42-ой... Под крылом АДД Ч. 1

Владимир Мутин 2
42-ой… Под крылом АДД Ч.1

Краткая история 4 гвардейского авиакорпуса дальнего действия
Из серии: «Золотые соколы маршала Голованова»


Вторая глава «Под Б-25, не скупясь – целую дивизию!» была завершена секретным отчетом «О проделанной боевой работе 222 бомбардировочной авиационной Дивизии за период с 1 августа по 1 сентября 42 года», направленного генерал-майору авиации Судецу, командиру 1-го бомбардировочного авиационного корпуса, в рядах которого тогда была дивизия. Добившись чуть ли не кулуарно смены «патронажа», руководство 222 БАД сменило и вывеску на «222 ад ДД», и от ныне за итоги боевой работы дивизии отчитывалось уже перед командующим АДД генерал-лейтенантом авиации Головановым. Эти документы стали доступны и позаимствованы из исторического фолианта «Итоги боевой работы 222 авиационной дивизии дальнего действия за период август - декабрь 1942 г» [ЦАМО, Ф.: 20061, Оп.: 0000001, Д.: 0002]

Прослеживается эволюция приобретения боевого опыта дивизией. Ей определили в этот период конкретный и довольно узкий западный театр боевых действий, и боевые задачи ставились самые типовые для АДД: срывать ж.-д. поставки врага; работать по аэродромам противника – хотя бы блокировать их работу, а если повезет, то и уничтожать матчасть; бомбить склады с ГСМ и боеприпасами, уничтожать живую силу противника в тылах, «сладко» спящую в теплых казармах; производить воздушную разведку. И при этом всячески избегать боевых и тем более не боевых потерь. И само собой – неустанно учиться, учиться и учиться, как это было заведено в АДД.

Что добилась дивизия за эти крайние четыре месяца 42-го видно из оценок, данных самим командующим АДД. И так начинаем:

СЕКРЕТНО

КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
Генерал-Лейтенанту Авиации т. ГОЛОВАНОВУ.

СОДЕРЖАНИЕ: Итоги боевой работы 222 АД ДД за сентябрь м-ц 1942 года.

ДОКЛАДЫВАЮ:

1. 222 Авиационная Дивизия находилась в составе 1 Бомбардировочного Авиационного корпуса Резерва Главного командования действующей одной 222 АД в интересах Западного фронта.

С 29.9.42 г. вошла в состав Авиации Дальнего действия с наименованием 222 Авиационная Дивизия Дальнего действия.

2. Дислокация и боевой состав частей 222 АД на 1 сентября 1942 года.

16 АП ДД - на аэродроме ЧКАЛОВСКАЯ в составе 17 самолетов Б-25-C. Из них: исправных 10 самолетов, неисправных 3, вне части 4 самолета.

37 АП ДД - на аэродроме МОНИНО в составе 19 самолетов Б-25-С. Из них: исправных 16 самолетов, неисправных 1, вне пасти 2 самолета.
125 АП ДД - с 20 августа по 19 сентября на аэродроме ОСТАФЬЕВО, с 20 сентября на аэродроме ЧКАЛОВСКАЯ в составе 11 самолетов Б-25-С. Из них: исправных 6 самолетов, неисправных 2, вне части 3 самолета.

3. Боевая подготовка полков на 1 сентября 1942 года.

Количество экипажей, подготовленных для боевой работы днем в сложных условиях и ночью в простых на ближний радиус:

16 АП ДД - 10 экипажей
37 АП ДД - 22 экипажа
125 АП ДД – 0 экипажей

Одновременно с выполнением боевых задач, части дивизии вели переучивание летного состава на самолете Б-25-С для боевых действий ночью. В отчетный период переучивание производил главным образом 125 АП ДД.

4. Части 222 Авиационной Дивизии в сентябре месяце 1942 года боевую работу вели только ночью и 3 Б-25-С производили вылеты на разведку войск противника днем по заданию нач. штаба ВВС КА с аэродрома РАЗБОЙЩИНА в интересах командования Сталинградского направления.

Всего в течение месяца было 13 летных ночей из них:

2 летных ночи - производилась только разведка погоды, из-за неблагоприятных метеоусловий вылеты на боевое задание не производились.

1 летная ночь - произведен 1 вылет; 1 самолет на специальное задание, по заданию разведупра Генштаба КА.

7 летных ночей выполняли боевое задание в условиях хорошей видимости.

3 летных ночи - выполняли боевое задание в сложных метеоусловиях.

5. Боевая работа за отчетный период проводилась в интересах Калининского и Западного фронтов.

Основными задачами явились:

а) Срыв ж.-д. перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушали ж.-д. мосты, пути, станционные здания и уничтожали подвижной состав на ж.-д. узлах, станциях и перегонах.
б) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожали материальную часть самолетов на аэродромах противника.
в) Уничтожение запасов противника - бомбардировочными действиями уничтожали склады боеприпасов и хранилища горючего.
г) Разведка войск противника в интересах Командования Сталинградского направления.
д) Высадка агентов в глубокий тыл противника.


6. Методы боевых действий: эшелонированный по высоте и времени удар одиночными самолетами с минимальным интервалом (1-1,5 мин.) между самолетами. Бомбометание серийное с индивидуальным прицеливанием. Подход к цели с маневром по высоте и направлению.

Подсвечивание цели осуществлялось специально назначенными самолетами - осветителями, которые высылались в голове основной бомбардировочной группы.
Применялся в виде опыта, самоподсвет (каждый самолет на первом замке имел САБ-25 или САБ-15).

Последним метод себя не оправдал и оказался малоэффективным.

Методы подсвечивания друг-другу, имея САБ на последнем замке, требует дополнительной проверки.

Контроль результатов бомбометания в дивизии на сегодня не отработан. Произведенная ночная фотосъемка результатов бомбометания, положительных данных не дала из-за большой высоты фотографирования.

Для определения результатов бомбометания, впредь до получения удовлетворительных фотоснимков ночного фотографирования, следует высылать специально выделенных контролеров.

За отчетный период произведено:

Боевых самолетовылетов – 214;
Боевой налет – 644 ч. 16 мин.;
из них:

а) по ж.-д. мостам, узлам и перегонам - 142 самолетовылета;
б) по аэродромам противника – 52 самолетовылета;
в) по складам, боеприпасов и горючего - 9 самолетовылетов;
г) на специальное задание по заданию разведупра Генштаба КА – 1 самолетовылет;
д) не выполнение задании- возвращение на свой аэродром с бомбами из-за отказа материальной части – 2 самолетовылетов; _
е) из-за неблагоприятных метеоусловий - 8 самолетовылетов.

Учебных самолетовылетов днем и ночью – 1016 с/в.
Учебный налет - 272 ч. 00 мин.

Всего самолетовылетов -  1230.
Общий налет -  916 ч. 16 мин.

8. Всего сброшено бомб 5051, весом 228460 кг, из них:

а) По ж.-д. мостам, узлам, станциям и перегонам - 2143 шт. весом 181195 кг.
б) По аэродромам противника 2406 шт. весом 36600 кг.
в) По складам горюче – смазочного материала 502 шт. весом 10370 кг.

Сбито 4 самолета противника из них:

2 МЕ-109 над аэродромом КУРСК;
1 МЕ-109 в районе ст. ДУРОВО;
1 МЕ-109 в районе ст. ЯРЦЕВО.

По донесениям экипажей, определена следующая эффективность бомбометания: 

а) По ж.-д. узлу ВЯЗЬМА отмечено всего до 58 прямых попаданий по ж.-д. путям и в районе станционных здании до 42 очагов пожара, из них 12 больших размеров.
б) Ж.-д. ст. ЯРЦЕВО отмечено до 23 прямых попадании по ж.-д. путям и в районе станционных здании, 4 очага пожара в районе цели.
в) Ст. ДУРОВО отменено до 23 прямых попадании по ж.-д. путям и в районе станционных зданий, до 13 очагов пожара, 4 взрыва из них 2 большой силы в районе цели.
г) Ж.-д. ИЗДЕШКОВО отмечено 5 прямых попадании по ж.-д. путям и станционным зданиям.
е) Ж.-д. СЕРГО-ИВАНОВСКОЕ отмечено 8 прямых попаданий по ж.-д. путям, 2 очага пожара, 1 взрыв в районе цели.
ж) Ст. ВАСИЛИСИНО отмечено 2 прямых попаданий.
з) Склады боеприпасов и горючего. (200 метров севернее ст. ВЯЗЬМА - НОВОТОРСКОГО) отмечено до 15 прямых попадании в районе складов, 5 пожаров, 4 взрыва, в районе цели.
и) Аэродром КУРСК (восточный) отмечено до 14 попаданий по окраинам аэродрома, 5 очагов пожара на предполагаемых местах стоянок самолетов.
к) Аэродром КУРСК (Западный) отмечены серии разрывов на Западной окраине аэродрома, 6 очагов пожаров, 2 взрыва на предполагаемых местах стоянок самолетов.
л) Аэродром ОРЕЛ отмечено до 40 прямых попаданий по окраинам аэродрома, до 3 очагов пожара, 3 взрыва на местах стоянок самолетов.
м) Аэродром ЩИГРЫ отмечено 2 прямых попадания на восточной окраине аэродрома, 1 пожар, 1 взрыв на местах стоянок самолетов.

9. ПВО объектов.

а) Ж.-д. узел ВЯЗЬМА прикрыт до 3 батарей ЗА крупного и среднего калибра, до 10 точек МЗА и ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами. Отмечено до 10-12 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.
б) Ст. ЯРЦЕВО прикрыта до 1 батареи ЗА среднего калибра и 3-4 точками ЗП.
в) Ст. ДОРОГОБУЖ, ст. ИЗДЕШКОВО, ст. ЧИПЛЯЕВО район каждый прикрыт 1 батарей ЗА среднего калибра, 3-4 точками ЗП, действующих совместно с 3-4 прожекторами.
г) Аэродромы КУРСК (Западный), КУРСК (Восточный), ОРЕЛ, ЩИГРЫ район каждого прикрыт до 3-4 батарей ЗА среднего калибра до 5-7 точек ЗА и ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами. Всего отменено в районе каждого аэродрома 10-15 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.

10. Тактика ПВО противника.

Перечисленные объекты активно прикрываются противником с земли и в воздухе. ЗА, как правило, располагается на вероятных направлениях треугольником. Обычно наибольшему обстрелу подвергается самолет-осветитель, как приходящий на цель первым. ЗА противника не всегда ведет организованный огонь. Скрытность подхода к цели и эшелонирование по высотам способствуют дезориентирование средств ПВО противника. Как правило ЗА больших пунктов, таких как ВЯЗЬМА, ОРЕЛ, КУРСК и т.д., применяют в начальный период появления бомбардировщиков, постановку заградительного огня в процессе бомбометания работает во взаимодействии с прожекторами по целям, обнаруженных прожекторами; ЗА ведет огонь до высот порядка 1200-1500 метро и ниже. Ж.-д. узлы и прилегающие к нему район аэродрома, как правило прикрываются одиночными патрулирующими истребителями.

В районе ж.-д. узла ВЯЗЬМА отмечен патруль пары истребителей. Атаки истребителеЙ противника обычно снизу, с боку под углом 30-40°, часто с подсветом фарой с последующим быстрым отвалом в сторону, при ответном огне стрелков.

11. Летные происшествия.

Части 222 Авиационной Дивизии Дальнего Действия за отчетный период имеют: 4 боевых потери, 3 небоевых потери, из которых:

а) 1 катастрофа.
б) 2 аварии.
в) 2 поломки самолета.
г) 8 случаев потерь ориентировки с вынужденными посадками вне аэродрома.

12. Обстоятельства, связанные с боевыми потерями.

а) В ночь на 8.9.42 года самолет Б-25-С 37 АП ДД № 112546, командир корабля ст. лейтенант ТИТОВ вылетал на выполнение боевого задания - бомбометания ж.-д. ст. ДУРОВО, с задания не возвратился. По показаниям экипажей сбит ЗА противника над целью (экипажи наблюдали падающий горящий самолет).
б) В ночь на 16.9. 42 года 2 самолета Б-25-С 37 АП ДД №№ 112583, 112550 командиры кораблей капитан СЛИВКО, лейтенант КИРНОС вылетели на выполнение боевого задания - бомбардирования аэродрома ОРЕЛ, с задания не вернулись. По показаниям экипажей, над целью наблюдали падающий горящий самолет и один самолет обстреливаемый ЗА противника в лучах прожекторов уходил со снижением к г. ОРЕЛ.
в) В ночь с 21.9 на 22.9.42 года самолет Б-25- С 16 АП ДД № 112530, командир корабля лейтенант СЛЕПЦОВ вылетел на выполнение боевого задания - бомбометания складов боеприпасов горючего 1 км севернее ст. ВЯЗЬМА (Новоторская). С задания не вернулся.

По данным экипажей над целью наблюдали падающий горящим самолет, подбитым ЗА противника и взрыв при падении на землю.

13. Обстоятельства, связанные с небоевыми потерями.

а) В ночь с 30.9 на 1.10.42 года самолет Б-40-С 125 АП ДД командир корабля капитан СОЛДАТОВ при вылете на боевое задание, из-за отхода сектора газа одного мотора свалился на крыло. Самолет сгорел. Штурман капитан ДАТИЕВ, штурман лейтенант БЕЗМЕНОВ, стрелок-радист ст. сержант ИГНАТОВ, стрелок сержант НИКОЛАЕВ погибли.
Командир корабля капитан легко ранен, пилот сержант МАРКИЗОВ получил легкие ушибы.

б) В ночь с 16.9 на 17.9.42 года 1 самолет Б-26-С № 112534 16 АП ДД, командир корабля ст. лейтенант КАПУСТИН, штурман капитан ШИБАНОВ из-за потери ориентировки произвели вынужденную посадку у ст. ИЗМАЛКОВО. При посадке самолет разбит, ремонту не подлежит. Экипаж невредим.

в) В ночь с 16.9 на 17.9.42 года 1 самолет Б-25-С № 112562 16 АП ДД, командир корабля капитан БИРЮКОВ, штурман капитан ЕВСТЕГНЕЕВ из-за потери ориентировки произвели вынужденную посадку у дер. ФЁДОРОВСКАЯ (20 км восточнее РЯЗАНИ) при посадке самолет потерпел аварию (подлежит заводскому ремонту). Экипаж не вредим.

14. Поломки.

а) 2.9.42 года 1 самолет Б-25-С 37 АП ДД № 112746 командира корабля лейтенанта КИРНОС при выполнении боевого задания подбит огнем ЗА противника в районе цели. Посадку произвел вне аэродрома в районе ЭЛЬТОН на фюзеляж. Самолет восстанавливается.

б) В ночь с 22.9 на 23.9.42 года 1 самолет Б-25-С 125 АП ДД № 112559 командира корабля, лейтенанта РОМАНОВА, штурман лейтенант ТИМОФЕЕВ, после выполнения боевого задания у села СОКАЕВО произвел вынужденную посадку из-за потери ориентировки (Мордовская АССР). При посадке произошла поломка. Самолет восстанавливается.
8 случаев потерь ориентировок с вынужденными посадками вне аэродрома, из них: 2 самолета потерпели аварию (вошли в счет небоевых потерь), 1 самолет имеет поломку, остальные вынужденные посадки произведены благополучно.

КОМАНДИР 222 АД ДД ПОДПОЛКОВНИК /ТИТОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
*****

СУММАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ЧАСТЕЙ 222 АД ДД ЗА НОЯБРЬ М-Ц:

Летных дней: 37 ап – 14; 16 ап – 12; 125 ап – 4; Итого: 30
Самолетовылетов: 37 ап – 92; 16 ап – 98; 125 ап – 24; Итого: 214

Из них:

по основным целям: 37 ап – 91; 16 ап – 83; 125 ап – 23; Итого: 197
по запасным целям: 37 ап – 0; 16 ап – 7; 125 ап – 0; Итого: 7
всего: 37 ап – 91; 16 ап – 90; 125 ап – 23; Итого: 204

Количество самолетов, не выполнивших задания и причины:

Неисправная м/ч: 37 ап – 1; 16 ап – 2; 125 ап – 1; Итого: 4
Метеоусловия: 37 ап – 0; 16 ап – 2; 125 ап – 0; Итого: 2
Прочие: 37 ап – 0; 16 ап – 4; 125 ап – 0; Итого: 4.

Боевой налет: 37 ап – 248 ч. 29 мин.; 16 ап – 318 ч. 12 мин.; 125 ап – 77 ч. 35 мин.; Итого: 644 ч. 16 мин.

Потери самолетов:

Боевые: 37 ап – 3; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 4
Не боевые:
Катастрофа: 37 ап – 0; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 1
Авария: 37 ап – 0; 16 ап – 2; 125 ап – 0; Итого: 2
Поломки: 37 ап – 1; 16 ап – 0; 125 ап – 1; Итого: 2

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/
*****

Сов. секретно.

КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
Генерал-Лейтенанту авиации тов. ГОЛОВАНОВУ.

ДОКЛАДЫВАЮ:

Итоги боевой работы 222 Авиационной Дивизии Дальнего Действия за октябрь месяц 1942 года.

I. Части 222 АД ДД за октябрь месяц 1942 года боевую работу вели только ночью.

Всего в течение месяца было 17 летных ночей из них:

3 летных ночи - произведена только разведка погоды, из-за плохих метеоусловий вылеты на боевое задание не производились.
5 летных ночей - выполнение задания в сложных метеоусловиях, полная облачность, Н=600-1000 м, местами дожди, видимость 3-4 км.
9 летных ночей - выполнение задания в условиях хорошей видимости.

II. Боевая работа проводилась в интересах Западного и Калининского Фронтов.

Основными задачами явились:

1) Срыв железнодорожных перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушали пути и станционные здания и уничтожали подвижной состав на ж.-д. узлах и перегонах.
2) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожали материальную часть самолетов противника на его аэродромах и выводили из строя летное поле.

III. Методы боевых действий: эшелонированный по высоте и времени, удар одиночными самолетами с минимальным интервалом (1—1,5 мин.) между самолетами.
Бомбометание сериями с индивидуальным прицеливанием. Подход к цели с маневром по высоте и направлению.

Подсвет цели специально назначенными самолетами-осветителями, обычно на дивизию два, которые высылались за 10-20 мин., раньше выхода основной бомбардировочной группы.

Вначале отчетного периода применялся самоподсвет, что себя не оправдало и явилось малоэффективным. Метод подсвечивания друг другу, имея САБ на последнем замке, так же положительных результатов не дал.

Практикой установлено, что специально выделенный самолет-осветитель, имеющий 12 САБ-25 обеспечивает прицеливание 8-10 самолетам бомбардировщикам.

Контроль результатов бомбардирования в дивизии на сегодня не обработан; ночная фотосъемка (произведено до 5-ти съемок) положительных результатов не дала.
Практикуется высылка контролеров.

IV. За отчетный период произведено:

Самолетовылетов – 489;
Боевой налет - 1651 ч. 08 мин.
из них:

1) По ж.-д. узлам и перегонам – 310 с/в;
2) По аэродромам противника – 167 с/в;
3) Не выполнивших заданий, возвращение на свой аэродром с бомбами из-за отказа мат/части – 11 с/в;
4) из-за плохих метеоусловий – 1 с/в.

V. Всего сброшено бомб - 5761 шт. весом 561,955 т. Из них:

а) По ж.-д. узлам и перегонам - 2755 шт., весом 387,090 т;
б) По аэродромам противника – 3006 шт., весом -  174,865 т.

VI.  По донесениям экипажей определена следующая эффективность бомбометания:

а) По ж.-д. узлу ВЯЗЬМА отмечено всего до 102-107 прямых попадании по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; до 65 очагов пожара, из них 15 больших размеров; до 39 взрывов в районе цели.

б) По ж.-д. узлу ВИТЕБСК отмечено всего до 110 прямых попаданий по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; до 67 очагов пожаров, из них 7 больших размеров; до 7 взрывов в районе цели.

в) По ж.-д. узлу ПОЛОЦК отмечено всего до 30 прямых попаданий по ж.-д. путям в районе станционных зданий; до 14 очагов пожара; и 11 взрывов в районе цели.

г) По ж.-д. станции СМОЛЕНСК (пассажирская) отмечено до 10 прямых попаданий по ж.-д. путям и в районе станционных зданий; 1 очаг пожара и 3 взрыва большой силы.
Значительное количество бомб упало по центру г. СМОЛЕНСК.


д) По аэродрому СЕЩА отмечено всего, до 30 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома; 7 очагов пожара; 1 взрыв в районе аэродрома.

е) По ж.-д. станции ОРША - центральная (северная) отмечено 4 очага пожаров, 3 взрыва.
(Определению результатов бомбометания препятствовала низкая облачность и ограниченная видимость).

ж) По аэродрому: СМОЛЕНСК (северный) отмечено до 140 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома; до 38 очагов пожаров в районе аэродрома, из них 2 больших размеров; 9 взрывов, Сожжен один ангар.

з) По аэродрому ВИТЕБСК отменено до 100 прямых попаданий по окраинам и центру аэродрома, 22 очага пожара, до 10 взрывов в районе аэродрома.

Во время выполнения боевых заданий экипажами сбиты 5 истребителей противника, типа МЕ-109, из них 4 МЕ-109 в районе ВЯЗЬМА, 1 МЕ-109 в районе ПОЛОЦК.

VII. ПВО ОБЪЕКТОВ

а) Ж.-д. узлы и аэродромы ВИТЕБСК, СМОЛЕНСК, район каждого прикрыт до 3-х батарей ЗА крупного и среднего калибра, до 10 точек МЗА и ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами.

Всего отмечено в районе каждого ж.-д. узла 12 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.

б) Аэродром СЕЩА прикрыт двумя батареями ЗА среднего калибра, 1 батареей МЗА и до 6 точек ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами. Всего отменено до 10 - 12 прожекторов.

в) Ж.-д. узел ВЯЗЬМА прикрыт 5-6 батареями ЗА крупного и среднего калибра, 12 точек МЗА и ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами.
Всего отменено до 20 прожекторов и патрулирование истребителей одиночно и группами по 2-3 самолётов.

г) Аэродром ДВОЕВКА, свх. ДУГИНО, район каждого прикрыт до 3-х батарей ЗА среднего калибра, до 6-5 точек ЗП, действующих совместно с прожекторами. Всего отмечено до 10-12 прожекторов на цель.

д) Ж.-д. узлы ОРША – ПОЛОЦК, район каждого прикрыт до 3-х батарей среднего калибра, действующих совместно с прожекторами.

Отменено до 6-10 прожекторов в районе каждого объекта и патрулирование одиночных истребителей.

VIII. ТАКТИКА ПВО ПРОТИВНИКА

Перечисленные выше объекты, активно прикрываются противником с земли и в воздухе.
ЗА и ЗП, как правило располагаются на вероятных направлениях и на расстояниях соответственно калибров.

Прожектора, как правило располагаются в две линии, имея в первой линии на вероятных направлениях прожектора искатели.

Вторая линия прожекторов, огибает объект с двух-трех сторон кустами по 2-3 прожектора.

Характерное в действиях прожекторов - самостоятельные искания в начальный период появления самолетов бомбардировщиков, при попадании одного самолета в луч, все прожектора переносят свет на него в зависимости от наличия самолетов над объектом.

Обычно наибольшему обстрелу подвергается самолет-осветитель, как приходящий на цель первым, в силу этого целесообразно разрыв между временем прихода самолета-осветителя и основной группы бомбардировщиков сократить до минимума.

ЗА ведет огонь на всех высотах, применяя постановку заградительного огня. ЗП огонь ведет до высот порядка 1250 м и ниже.

Ж.-д. узлы, как правило прикрываются одиночными патрулирующими истребителями.

В районе ж.-д. узла ВЯЗЬМА., отмечались патрули противника в составе З-4 пар.

В первых числах месяца при первичных налетах, действия истребителем противника были активны, особенно в районе ВЯЗЬМА.

В последующих полетах отмечалось уменьшение количества патрулей и ослабление их активности.

Атаки истребители противника производят обычно снизу, с боку под углом 30-40°, с обязательным подсветом фарой, с последующим быстрым отвалом в сторону при ответном огне стрелков.

Были случаи, когда истребители противника действовали совместно группой (звеном). Один атакует с зажженной фарой, два истребителя с теневой стороны атакуют освещенного бомбардировщика.

Атаки истребителей по темпу стремительны и скоротечны - больше одной атаки не производилось.

Экипажами отмечалось, что сейчас же после пролета линии фронта, если маршрут пролегал вдоль линейных ориентиров или пересекал их, из расположения противника самолеты провожались подсветом одиночных протекторов с указанием лучом направления полета, передавая пролетающий самолет друг-другу, что продолжалось до самой цели.

Это особенно характерно для полетов на СМОЛЕНСК, ВИТЕБСК, ОРША.

Необходимо отметить, что такое сопровождение наблюдалось в период наибольшем активности истребительной авиации противника в воздухе, что заставляет предполагать о взаимодействии наводящих прожекторов с истребителями.

IX. Летные, происшествия:

Части 222 авиационной Дивизии Дальнего Действия за истекший период имеют:
2 боевые потери, из них 1 самолет подлежит ремонту, 1 экипаж не вернулся с боевого задания.

3 небоевые потери, из них:

а) Одна авария.
б) Одна катастрофа.
в) взрыв самолета на земле при рулении.

1 поломка при рулении на аэродроме МОНИНО, самолет Б-25-С одним колесом провалился в закрытую воронку.

5 случаев потери ориентировки с вынужденными посадками вне своего аэродрома, из них 1 самолет потерпел аварию (вошла в число небоевых потерь), остальные вынужденные посадки были произведены благополучно.

Обстоятельства, связанные с боевыми потерями.

а) В ночь с 29.10 на 30.10.42 года 1 самолет Б-25-С № 113029 37 АП командира корабля капитана Гудимова вылетал на боевое задание - на бомбометание ж.-д. узла СМОЛЕНСК, с боевого задания не вернулся. По данным экипаж сбит огнем ЗА в районе цели, горящим упал на землю и взорвался.

б) в ночь с 30.10 на 31.10.42 года 1 самолет Б-25-С 16 АП, командира корабля лейтенанта ХОРОБРЫХ вылетал на боевое задание - на бомбометание аэродрома ВИТЕБСК. На маршруте в районе АНДРИАПОЛЬ самолет был атакован звеном МЕ-110 и сбит. Самолет произвел посадку на болото оз. ИСТОШНЯ /50 км западнее ОСТАШКОВ/. Раненый пилот мл. сержант ШАЛАМАЙ умер, стрелок-радист старшина КАРАПЕТЬЯН в госпитале. Остальной экипаж невредим. Самолет подлежит ремонту.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННЫХ С НЕБОЕВЫМИ ПОТЕРЯМИ

а) 3.10.42 года после выполнения боевого задания 1 самолет Б-25-С, командир корабля капитан МИГАЛЬ, штурман ст. лейтенант УЛИСКО, из-за потери ориентировки, произвел вынужденную посадку вне аэродрома. Самолет разбит. Экипаж невредим, (за исключением штурмана ст. лейтенанта УЛИСКО, - перелом ноги).

б) 9.10.42 года 1 самолет Б-25-С при рулении, из-за течи горючего в бензосистеме, загорелся и взорвался с бомбами. Экипаж невредим.

в) 13.10.42 года 1 самолет Б-25-С, командир корабля капитан МИГЕЛЬ, при полетах на тренировку с молодым летчиком по кругу, из-за отказа одного из моторов на втором развороте перешел в штопор. Самолет разбит, экипаж погиб.

КОМАНДИР 222 АД ДД ПОДПОЛКОВНИК /ТИТОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
*****

СУММАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ЧАСТЕЙ 222 АД ДД ЗА НОЯБРЬ М-Ц:

Летных дней: 37 ап – 17; 16 ап – 17; 125 ап – 17; Итого: 17

Самолетовылетов: 37 ап – 174; 16 ап – 191; 125 ап – 124; Итого: 489

Из них:
по основным целям: 37 ап – 156; 16 ап – 175; 125 ап – 108; Итого: 439
по запасным целям: 37 ап – 15; 16 ап – 13; 125 ап – 10; Итого: 38
всего: 37 ап – 171; 16 ап – 188; 125 ап – 70; Итого: 118

Количество самолетов, не выполнивших задания и причины:

Неисправная м/ч: 37 ап – 2; 16 ап – 3; 125 ап – 6; Итого: 11
Метеоусловия: 37 ап – 1; 16 ап – 0; 125 ап – 0; Итого: 1
Прочие: 37 ап – 0; 16 ап – 0; 125 ап – 0; Итого: 0.

Боевой налет: 37 ап – 527 ч. 34 мин.; 16 ап – 681 ч. 57 мин.; 125 ап – 441 ч. 27 мин.; Итого: 1651 ч. 08 мин.

Потери самолетов:

Боевые: 37 ап – 1; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 2

Не боевые:

Катастрофа: 37 ап – 0; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 1
Авария: 37 ап – 0; 16 ап – 1; 125 ап – 1; Итого: 2
Поломки: 37 ап – 1; 16 ап – 0; 125 ап – 0; Итого: 1

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/
*****
 
Выписка

ОЦЕНКА БОЕВОЙ РАБОТЫ АВИАДИВИЗИИ ЗА ОКТЯБРЬ 1942 Г.

222 АВИАДИВИЗИЯ (Б-25)


В октябре дивизия вошла в строй, как Авиадивизия Дальнего Действия, сделав за месяц 489 самолетовылетов при налете 1651 ч. Дивизия начинает приобретать боевой опыт в действиях по ж.-д. узлам и аэродромам противника.

Наиболее крупными недостатками в боевой работе дивизии, которые ей надлежит в ближайшее время ликвидировать, являются:

а) большие потери, особенно небоевые (в октябре: 2 боевых потери, 3 небоевых потери);
б) много случаев потерь ориентировки экипажами;
в) большое количество экипажей бомбардировало по запасным целям и многие из них выбирали при этом цели чисто случайные, не имеющие ни тактической, ни оперативной ценности.
г) меткость бомбометания все еще очень низка.
 
КОМАНДУЮЩИЙ АВИАЦИЕЙ ДД ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ /ГОЛОВАНОВ/
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА АДД ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР /ГУРЬЯНОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА АДД ГЕНЕРАЛ - МАЙОР АВИАЦИИ /ШЕВЕЛЕВ/
*****

СОВ. СЕКРЕТНО

КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИИ
Генерал-Лейтенанту Авиации тов. ГОЛОВАНОВУ.

СОДЕРЖАНИЕ: Итоги боевой работы 222 АД ДД за ноябрь ±942 г.

ДОКЛАДЫВАЮ:

1. Части 222 Авиационной Дивизии Дальнего Действия в ноябре 1942 года выполняли боевую работу ночью.

Всего в течение месяца было 11 летных ночей. Из них: в течение 2-х летных ночей производились полеты только на разведку погоды; ввиду неблагоприятных метеоусловий (облачность 10 баллов, Н=100-200 м, снегопад, обледенение) вылеты на боевое задание не производились.

В течение 4-х летных ночей производились вылеты на боевое задание в сложных метеоусловиях (облачность 10 баллов, Н=700-1200 м, видимость до 3-х км, местами снегопад).

В течение остальных 5-ти летных ночей боевые задания выполнялись в удовлетворительных метеоусловиях.

2. За отчетный период 222 АД ДД вела боевую работу в интересах Западного и Калининского фронтов и выполняла следующие боевые задачи:

а) срыв ж.- д. перевозок противника - 6омбардировочными действиями разрушала пути, станционные здания и уничтожила подвижной состав на ж.-д. узлах и перегонах коммуникаций противника.

б) борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожала материальную часть самолетов на аэродромах противника и разрушала летные поля.

в) уничтожение войск противника и его огневых средств - бомбардировочными действиями уничтожала и деморализовала войска противника в населенных пунктах и его систему обороны.

3. Основными приемами и методами боевых действий по выполнению поставленных боевых задач явились массированные удары одиночных самолетов, эшелонированных по высоте и времени, с минимальными интервалами (1-2 мин.) между самолетами, бомбометание производилось сериями с индивидуальным прицеливанием. Подход к цели осуществлялся с противозенитным маневром по высоте и направлению.

Освещение цели производилось, как правило, специально назначаемыми самолетами -осветителями. Обычно от Дивизии назначались два самолета-осветителя, которые высылались за 10-15 мин. раньше выхода основной группы бомбардировщиков в целях своевременного нахождения цели и обеспечения подсвета для прицеливания.

В результате боевой работы было установлено, что самолеты – осветители, имеющие в бомболюках по 12 бомб САБ-25 или САБ-15, вполне обеспечивали уверенное прицеливание штурманов группы бомбардировщиков 12-15 самолетов в течение 15-20 мин.

Контроль результатов бомбардирования осуществлялся главным образом специально назначенными контролерами от полков, дивизии. Как правило контролер находился на борту самолета-осветителя.

За отчетный период было произведено 5 ночных фотографирований с целью фиксации результатов бомбометания, но ввиду того, что съемки производились с высот 2800-3000 м результаты фотографирования оказались неудовлетворительными.

4. За отчетный период. Произведено:

боевых самолетовылетов – 200;
боевой налет -  848 ч. 30 мин.;

Из них:

а) по ж.-д. узлам, станциям, перегонам - 31;
б) по аэродромам противника – 134;
в) по населенным пунктам – 26;
г) на разведку погоды с бомбометанием – 1;
д) невыполненных заданий с возвращением на свои аэродром из-за неисправности материальном части – 6;
е) из-за плохих метеоусловий – 1;
ж) сбит на маршруте следования к цели -1.

Из числа 192 самолетовылетов, выполнявших боевые задания:

172 самолетовылета на бомбометание основных целей;
17 самолетовылетов на бомбометание запасных целей;
3 самолетовылета - на бомбометание случайных целей.

Одновременно с выполнением боевых задач авиаполки дивизии вели напряженную летную подготовку молодых экипажей (летчиков, штурманов на самолете Б-25 по вводу в строй для боевых действий ночью. В течение ноября произведено:

учебных самолетовылетов днем и ночью – 418;
учебный налет -  103 ч. 09 мин.

Из них: днем – 280 с/в. /83 ч. 25 мин./; ночью – 138 с/в. /19 ч. 44 мин./

5. <Всего> сброшено бомб 6387 шт. весом 228,141 т
из них:

а) по ж.-д. узлам, станциям, перегонам - 435 шт. весом 37, 845 т;
б) по аэродромам – 5460 шт. весом 154,946 т;
в) по населенным пунктам – 722 шт. 35,350 т;
г) сброшено листовок - 1.154.300 шт.

6. ПВО целей

а) ж.-д. узлы и аэродромы ВИТЕБСК, СМОЛЕНСК, прикрыты каждый до 3 батарей ЗА крупного и среднего калибра, до 6-ти - 10-ти точек МЗА действующих во взаимодействии с прожекторами.

Всего отмечено в районе этих целей до 10-15 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.

б) ж.-д. узел ВЯЗЬМА прикрыт 5-6 батареями ЗА крупного и среднего калибра, до 12 точек МЗА и ЗП, девствующих во взаимодействии с прожекторами.
Всего отменено 15-20 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.

в) г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ прикрыт 1 батареей ЗА среднего калибра и до 6 прожекторов.

г) аэродром БАЛБАС0В0 прикрыт 2 батареями ЗА среднего калибра, 2 батареями МЗА и крупнокалиберными ЗП, до 7-10 прожекторов. Отмечено одиночное патрулирование одиночных истребителей.

д) аэродром ДВОЕВКА прикрыт 1-2 батареями ЗА среднего калибра, до 6 точек ЗП, до 12 прожекторов. Отмечено патрулирование потребителей.

е) аэродром свх. ДУГИНО прикрыт 3 батареями ЗА среднего калибра, до 3 прожекторов. Отменено патрулирование одиночных истребителей.

7. Тактика ПВО противника.

Перечисленные цели активно и постоянно прикрываются противником с земли и воздуха.

В течение ноября противодействие с земли по прикрытию ж.-д. узлов и аэродромов на Западном и Калининском фронтах не усилилось со стороны противника.
ЗА и ЗП, как правило, располагаются на вероятных направлениях подхода к цели и на расстояниях соответственно калибрам ЗА и ЗП.

Прожектора располагаются в две линии, имея в первой линии на вероятных направлениях прожектора искатели.

Вторая линия прожекторов, огибает объект с 2-х - 3-х сторон кустами по 2-3 прожектора.

В тактике работы прожекторов в течение ноября изменении по сравнению с октябрем не установлено с исключением того, что экипажами бомбардировщиков было отмечено при нахождении патрулирующих истребителей противника над прикрываемым объектом (аэродром СМОЛЕНСК) во время мигания ими фарами, огонь ЗА противника заметно ослабевал, или совсем прекращался. Надо полагать, что система ПВО противника г. СМОЛЕНСК предусматривает взаимодействие: ЗА, прожекторов и истребителей в зоне поранения ЗА, путем световой сигнализации.

ЗА противника больших пунктов, как ВЯЗЬМА, СМОЛЕНСК, ВИТЕБСК, применяет в начале появления бомбардировщиков постановку заградительного огня. В процессе бомбометания обстрел ведет во взаимодействии с прожекторами.

Ж.-д. узлы и прилегающие к ним районы аэродромов, как правило прикрываются одиночными патрулирующими истребителями. Их активность в течение ноября месяца заметно снизилось; прекратились случаи атак наших бомбардировщиков с предварительным подсветом фар. Редкие атаки производились только по бомбардировщикам их огням от выхлопов моторов.

Атаки производились в лоб, снизу, сбоку. По темпу они стремительны и динамичны. Больше одной атаки не производилось. При ответном огне истребители быстро отваливали в сторону вниз и повторных атак не пытались производить.

Новое в тактике истребителей противника - перехват наших бомбардировщиков на маршруте при следовании к цели и обратно.

Случай 10.11.42 года, атак истребителем противника нашего бомбардировщика - командира корабля лейтенанта КЛЮЕВА в районе СТАРИЦА, практически подтвердил предположение командования дивизии и сообщения ПВО о систематических полетах одиночных истребителем противника в районах северного маршрута с целью перехвата.

КОМАНДИР 222 АД ДД ПОДПОЛКОВНИК /ТИТОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
*****

СВЕДЕНИЯ
о потерях в частях 222 Авиационной дивизии дальнего действия за ноябрь м-ц 1942 г.

1. Боевые потери.

а) Всего потеряно 3 самолета, 2 экипажа.
б) Летчиков – 5; штурманов - 3; стрелков-радистов - 2; воздушных стрелков - 2.    

2. Небоевые потери.

а) Всего потеряно 2 самолета, 1 экипаж.
б) Летчиков – 2; штурманов -2; стрелков-радистов - 1; воздушных стрелков - 1.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/
*****

СУММАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ЧАСТЕЙ 222 АД ДД ЗА НОЯБРЬ М-Ц:

Летных дней: 37 ап – 9; 16 ап – 8; 125 ап – 9; Итого: 11
Самолетовылетов: 37 ап – 58; 16 ап – 70; 125 ап – 72; Итого: 200

Из них:

по основным целям: 37 ап – 53; 16 ап – 59; 125 ап – 60; Итого: 172
по запасным целям: 37 ап – 3; 16 ап – 7; 125 ап – 10; Итого: 20
всего: 37 ап – 56; 16 ап – 66; 125 ап – 70; Итого: 192

Количество самолетов, не выполнивших задания и причины:

Неисправная м/ч: 37 ап – 1; 16 ап – 3; 125 ап – 2; Итого: 6
Метеоусловия: 37 ап – 1; 16 ап – 0; 125 ап – 0; Итого: 1
Прочие (сбит ИА на маршруте к цели): 37 ап – 0; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 1.
Боевой налет: 37 ап – 231 ч. 42 мин.; 16 ап – 296 ч. 55 мин.; 125 ап – 320 ч. 13 мин.; Итого: 848 ч. 50 мин.

Потери самолетов:

Боевые: 37 ап – 2; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 3

Не боевые:

Катастрофа: 37 ап – 0; 16 ап – 1; 125 ап – 0; Итого: 1
Авария: 37 ап – 0; 16 ап – 0; 125 ап – 1; Итого: 1
Поломки: 37 ап – 0; 16 ап – 2; 125 ап – 0; Итого: 2

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/
*****

Сов. Секретно

КОМАНДУЮЩЕМУ АВИАЦИЕЙ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
Генерал-Лейтенанту авиации тов. ГОЛОВАНОВУ.

СОДЕРЖАНИЕ:
Итоги боевое работы 222 Авиационной дивизии Дальнего Действия за декабрь месяц 1942 года.

Докладываю:

1. 222 Авиационная Дивизия Дальнего Действия в декабре 1942 года выполняла боевую работу только ночью.

Всего в декабре месяце было:

11 летных ночей, из них:

7летных ночей - недостаточно благоприятных для боевой работы, со сложными метеоусловиями (облачность 10 баллов, высота 400-1000 м, снегопад, обледенение, видимость 2-3 км) и только 4 летных ночи с хорошей погодой для ночных полетов (ясно, видимость 15-20 км.)

2. За отчетный период 222 Авиационная Дивизия Дальнего действия вела боевую работу в интересах Западного и Калининского фронтов и выполняла следующие боевые задачи:

а) Срыв ж.-д. перевозок противника - бомбардировочными действиями разрушала пути, станционные здания и уничтожала подвижном состав на ж.-д. узлах и станциях -коммуникаций противника.
б) Борьба с авиацией противника - бомбардировочными действиями уничтожала материальную часть самолетов на аэродромах противника.
в) Уничтожение войск противника и его огневых средств - бомбардировочными действиями уничтожала войска противника в населенных пунктах и его систему обороны в непосредственной близости от переднего края.

3. За отчетный период произведено:

Боевых самолетовылетов -  464
боевой налет – 1282 ч. 17 мин.
из общего количества боевых самолетовылетов:

а) по ж.-д. узлам, станциям – 234;
б) по аэродромам противника – 10;
в) по населенным пунктам – 209;
г) на разведку погоды – 1;
д) не выполнивших заданий с возвращением на свои аэродром из-за неисправности материальной части – 4;
е) из-за неблагоприятных метеоусловий – 6.

Из числа 454 самолетовылетов, выполняющих боевые задания:
451 самолетовылет на бомбометание основных целей;

2 самолетовылета на бомбометание запасных целей;
1 самолетовылет на бомбометание случайных целей.

Одновременно с выполнением боевых задач авиаполки дивизии вели летную подготовку по вводу в строи молодых экипажей (летчиков, штурманов) на самолете Б-25 для боевой работы ночью и тренировку отдельных экипажей, имеющих длительный перерыв в полетах по различным причинам. В течении декабря месяца произведено:

учебных самолетовылетов днем и ночью – 141;
учебный налет – 87 ч. 46 мин.

4. Сброшено всего бомб 3617 шт. весом 470,480 т.
из них:

а) по ж.-д. узлам и станциям - 1872 шт. весом 248,170 тонн.
б) по аэродромам - 100 шт. весом 10,060 тонн.
в) по скоплению войск в населенным пунктам - 1645 шт. весом 212.250 тонн.

ПВО целей:

а) Населенные пункты и ж.-д. станции СЫЧЕВКА , НЕВЕЛЬ прикрыты до 4 батарей ЗА среднего калибра, до 12-15 точек ЗП и МЗА, действующих во взаимодействии с прожекторами.

Отмечено до 4-6 прожекторов на каждой цели и периодическое патрулирование одиночных истребителей.

б) Город и ж.-д. узел ВЕЛИКИЕ ЛУКИ был прикрыт до 6 точек ЗА, 3 точек МЗА, действующие во взаимодействии с прожекторами.
Отмечено до 6 прожекторов.

в) Ж.-д. станция ОЛЕНИНО прикрыта до 3-х батарей ЗА среднего калибра, до 4-6 точек ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами.
Отмечено - до 4-5 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей типа МЕ-110.

г) Город и ж.-д. узел НОВОСКОЛЬНИКИ прикрыты до 3-х батарей ЗА среднего калибра, до 4-6 точек ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами.
Отмечено до б прожекторов.

д) Город и ж.-д. узел ВЯЗЬМА прикрыты до 3-х батарей ЗА среднего калибра, до 3-х батареи ЗА крупного калибра, до 15-20 точек МЗА и ЗП, действующих во взаимодействии с прожекторами.
Отмечено до 20 прожекторов и патрулирование одиночных истребителей.

е) Аэродром НОВОЕ-СЕЛО прикрыт 1-й батареей ЗА среднего калибра, до 4-6 точек ЗП.
Отмечена работа 2-х прожекторов.

Тактика ПВО противника.

В течение декабря месяца 1942 года отмечено количественное уменьшение средств ПВО, а, следовательно, и некоторое ослабление активности ПВО ж.-д. узлов и аэродромов противника на Западном и Калининском фронтах, по сравнению с ноябрем месяцем.

ЗА и ЗП по-прежнему, как правило, располагаются на вероятных направлениях подхода к целям и на расстояниях соответственно калибрам орудий.

В связи с уменьшением количества прожекторов, отмечено расположение их в одну линию, огибающую объект с 2 - 3 сторон.

В тактике работы прожекторов, в течение декабря месяца, изменения по сравнению с ноябрем месяцем, не установлено, если не считать заметного ослабления активности их и резкого снижения взаимодействия с ЗА. Было несколько случаев, когда пойманный лучами прожекторов бомбардировщик и сопровождаемые ими в зоне огня ЗА, не обстреливался ЗА противника.

ЗА ПВО противника даже таких крупных пунктов, как ВЯЗЬМА не применяла постановку заградительного огня в начальный период появления бомбардировщиков, что было наиболее характерным в ноябре месяце. Качество стрельбы, явно неудовлетворительно. Бели в октябре и ноябре месяцах ошибки корректировки отмечались только по скорости, то в декабре разрывы наблюдались и ниже и выше бомбардировщика на 300-500 метрах.

В бомбардировочном прицеле шапки разрывов отмечались по всем высотам и направлениям, что указывает на дезорганизацию зенитного огня ПВО. По истечении 20-30 минутного пребывания бомбардировщиков над целью, огонь ЗА заметно ослабевал или совсем прекращался. Последнее характерно для ВЯЗЬМА. Вылет последних двух дней декабря месяца установил резкое усиление ПВО г. ВЯЗЬМА.

Увеличилось количество ЗА и прожекторов. Улучшилась стрельба и взаимодействие с прожекторами.

ИА ПВО пунктов противника так же заметно снизила свою активность. Появляющиеся патрули ИА противника парами, а чаще всего одиночно, вылетали на прикрытие пунктов только к моменту повторного удара наших бомбардировщиков на один и тот же объект.

Так было при налетах на ВЯЗЬМА, СЫЧЕВКА.

Редкие попытки истребителей атаковать наших бомбардировщиков, кончались безрезультатно.

Атаки производились снизу, сбоку, сзади.

При ответном огне стрелков, истребители быстро отваливали в сторону, вниз и повторных атак не производили.

Отмечено появление ночных истребителей прикрытия типа МЕ-110 /ОЛЕНИНО/.

Тактика наших бомбардировщиков.
Основным методом боевых действий, по выполнению поставленных перед Дивизией задан - являлся метод внезапного массированного, одновременного удара всеми наличными исправными самолетами.

Первый удар, обычно наносился с наступлением темноты, повторный - через 3-4 часа или в конце второй половины ночи за 1-4 часа до рассвета, в зависимости от состояния погоды в течение ночи.

Массированность и одновременность удара достигались эшелонированием полков, а внутри полков, самолетов по высоте и времени. Обычно, удар наносился одновременно двумя полками эшелонировано по высоте (200-300 метров и на 2-3 минутном интервале шел третий полк).

Полки действовали одиночными самолетами эшелонировано по высоте (30-50 метров) и по времени с минимальным интервалом (0,5-1 минута).

Повторный удар несколько по времени затягивался, имея задачей большее время держать противника под напряжением и мешать восстановительным работам. В этом случае устанавливался между полками интервал порядка 10-20 минут и между самолетами 2-3 минуты.

Бомбометание производилось сериями с индивидуальным прицеливанием. Отыскание целей и прицеливание значительно упростилось в декабре месяце в связи с зимними условиями.

Зимний снежный покров облегчил визуальные распознавания объектов по их конфигурации и резко выделяющимся темным пятном на светлом фоне местности.

При бомбометании пунктов, находящихся в непосредственной близости к нашим войскам, применяемые световые обозначения - костры, направленные на объект бомбометания, полностью себя оправдали.

Подход к цели бомбардировщиков, осуществлялся на высотах несколько превышающих заданную с последующим выходом на боевой курс со снижением с приглушенными моторами.

Маневрирование в зоне обстрела ЗА противника осуществлялось с маневром по высоте и изменением направления в пределах 40-50°, на короткие промежутки времени. При этом маневру со снижением отдавалось предпочтение.

Практика еще раз подтвердила, что задаваемые направления захода на цели фактически не выполняются в силу ряда условии работы ПВО цели.

Целесообразно экипажам указывать только разворот над целью и представить им возможность определять самостоятельно наиболее благоприятные направления захода, сообразуясь с противодействием НПО и освещения объекта цели.

Такая постановка задачи с индивидуальным прицеливанием, с наиболее благоприятных направлений захода и с учетом системы противодействия, одновременно, дезорганизуя ПВО объекта.

Прибегать часто к коренному изменению маршрутов следования к цели и обратно, штаб дивизии не мог из-за сложности ночной ориентировки, большого количества запретных зон района Москвы и из-за условия работы приводных радиостанции. Однако маршруты периодически видоизменялись штабами полков с сохранением основной оси маршрута, назначенной штабом дивизии.

Освещение цели производилось специально выделенным самолетом-осветителем, высылаемым за 10-15 минут до выхода основных групп бомбардировщиков. Этого времени, практически оказалось вполне достаточным для нахождения цели.

Практика боевой работы еще раз подтвердила, что самолет-осветитель, имеющий в бомболюке 12 САБ-25, САБ-15 вполне обеспечивает уверенное прицеливание штурманам группы бомбардировщиков 12-15 самолетов в течении 15-20 минут.

Метод освещения цели выделения специального самолета-осветителя себя оправдал и штаб дивизии считает этот метод основным.

Контроль результатов бомбометания, как в ноябре месяце осуществлялся главным образом специально назначенными контролерами от полков, как правило контролер находился на борту самолета-осветителя.

Для контроля результатов бомбометания в декабре месяце было произведено 14 ночных фотосъемок, из них только 5 можно считать удовлетворительными. Основная причина неудовлетворительного ночного фотографирования - большая высота съемок и неблагоприятные метеоусловия (низкая облачность, ограниченная видимость).

Во время бомбардировочной атаки цели, с успехом применялся обстрел зенитных прожекторов противника из стрелковых башен самолета. Обстрел производился с разных высот, преимущественно со средних. Рассчитывать на большой эффект поражения не приходится, но практикой установлено, что достаточно дать очередь в сторону прожектора, как последним выключается и не возобновляет своем работы до ухода самолета.

ВЫВОДЫ:

1. Боевая работа авиаполков дивизий в декабре 1942 г. производилась в особо неблагоприятных условиях:

а/ импортная материальная часть Б-25 впервые эксплуатировалась в условиях очень низких температур (последние дни декабря), что потребовало большого физического напряжения и технической смекалки по подготовке и обеспечению боевых вылетов со стороны технического состава.

б/ Подавляющая чисть ночей в декабре (7 из 11) явились сложными в метеорологическом отношении, что не позволяло в отдельных случаях допускать к боевым вылетам молодые экипажи, еще недостаточно владеющие инструментальным самолетовождением.

Однако общее напряжение боевой работы в декабре по количеству самолетовылетов не было снижено и является максимальным по сравнению с прошедшим месяцем и находится на уровне напряжения, которое было дано в октябре 1944 года.

Одной из основных задач руководящего летно-технического состава дивизии явилась борьба с предпосылками аварийности и летных происшествий при организации и выполнении боевой работы.

В результате проведения ряда мероприятий по предупреждению аварийности авиадивизия в декабре месяце, за отчетный период:

а/ не имеет боевых и небоевых потерь.
б/ не было случаев потерь ориентировки, что особо отмечалось в прошлые месяцы.

Летный состав получил значительную тренировку и опыт пилотирования и самолетовождения в сложных метеоусловиях - ночью.

3. Крайне тревожным, вызывающим серьезные опасения, стоит вопрос с боеготовностью материальной части в январе 1943 года из-за низкого процента моторесурса, который в целом по дивизии не превышает на 1-е января 1943 года 40%. Это положение усугубляется полным отсутствием ремонтного фонда моторов.

На 1.1.43 года частям необходимо 12 моторов. Поступление моторов происходит только из ремонта (138 САМ).

138 САМ качественный ремонт моторов не освоил, систематически не выполняют программу: в декабре вместо положенных по плану 25 моторов выпустил только 11, из которых четыре мотора возвращены обратно по дефектам.

4. Постановленная система осмотров и система работы службы ИАС (по приказу дивизии № 0156) значительно повысила безотказность работы материальной части и сократило количество не вылетов и возвращений.

5. 20 самолетный состав полка не дает возможности к маневру (осмотру, профилактики) материальной части личным составом, особенно техническим.
Необходим штат полка иметь из 30 боевых единиц по 15 самолетов в эскадрильях и соответственно увеличить и штат летно-технического состава.

КОМАНДИР 222 АД ДД ПОДПОЛКОВНИК /ТИТОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
*****

СУММАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ЧАСТЕЙ 222 АД ДД ЗА ДЕКАБРЬ М-Ц:

Летных дней: 16 ап – 10; 37 ап – 11; 125 ап – 10; Итого: 11
Самолетовылетов: 16 ап – 137; 37 ап – 181; 125 ап – 146; Итого: 464
Из них:

по основным целям: 16 ап – 137; 37 ап – 177; 125 ап – 137; Итого: 451
по запасным целям: 16 ап – 0; 37 ап – 1; 125 ап – 2; Итого: 3
всего: 16 ап – 137; 37 ап – 178; 125 ап – 139; Итого: 454

Количество самолетов, не выполнивших задания и причины:

Неисправная м/ч: 16 ап – 0; 37 ап – 1; 125 ап – 3; Итого: 4
Метеоусловия: 16 ап – 0; 37 ап – 2; 125 ап – 4; Итого: 6

Боевой налет: 16 ап – 380 ч. 50 мин.; 37 ап – 517 ч. 04 мин.; 125 ап – 384 ч. 23 мин.; Итого: 1282 ч. 17 мин.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/
***************************

ВЫПИСКА

ОЦЕНКА
БОЕВОЙ РАБОТЫ АВИАДИВИЗИИ ДД ЗА ДЕДАБРЬ 1942 ГОДА.

222 АВИАДИВИЗИЯ /Б-25/

В декабре (по сравнению с ноябрем месяцем) объем боевой работы дивизии увеличился более чем в 2 раза.

Значительно улучшились показатели интенсивности использования материальной части.
Боевой налет на 1 списочный самолет: ноябрь – 8,3 часа, декабрь - 23,7 часа; боевых вылетов на 1 списочный самолет: ноябрь – 3,5, декабрь – 8,5.

В ноябре 222 АД имела: 3 боевых потери, 1 небоевую потерю и 2 поломки.

Декабре дивизия не имела боевых и небоевых потерь матчасти и личного состава, аварий и поломок.

Отсутствие потерь и летных происшествий при росте объема боевой работы более чем в 2 раза, выдвигают 222 АД на первое место среди всех дивизий АДД.

ВЫВОДЫ:

1. В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ СРЕДИ ВСЕХ ДИВИЗИЙ АДД НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫШЛА 222 АД /КОМАНДИР ДИВИЗИИ ПОЛКОВНИК ТИТОВ/.

КОМАНДУЮЩИЙ АВИАЦИЕЙ ДД ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ /ГОЛОВАНОВ/
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА АДД ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР /ГУРЬЯНОВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА АДД ГЕНЕРАЛ - МАЙОР АВИАЦИИ /ШЕВЕЛЕВ/
*****
СУММАРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ЧАСТЕЙ 222 АД ДД С 1 августа 1942 г. по 31 декабря 1942 г.:

Летных дней: 16 ап – 54; 37 ап – 58; 125 ап – 45; Итого: 60

Самолетовылетов: 16 ап – 526; 37 ап – 531; 125 ап – 372; Итого: 1429

Из них:

по основным целям: 16 ап – 484; 37 ап – 531; 125 ап – 333; Итого: 1312
по запасным целям: 16 ап – 27; 37 ап – 19; 125 ап – 22; Итого: 68
всего: 16 ап – 511; 37 ап – 514; 125 ап – 355; Итого: 1380

Количество самолетов, не выполнивших задания и причины:

Неисправная м/ч: 16 ап – 8; 37 ап – 6; 125 ап – 12; Итого: 26
Метеоусловия: 16 ап – 2; 37 ап – 11; 125 ап – 5; Итого: 18
Прочие: 16 ап – 5; 37 ап – 0; 125 ап – 0; Итого: 5.

Боевой налет: 16 ап – 1759 ч. 04 мин.; 37 ап – 1580 ч. 13 мин.; 125 ап – 1236 ч. 22 мин.; Итого: 4575 ч. 39 мин.

Потери самолетов:

Боевые: 16 ап – 4; 37 ап – 6; 125 ап – 0; Итого: 10

Не боевые:

Катастрофа: 16 ап – 2; 37 ап – 0; 125 ап – 1; Итого: 3
Авария: 16 ап – 3; 37 ап – 0; 125 ап – 2; Итого: 5
Поломки: 16 ап – 2; 37 ап – 3; 125 ап – 1; Итого: 6
Вынужденные посадки по причине потери ориентировки: 16 ап – 10; 37 ап – 4; 125 ап – 6; Итого: 20

Сбито самолетов противника: 16 ап – 6; 37 ап – 2; 125 ап – 2; Итого: 10

Сброшено бомб: 16 ап – 7503 шт. весом 554,446 т; 37 ап – 7258 шт. весом 574,500 т; 125 ап – 6591 шт. весом 398,095 т; Итого: 21352 шт. весом 1527,041 т.

Сброшено листовок в тысячах: 16 ап – 2891,4; 37 ап – 2459,9; 125 ап – 1525; Итого: 6876,3

Выпущено патронов12,7/7,6: 16 ап – 16253/1570; 37 ап – 4650/0; 125 ап – 10040/448; Итого: 30943/2018.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА 222 АД ДД ПОЛКОВНИК /КОВАЛЕВ/
НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТД. 222 АД ДД МАЙОР /ШАХАНОВ/