Гюрза разрешает уйти

Ашот Левонян
Газета «Коммунист», 2 марта 1989 г.

Отношение людей к змеям довольно противоречивое. Большинство из нас боится их и испытывает ужас при встрече с ними, причём редко кто при этом не постарается убить их. Но так ли уж они опасны, и не становимся ли мы часто жертвой не укуса, а своего невежества.
Больного доставили из пригорода Еревана в токсикологическое отделение республиканской больницы в бессознательном состоянии. Спасти 17-летнего парня не удалось – укус змеи оказался смертельным.
- Случай был очень тяжёлым, - говорит заведующий отделением О.Цатурян, - гюрза укусила в проекцию почки, когда парень сел на камень, на котором она грелась. Но, возможно, он бы выжил, если бы помощь оказали на месте.
Ованес Вачаганович рассказал, что в Армении в год фиксируется примерно 20-30 случаев укусов змей. Особенно часто – с середины мая до середины июня, в период максимальной активности рептилий. Один-два человека, в основном дети, погибают.
Как показывает опыт, большинство врачей не имеют достаточной квалификации для оказания первой помощи при укусе змей. Более того, они делают то, чего категорически нельзя делать. Не говоря уже о том, что мало кто из них различает виды змей, и к тому же сам панически боится «этих гадов». А ведь не зная, какая змея укусила – гюрза или гадюка, невозможно оказать правильную помощь.
Врачей, умеющих делать это, в республике можно пересчитать по пальцам. Один из них – мой однофамилец Арташес Левонян, заведует фельдшерским пунктом в селе Арени Ехегнадзорского района. О нём мне рассказали змееловы из Москвы, давшие высокую оценку его методу.
- Моего друга в горах укусила змея, рядом никого не было, и он сам прибежал в деревню, - говорит доктор Левонян. – Спасти его было невозможно, потому что при беге яд быстрее распространяется по всему организму. Этот случай подвиг меня всерьёз заняться лечением от укусов гюрзы. После этого у меня не было ни одного летального исхода от укусов змей.
Что же делать, если укусила змея? Прежде всего скажем, чего делать нельзя: ставить жгуты, делать надрезы и прижигания. От всего этого вреда будет больше, чем от самого укуса. Недопустимо и принятие спиртных напитков. Малоэффективно и высасывание яда из ранки: длина ядовитых зубов около 2см, и человек просто не в состоянии высосать её из такой глубины.
P.S. К тому же из-за опасности заразиться ВИЧ или гепатитом С от крови потерпевшего это крайне нецелесообразно! (добавлено мной в январе 2023г.)
Укушенного укладывают (желательно в тень), и ему даётся обильно питьё: чай, кофе, вода, а лучше всего – тан. Надо обеспечить неподвижность пострадавшего, и в лежачем положении доставить его в лечебное учреждение. Там уже врачи сделают ему укол противозмеиной сыворотки, которая есть во всех медучреждениях Армении.
Укол должен делать врач, потому что из-за аллергии у потерпевшего может начаться анафилактический шок, от которого он может погибнуть.
Из 22 видов обитающих в Армении змей ядовитых всего четыре: гюрза, армянская и степная гадюки и гадюка Даревского. Смертельные случаи зафиксированы только от укусов гюрзы и армянской гадюки.
Самой опасной является гюрза, яд которой по своему воздействию уступает только яду кобры (из змей фауны СССР). Он содержит ферменты, разрушающие эритроциты и стенки кровеносных сосудов, и вызывающие свёртывание крови. После укуса возникают многочисленные внутривенные и подкожные кровоизлияния, сильнейший отёк в области укуса, тромбозы сосудов.
Самки гюрзы достигают длины 1,3м, самцы – 1,6м. Летом активны после захода солнца и в первую половину ночи. Гюрза ловко лазает по ветвям деревьев, а на земле способна к быстрым и неожиданным действиям.
Момент укуса длится доли секунды, и не фиксируется человеческим глазом.
Вот мнение младшего научного сотрудника института зоологии Академии наук Армянской ССР, известного герпетолога Арама Агасяна.
- Конечно, когда змея находится близи населённых пунктов и угрожает жизни человека, в виде крайней меры её можно убить. Однако чаще всего люди убивают змей, когда те и не помышляют нападать.
Для Арама змеи не только профессия, но и смысл и составная часть его жизни. Да-да, бывает и так.
Змеи приносят немало пользы, уничтожают грызунов, из их яда изготавливают необходимые человеку лекарства. Грамм сухого яда гюрзы стоит столько же, сколько грамм золота.
В рабочем кабинете Арама Агасяна несколько террариумов со змеями. В самом большом из них много змей – и гюрз, и гадюк. Арам голой рукой шарит в этом змеюшнике (в буквальном смысле), потом хватает одну гюрзу за голову и вытаскивает её.
- У неё стоматит, она не может есть, - объясняет Арам, – если ей не сделать укол, она погибнет.
Большим шприцем он делает ей укол и снова выпускает в террариум. После нескольких таких процедур Арам любезно предлагает и мне поймать змею. Я не боюсь змей, часто встречал их во время походов, но мне как-то не хочется брать её в руки. Я вежливо отказываюсь.
Ласково смотря (именно так!) на затаившуюся в углу армянскую гадюку, Арам рассказывает, как она однажды цапнула его за палец.
Всего же Арама змеи кусали раз десять, причём в первый раз, когда ему было 11 лет, когда он пытался поймать гюрзу. Дома он не сказал родителям о происшедшем, пролежал несколько дней с высокой температурой, и поправился. Арам не держит зла на змей, это его работа.
Организм каждого человека из-за состава крови по-своему реагирует на укус змеи. Судя по всему, у Арама Агасяна врождённый иммунитет к яду гюрзы.
Лучший способ избежать укуса змей – не трогать их: при встрече с человеком они стремятся уползти  и нападают исключительно в случае самообороны. Если вы заметили на тропинке змею, принявшую угрожающую позу и издающую шипение, то отступите и идите другой дорогой.
Будьте уверены, что в этом случае она не атакует вас: гюрза разрешает уйти.

Фото взято из инета.