Русь деревянная. Из романа Пасха на берегу Вселенн

Евгений Анатольевич Ефрешин
Русь деревянная.

Долго длилась неторопливая беседа друзей на библейские темы, самовар в ночном весеннем воздухе стал остывать. А вот натопить самовар не очень легко и быстро, особенно растопить его, если делаешь это редко, от случая к случаю, и нет нужной сноровки. И всё же, не смотря на некоторые трудности, есть особая, неповторимая прелесть в чаепитии у самовара.
Когда растопишь, поддерживать жар уже проще. Для растопки лучше всего сухая берёзовая щепа, да ещё с берестой.

А если рассуждать топке не только самовара, а масштабнее, исторически; о тепле и отоплении-обогреве в целом, то без берёзовых дров Русь представить себе невозможно, самое лучшее для топки русской печи дерево. В стране, где холодные месяцы занимают больше половины года, и морозы достигают иногда сорока градусов (имеется ввиду только средняя полоса России, а не Север и Сибирь), без надёжной печи и достаточного количества хороших дров выжить просто невозможно. Мороз и суровая зима формировали русский национальный характер таким, каков он есть, готовым к любым трудностям, лишениям, способным противостоять им в упорной борьбе.
А тепло родных лесов, природное тепло спасло, укрыло, обогрело Русь.

Конечно, дуб при сгорании даёт тепла больше, чем берёза. Но где на всех, нуждающихся в обогреве, дубов набрать? А берёз у нас немеряное количество! Да и рубить, пилить дубы слишком трудно (каменное дерево!), с берёзой гораздо легче справиться.
Осина, как дрова, не стоит хорошего слова, тепла от неё не хватает. Осина нужна в конце топки, для уменьшения количества сажи в дымоходах. Много у нас тополей, да толку от них мало, потому что дают недостаточно жара.
Ольхи у нас тоже довольно много, но ольхой печи не натопишь, лучше приберечь её для копчения. Клён и липу для обогрева использовать можно, но есть у них и значительно лучшие области применения, иконы, например, на липовых досках, ложки, чашки да плошки, лапти из лыка.

Хвойные породы горят значительно быстрей, чем лиственные, их только успевай бросать в печь. К тому же они искрят, смолят, чадят. Поэтому ель и сосна, как дрова не очень ценятся.
Сосна нужна не для топки, она необходима для строительства, ведь прежде чем отапливать жилище, надо его построить. Каменное строительство на Русь пришло значительно позже, изначальная Русь – деревянная, и сосна была главным строительным материалом. Сосновая древесина отличается лёгкостью и прочностью, она лучше всего поддаётся обработке, которая производится в основном топором. Ель тоже используется для строительства, но во многом уступает сосне. А вот для изготовления музыкальных инструментов ель выигрывает у сосны.

Из сосны срубали простые избы, княжеские терема, православные церкви после принятия христианства, потом строили корабли для выхода в море. Таким образом, она служила и для жилья, и для дальних путешествий, и для постройки храмов для общения с Богом. Какие изумительные храмы строили без единого гвоздя! Русское деревянное зодчество - это уникальное явление в мировой культуре.

Даже в космический век не стоит забывать о изначальной деревянной Руси, где славились многие деревья: ель, дуб, клён, ясень, вяз, липа… Дуб почитался, как священное дерево, подле вековых дубов в дохристианской Руси волхвы совершали свои сакральные обряды. Из дубов вырезались идолы языческих богов, которым славяне поклонялись до признания Христа.
Сами собой всплывают сразу и пушкинские строки: «У Лукоморья дуб зеленый…»

Строга и величественна в своей суровой красоте высокая вечнозелёная ель. Кроме красоты велико хозяйственное значение ели.
Очень мила сердцу русскому липа, липовый цвет и липовый мёд.

А как хорош клён с большими резными листьями! Зелёными весною-летом, жёлтыми в начале осени, багровыми в её конце. Великий русский поэт Сергей Есенин вспоминает о клёне вслед за берёзой.

Нельзя обойти вниманием и не вспомнить рябину и строки поэта, рождённого на берегу Оки, Сергея Есенина:
...Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода...

Много на Руси замечательных деревьев, но самыми важными для нас были сосна и берёза. Берёза стала символом России, но сосна для нас важна не меньше, если не больше, она прошла-проросла через всю русскую историю. Сосна являлась основным строительным материалом, из неё также изготавливали мебель, отходы использовались для обогрева жилищ.
Не станем тут перечислять все лечебные свойства дерева, но нельзя не упомянуть, что большое значение сосна имеет как для народной, так и для официальной медицины.
Кроме значения медицинского, хозяйственного, исторического; сосна – просто очень красивое дерево. Вершины вековых сосен отливают на солнце весёлой медью, зелёная хвоя радует глаз и зимой, и летом.

До трёхсот лет растут сосны, поэтому некоторые деревья в Ромоданово могут помнить ещё княжеских владельцев имения и знаменитых гостей. Это для человека 60 -70 лет – целая жизнь, деревья живут своими категориями.
На другом от Ромоданово берегу Оки, за её левым притоком речкой Яченкой и Яченским водохранилищем начинается сосновый бор. Калужский бор – это большой уникальный массив соснового леса, который сохраняется в его настоящих границах с XVII века. Его площадь превышает 1000 гектар. Основной возраст деревьев здесь около двухсот лет, встречаются иногда и трёхсотлетние сосны.
Подлесок образуют берёзы, клёны, липы, рябины, орешник.
Это памятник природы федерального значения, который охраняется государством. Охота и рубка леса здесь запрещены, а вот собирать землянику, чернику, грибы и орехи можно. Ведь само слово «бор» происходит от понятия «сбор». Но есть в калужском бору и краснокнижные растения, которые не собирать, а тщательно охранять нужно.

В бору археологами найдены стоянки людей неолитического периода, они датируются 7 тысячелетием до новой эры, до Рождества Христова. На плодородном Ближнем Востоке в это время уже существовал один из первых городов мира Иерихон, известный, в том числе, и по Ветхому Завету. В Передней Азии построили Чатал-Гуюк, вовсю занимались земледелием и скотоводством.
Основными занятиями местных жителей того доисторического времени продолжали оставаться охота и рыболовство.

С VIII века новой эры здесь заселились восточнославянские племена вятичей с их легендарным родоначальником Вятко (Вячеслав). Согласно "Повести временных лет" Вятко вышел из "ляхов" и поселился "с родом своим на Оке". Дальнейшая история края связана с их потомками, хотя и много гостей разных племён и народов приходило сюда, с другими вятичи сталкивались при своём продвижении - расселении.
Первыми из пришедших были, пожалуй, алчные хазары, обложившие славянские племена данью. Киевский князь Святослав от этой дани освободил, потом и сам Хазарский каганат ликвидировал. Киевская Русь объединила вятичей с другими восточнославянскими племенами. Стоит отметить, что сам процесс объединения не всегда проходил мирно, вятичи были самыми свободолюбивыми и непокорными из восточных славян.
Ассимиляция финно-угорских племён при продвижении на северо-запад тоже не обходилась без междоусобиц и столкновений.

По мнению Нестора-летописца и других проповедников христианства язычники-славяне - "жили в лесу и молились колесу". На самом деле ведическая вера наших предков отличалась своеобразностью мышления, глубиной и древней мудростью. Далеко не сразу вятичи приняли новую веру, первых христианских миссионеров иногда убивали.
После татаро-монгольского нашествия на верховья Оки началась литовско-польская экспансия. Борьба Великого княжества Московского с Великим княжеством Литовским, а потом с Речью Посполитой была долгой и тяжёлой.

В 1610 году на охоте в калужском бору убили Лжедмитрия 2-го.
Охотиться в бору было на кого, тут обитали кабаны, лоси, косули, медведи, волки, лисы, зайцы…

Прятались в калужском бору лихие разбойники, поймать которых было совсем не просто. Их клады до сих пор таятся где-то в глухих урочищах.

В укромных чащах скрывались здесь во времена церковного раскола староверы.

Потом пришли времена мирные, сосновый бор стал излюбленным местом отдыха калужан. Очень любил сюда приходить, дышать свежим целебным воздухом Константин Эдуардович Циолковский.
Его дом находился недалеко от бора. Тогда не было искусственно созданного и, к сожалению, быстро загрязнённого и отравленного городскими стоками водохранилища. Калужский учёный переходил через небольшую, чистую речку Яченку и бродил под вековыми соснами, мечтая о звёздах и космических полётах. Ему хорошо и свободно думалось в бору, о чём он рассказывал своему другу и младшему соратнику по космическим идеям Александру Чижевскому.

Часто Константин Циолковский возвращался со своих лесных прогулок затемно, любовался по дороге домой Луной и звёздами.
Его дом сохранён и превращён в дом-музей, рядом построили музей Космонавтики имени К.Э.Циолковского с направленной в небо ракетой.
На другой стороне водохранилища в небо тянутся сосны, под которыми мечтал великий учёный и философ.

Сосны в бору вырастают до сорока метров в высоту, а мощные стволы у земли не всегда охватишь руками. Стволы вековых деревьев у основания покрывает толстый защитный слой серо-коричневой коры.
Для понимающих сосновая кора - вещь очень важная и даже незаменимая, Серёжа с мальчишками в детстве вырезал из неё лодки и кораблики. От индейских пирог и шлюпок, до шхун, фрегатов и трёхмачтовых бригов. Из спичек или веток делали мачты, из листьев и бумаги паруса.

Мальчишки с острыми перочинными ножиками и наждачной бумагой трудились с увлечением. Они старались превзойти друг друга в красоте корабликов из коры, давали им звучные названия и пускали наперегонки в плавания по ручьям и реке. Одну свою замечательную маленькую бригантину Серёжа упустил из вида, и она отправилась в самое дальнее плавание навсегда. А трёхмачтовый фрегат до сих пор стоит на книжной полке Сергея рядом с книгами Отто Коцебу «Новое путешествие вокруг света» и «Водители фрегатов» Николая Чуковского.

А теперь Сергей, Игорь и Александр протопили сосновыми шишками самовар, и тут польза от нашего дерева!