24 Круги на воде. Сожалею

Пранор 2
                (предыдущая глава - http://proza.ru/2023/01/02/1272)

                (Времена не выбирают". Сергей Никитин (А.Кушнер) - https://www.youtube.com/watch?v=1OVwpNJilF0)

            Повторно подпрыгивать уборщицу я вынудил после завершения пробежки. Раздевшись до пояса и стараясь поменьше брызгать водой на свежевымытый пол, принимал водные процедуры под краном в умывальной комнате мужского туалета. И именно в это время, пятясь задом, уборщица занесла полнёхонько ведро грязной воды, чтобы вылить её в унитаз. Увидела меня оголённого, отчаянно взвизгнула, уронила ведро на пол и, спасаясь от устроенного ею же потопа, резво выпрыгнула в коридор.
            «Мастерство не пропьёшь». – Сколько же было отскоблено и вымыто до зеркального блеска полов за время одной только срочной службы! А тут предстояло всего-то убрать воду и вытереть насухо не более двух десятков квадратных метров пола – сущая легкотня.
            Угрызаясь совестью, счёл своим долгом быстро и качественно вымыть пол в умывальнике, завершил собственную помывку, после чего опять незаметно для уборщицы эвакуировался, пока она приходила в себя в соседнем кабинете. С чувством даже некоторого удовлетворения наблюдал уже издали, как она, поражённая, долго стояла на пороге открытой двери в пустую и чистую умывальную комнату, не решаясь войти.
            Надолго уборщица запомнила меня с того раза и впредь взяла за правило, приоткрывая дверь каждого кабинета поутру, громко оглашать на весь пустующий учебный корпус: «Уборка помещения».

            Из-за необходимости подготовки к проведению занятий со студентами рабочий день у преподавателей начинался чуть раньше, чем у инженерно-технических работников кафедры. Дабы избежать ненужных вопросов, я в лаборатории накинул куртку на плечи и отправился снимать её в преподавательской. При этом ощущал себя неким подобием гражданина Корейко из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, регулярно перетаскивавшего чемодан с миллионом из одной камеры хранения в другую.
            Тамару Павловну, уже сидевшую за столом над конспектом предстоящей лекции, отвлёк от изучения моей внешности телефонный звонок, после которого она не без злорадного удовольствия сообщила:
      - Тебя срочно вызывают в деканат.
            В деканате я появился под аккомпанемент пронзительного звонка, оповещающего о начале занятий. Вытолкав из приёмной запаздывающих студентов, Эля плотно закрыла за ними дверь и, поздоровавшись, сразу же развеяла мои тревоги-сомнения по поводу срочного вызова:
      - Я тебя вызвала.
      - И чем же я на этот раз провинился?
            Выглядела Эля гораздо бодрее, чем перед вчерашним партсобранием, но всё же встревоженной, когда спросила, внимательно глядя мне в глаза:
      - Как у тебя с жильём дела обстоят?
            Сразу стало спокойней после её вопроса – было бы куда удивительней, если бы молва о моей ночёвке в институте минула секретаршу декана, которая по роду деятельности должна одной из первых узнавать обо всех факультетских событиях.
      - У меня-то дела с жильём ещё как обстоят – и отдельная однокомнатная квартира с паровым отоплением имеется, и даже благоустроенная дача в курортной зоне рижского взморья, - почти не лукавя, ответил я ей. И с деланной тревогой ответно поинтересовался. – А тебе жить негде, что ли? Так я хоть сейчас готов приютить.
          «Мама Эля» (а на самом деле, молодая симпатичная женщина) – невольно зарделась и смущённо продолжила:
      - Всё-то ты шутки юмора изволишь шутить. А сам почему-то ночуешь, где попало. – И добавила уже деловым тоном. - Между прочим, аспирантам очной формы обучения предоставляется место в студенческом общежитии на всё время обучения.
            Горячая волна благодарности разлилась в моём сердце. Не вдаваясь в детали и нисколько не лукавя, раскрыл ей причину своих ночёвок:
      - До середины субботнего дня мне нужно проштудировать и вернуть в республиканскую научно-техническую библиотеку редкостный фолиант. Не возражал бы, если бы в оставшихся до субботы днях было втрое больше времени. – И попросил. - Не выручишь ли такой справкой?
            Эля чуть дырку во мне не проглядела, изучая недоверчивым взглядом, после чего направилась к своему секретарскому столу, достала из него бланк какой-то справки и принялась его заполнять:
      - Другого такого сумасшедшего, как ты, трудно представить!
      - Это ещё почему?
      - За время работы в институте много я видела отличников, целиком посвящающих себя учёбе, аспирантов, непрерывно грызущих гранит науки, спортсменов, только и озабоченных достижением спортивных результатов. Редко, но встречались успешно совмещающие два каких-нибудь занятия. Но такого, как ты, одновременно и редкостного разгильдяя и рвущего себя на части, чем бы ни занимался, вижу впервые. - Она подписала, проштамповала печатью и передала мне бесценную справку - пропуск на круглосуточное пребывание в стенах института, ещё и без указания срока действия.
            Хоть и ощутил себя после её слов какой-то неведомой зверушкой, а расцеловал её «руку дающую» и еле удержавшись, чтобы не заключить её саму в объятия, выпорхнул из деканата, аки на крыльях. Оставшееся время до начала занятий со студентами посвятил планированию дополнительно освободившегося, пусть и не втрое большего, времени.

            Читал группе студенток второго года обучения лекцию из вводного курса «Автоматизированные системы управления производством». Курс был ознакомительным, даже зачёта по нему не предполагалось, и к пятой по счёту лекции уже устоялось отношение к нему, о котором с самого начала договорился с девчонками, – тихого пренебрежения. При этом требовалось: не утруждая себя изучением предмета, всем обязательно находиться в аудитории и соблюдать тишину.
            В отличие от предыдущих лекций, на этой было чуть больше какого-то непонятного шушуканья и частых взглядов студенток в мою сторону. И в конце пары после моего традиционного и обычно остававшегося без ответа вопроса: есть ли вопросы? - одна из студенток вдруг по-ученически подняла согнутую в локте руку вертикально над столом:
      - Товарищ преподаватель, а вы, случайно, не в курсе: в стране опять тридцать седьмой год начинается?
            Началось утро в деревне – как и следовало ожидать, пошли круги обсуждения после шумного увольнения заслуженного преподавателя. Взяв за правило говорить со студентами так, как хотел бы, чтобы со мной говорили в их возрасте, я лишь ненадолго задумался, подбирая слова:
      - Вообще-то я надеюсь, исходя из своего личного жизненного опыта, что после года нынешнего начнётся всё-таки следующий.
            Поскольку двадцать пять пар глаз продолжали требовательно смотреть на меня, в пояснение процитировал строчки стихотворения Александра Кушнера:
      Времена не выбирают,
      В них живут и умирают.
      Большей пошлости на свете
      Нет, чем клянчить и пенять.
      Будто можно те на эти,
      Как на рынке, поменять. 
      - А вы не боитесь, что однажды за вами приедут и сделают выбор за вас? – Глядя на меня в упор, всё не унималась студентка.
            Была она старостой группы, пользовалась авторитетом у сокурсниц, взгляд смышлёных карих глаз выдавал в ней очень даже неглупую девушку, и ответить надо было прямо и без утайки ей и всей группе. Что я и сделал опять стихотворно:
      Что пользы вечно малым пробавляться-
      Бояться жить и умереть бояться.
            И продолжил ответ цитированием всё того же стихотворения Кушнера:
      Ты себя в счастливцы прочишь,
      А при Грозном жить не хочешь?
      Не мечтаешь о чуме
      Флорентийской и проказе?
      Хочешь ехать в первом классе,
      А не в трюме, в полутьме?
            Времени до перерыва оставалось всего ничего, как показывали стрелки моих наручных часов. И, не давая развернуться дискуссии совсем не по теме автоматизации производства, решил закруглить обсуждение и впервые прилюдно огласил своё жизненное кредо:
      - С каждым происходит то, чего человек заслуживает, как бы обидно это ни звучало. Даже если тебе падает на голову кирпич с крыши, то всё равно ведь виновата в этом твоя головёшка, оказавшаяся у него на пути, а не бездуховный и неодушевлённый предмет. Это раз.
            Второе. Убеждён: то, что человек делает сам, а не кто-то, с ним или вместо него, и есть его жизнь.
            И третье. Кто делает, что может, тот уже герой. Так же твёрдо в этом убеждён, как и в том, что занятие окончено, - завершил я лекцию под раздавшийся следом звон электрического звонка в коридоре.

                (следующая глава - http://proza.ru/2023/04/02/30)