Дзен кубика Рубика

Михаил Ермоленко
(Штрих воспоминаний)

Кубик Рубика. Будучи ребенком я впервые о нем услышал в какой-то новостной передаче и загорелся иметь его. Мечта оставалась мечтой до тех пор, пока эту игрушку не завезли в Ташкент в начале 80-х годов.

В магазинах стояли просто огромные очереди. Купить игрушку было нереально и я решил подождать лучших времен.

И внезапно в один из вечеров отец пришел с работы и протянул мне синюю картонную упаковку. Внутри был он, вожделенный кубик. Чувство очумелой радости охватило меня тогда. До сих пор не знаю, каких усилий ему стоило приобрести его.

С тех пор мысли были только о кубике. Часами я его крутил, пытаясь найти алгоритм сборки. И не получалось.

Только на страницах  очередного журнала “Наука и жизнь” я наконец увидел и освоил послойный алгоритм его сборки.

Выучив этот алгоритм наизусть, я на протяжении многих лет собирал кубики всем, у кого я их заставал. Лежащие на полках, заброшенные и покрытые пылью, они приводились в порядок моими натренированными пальцами и неизменно вызывали у их хозяев чувство восхищения. Это были мои маленькие триумфы.

Иногда долгими вечерами, сидя в кресле, крутил свой кубик и восхищался, как по строгим правилам собирается гармония и порядок.

Слышал я про конкурсы на скоростную сборку, про чудесные алгоритмы, но как-то все проходило мимо сознания.

Однажды увидел рекламу некой программы по сборке кубика и решил посмотреть действие этого алгоритма. Что-то хвалят его много.

Скачал программу на сотовый телефон, опробовал и офигел. Мои долгие минуты кручения слоев свернулись до 20-ти шагов совершенно непонятных траекторий.

Попробовал второй раз. Та же ситуация.

Минут пять сидел в прострации, не веря своим глазам.

Третья попытка была драматичной. Разноцветный кубик воспринял алгоритм Бога, познал Дзен и рассыпался в моих руках.

С тех пор я кубики Рубика больше не покупал.