Туимский провал

Олег Черняк
   Хакасия. Республика добрых людей и старинных тайн. В Ширинском районе, недалеко от села Туим, есть замечательное место, названное Туимским провалом.
Поднимаясь в гору по протоптанной туристами тропе, сразу понимаешь, что погружаешься в пространство, заполненное сказочным чудом. Всё здесь по-другому: и лучистый мохнатый ветер, и звенящий упругий воздух, да и солнце светит не так, как везде. Красоту провала описать невозможно, её надо увидеть. Никакая, даже самая лучшая фотография не может передать его величие.

 Ярко-бирюзовое, задумчивое озеро со всех сторон окружено жёлто-серыми отвесными скалами. Их зловеще щербатые стены изрезаны прожилками трещин.
Специалисты утверждают, что Туимский провал появился в семидесятых годах прошлого столетия, после запланированного взрыва, но, глядя на это чудо, начинаешь догадываться, что такое великолепие могла создать только сама природа, а человек не имеет к этому никакого отношения. И то, что после небольшого землетрясения в девяносто первом году провал заметно изменился, ещё раз доказывает это. Природа не терпит вмешательства людей в свои творения, и когда-нибудь всё равно она сделает так, как ею было задумано.

А в подтверждение слов этих есть история правдивая, что в рисунках наскальных была выбита, да, к сожалению, с годами затёртая бурями песчаными и размыта дождями гремучими.

Расселялись на Земле, по велению Божьему созданной, народы разные. Обустраивались на местах новых: жилища строили, хозяйством обзаводились да привыкали к жизни оседлой. И всем вроде места хватало, лишь хакастары — народ малочисленный, вольный — кочевали с места на место. И не их вина в том была. Не успеют они юрты дивные на двенадцать углов поставить да быт обустроить, как на их селение сразу кто ни попадя войной идёт. Чтобы народ истребить да с плодородного места выгнать.

 А хакастары — люд хотя и гордый, но миролюбивый. В войны не ввязывался не из-за трусости вовсе, а из-за страха потерять в битвах близких своих.
И застучали в бубны шаманы, зажгли костры яркие дымные, и обратились они к духам природным, вопрошая, куда им путь держать, чтобы жить в труде праведном да в счастье долговечном.
И привела хакастаров дорога нелёгкая в места, что через много веков Хакасией назовутся. Да оказались земли эти для жизни плохо пригодными. Почва словно камень вековой крепкий, леса сквозные сиротские, а речушки-то вообще иссохшие, печальные.

Но не отчаялись хакастары, ведь сами духи природные отправили их сюда, а значит так тому и быть. И принялись они за работы разные. Юрты сделали просторные, в каждой очаг сложили каменный и в леса пошли: бабы в поисках грибов-ягод, мужики — дичь выискивать.

Тяжёлые те времена были для хакастаров, валила их с ног усталость лютая, но не сдавались они и не прогибались под судьбиной горестной. А шаманы, как и прежде, в тугие бубны били. И просили они у небес не благ земных, а силы, чтобы с заботами мирскими справиться.

Подивились тогда духи просьбе нехитрой. Что за люд странный такой: ни урожая не просит, ни зверья в лес, а лишь силу, чтобы выжить и род продолжить. Решили духи помочь народу стойкому, и обрушили они на землю стихию грозную. Дожди беспрерывные залили реки извилистые до краёв самых. Сразу набухли они, как жилы полнокровные, и растеклись со звоном по земле сухой. А уж рыбы-то в реках появилось — не перечесть! Ветра необузданные жестокие принесли семена с полей далёких и наполнили леса тощие деревьями разными. И заблестели они иголками кедровыми, сосновыми, да листвой зашуршали берёзовой, осиновой. Зверьём резвым леса набились да птицами заливистыми.

И только перестала бушевать стихия, духами посланная, как ударила молния изогнутая, ослепительно-чёрная, и пробила в земле дыру глубокую, неровную. И наполнилась она водой цвета небесного, и воздух вокруг стал вкрадчивым, ломким, бодрящим.

Изумились тогда хакастары: что это за чудо чудное? Зачем это, ежели есть у нас теперь и леса дремучие, и реки полноводные, и живность всякая? А оказалось, что воздух над пробоиной природной целебный: и усталость снимает тяжёлую, и силу даёт для рода продолжения, и мысли выгоняет тревожные.
И зажил народ, горя не зная, ведь была на то милость духов природных, вознаградивших людей за трудолюбие и усердие.

Оберегали хакастары озеро голубое от глаз чужих: накрыли его стволами деревьев поваленных да листвой опавшей, а как печаль придёт или не ладится что-то — приходили они к месту этому и вдыхали живительный воздух, чтобы снова набраться силы, посланной духами природы…

От года к году стремительные ветра постепенно засыпали землёй и древние жилища хакастаров, и настил над голубым озером. Республика Хакасия застраивалась современными домами и жила размеренной жизнью. И если бы не взрыв в 1974 году, возможно — никто бы не узнал о спрятанном в горах голубом озере. Сегодня, приехав в Хакасию, любой желающий может полюбоваться красотой Туимского провала. Но узнав историю его появления, наверно, каждый захочет испытать на себе жизненную силу духов природы и вдоволь надышаться воздухом, на долгое время освежающим разум и изгоняющим печаль.

21.01.2023