. Сведение счетов со своим ничтожеством выражается в преднамеренности действия, тогда как подлинное действие совершается в согласии с Провидением, которое никогда не свернет с истинного пути, чтобы унизить себя, оскверняя пустоту. Пустота есть драгоценность, в которой человек собирает замысел, равный своему существу. Если истина в том, чтобы творить несотворенное в сотворенном, то это судьба художника. Именно пустота сотворена как несотворенное, которое следует довести до заключенного в ней творения.

Я пришел к окончательному выводу: не внешние впечатления, а внутренняя субстанция под воздействием этих внешних впечатлений является катализатором жизни. Она производит идеи, мысли, образы. Они не приходят извне, а, наоборот, во вне полагаются. Мир состоит из этой положительной деятельности человека. Что человек в него привнесет, то в нем и сохранится для будущего формирования осознанного существа человека. И если человек приходит к идее Бога, то только потому, что его внутренняя субстанция желает видеть себя во внешнем положении. Поэтому Богу и придается присущая субстанции творческая сила, в которой субстанция в своем внешнем облике полагается причиной творения. Поскольку же субстанция находится за пределом своего действия и только через действие познается, то и Бог не имеет определенного вида и познается только через свое творение.

Пространство - это последовательный ряд временных поверхностей, которые накладываются друг на друга в течение жизни. Счастлив тот, кто избавляется от времени в этом пространстве, сохраняя один единственный образ бытия, который служит эталоном во всех его помыслах. Пространство разнообразно, поскольку сознание каждого опирается только на один свойственный ему образ бытия. Пространство однообразно, поскольку это разнообразие располагается в пределах одной идеи, бессознательное существование которой связывает образы бытия в единомыслие. Так что люди понимают друг друга не понимая. Каждый настаивает на своем, а все вместе на чем-то, что не имеет образа и бытия и поэтому требует абстрактного мышления. Абстрактное мышление есть, следовательно, пространство, в котором образы бытия утрачивают свою однозначность и становятся выражением плотности свершившегося времени, не имеющей определенного образа. Абстракция есть коллективное мышление в индивидуальном выражении, в нем мысль может принимать различные образы бытия, но они становятся пространственным выражением только в том случае, если отвечают запросам каждого отдельного образа бытия в его стремлении довести бессознательное до осознанного выражения, в котором сформировалась бы единая душа человечества. Поэтому закономерно, что такое понятие как "дух" появилось в истории. Ведь именно дух и есть это осознанное пространство бессознательного, в котором образы бытия находят единое выражение. Считается. что духовная субстанция принадлежит Богу, поскольку только он знает образ этого единого в сознании бессознательного. Поэтому и обращено человечество к Богу. В нем оно едино во всем многообразии своих видов.

Абстракция - это единое пространство образов бытия, в котором ищется образ этого единства. А поскольку этим образом владеет только Бог, абстракция богоподобна. Существует множество образов бытия, каждый из которых может быть началом искусства. От примитивных до представляющих идею Бога во внешнем выражении как высшей ценности, расположенной в мировом пространстве. Ведь именно мировое пространство устанавливается в области духа, поскольку дух есть коллективная мысль, замечатленная в сознании отдельного существа. В нем устанавливается культура бытия, то есть, тот образ, мысль которого объемлет все мыслимое образование. Культура есть мысль, которая запечатлевает в себе мысленное выражение всего мыслимого, то есть, пространство духа, в котором абстрактная идея Бога обретает конкретное выражение в делах и умах.

Творение в бездне своей раскрывается в свете бытия. Сознание творения в свете бытия и есть явь чистого существа, названного человеком. В результате многих становлений во времени пришел я к тебе, которым стал. И это был замысел, который в каждом живом существе в той или иной мере раскрылся. Животное лишь бессознательный образ несет в себе, человек находит причину этого образа в присущем ему предмете. Так помимо мира идей, в котором интуитивное сознание находит себе применение, появляется предметный, материальный мир как причина мира идеального. Предметный, внешний по отношению к человеку мир, имеет числовое выражение и в формулах математики описывается. Поскольку он не может дойти до своего предела, чтобы обнаружить причину своей предметности, он теряется и раскрывается в общем основании материальности. Признается. что предметный мир исходит и происходит из материального вещества, которое заключает в себе неисчислимую энергию. Так что предметы порождают лишь такие идеи, которые входят в состав осознанного творения. Эти идеи имеет вышедший из себя человек в сознании сотворенности своего бытия. Бытием в данном случае может называться отношение безымянной личности сотворенного существа сознания к миру идей, обнаруживших свою причину в предметах, опирающихся на материальную вещественность. Так что историческое определение мира имеет буквальный смысл: мир произошел из чистого живого существа, пронизанного светом бытия вышедшего из бездны сознания. Потребовалась жизнь, чтобы замысел Творца осуществился в этом чистом существе человека, в этом различающем себя тождестве, в котором свет освещает свет. И это многократное усиление одного и того же и есть вдохновенная жизнь, возвышающаяся в непрерывном его становлении во времени и преображении бытия.

И весь путь истины заканчивается сотворением человека. Человек вне себя еще не человек, а животное, не нашедшее понятие своего существования. Подобно зверю оно алчет в природных джунглях, хватая и созидая все, что попадется. Но это не мир человеческих отношений. Это реальность животных, совокупляющихся с собой ради выживания. Чтобы не истреблять друг друга, они идут на сотрудничество, но это сотрудничество тут же кончается, когда эти еще не ставшие людьми существа устремляются друг против друга. Так что путь становления человека в течение жизни заключается в сверхъестественном усилии превзойти себя. Только в превосходстве над собой он обретает себя в себе, достигает света бытия в сознании своей сотворенности. Что это за чистый человек? Кто это? Это тот, кого сотворило провидение на пути к окончательному творению, которое заключается в богоподобном совершенстве. И поскольку это совершенство достигается именно в человеке, а не за его пределами во времени, это свет бытия, освещающий сознание сотворенности, есть благо, присущее завершенному замыслу, которое является образцом для каждого живого существа. Поэтому не случайно идеи лежат в основании философии: ведь из них следует то, что их порождает. Идеальный мир является матрицей для мира реального, основанного на отношении материальных предметов и их понятии. Идеи же происходят из деятельности творения, которое есть светлое, непреходящее существо человека, заключенное в нем самом и производящее их вне себя. Ведь только то, что отзывается в человеке, обретает сознание бытия. Так что исследование этого своевременно постоянного пребывающего в своем светлом существе человека и есть сотворенная истина, которая исчерпала себя в сверхъестественном становлении и освободила себя от себя. В достижении своего целомудрия она осветилась жаждой жизни, не свойственной предвосходящему живому существу, а свойственной пришедшему к себе из бездны человеку, нашедшему себя в осуществленном замысле творения.

В отличие от сверхчеловека, которого никогда не было и нет, человек есть. Он есть творение, вернувшееся из бездны и постигшее себя в свете бытия и сознании сотворенности. Человек победил свою потерянность в противоположном, в количестве и необоснованности материи. Он установил свое существо в себе собой и это существо навсегда светит и освещает путь творения.

2022-2023