Двухмашинный вариант, глава 1. Толик

Юрий Ушев
        Анонс:  http://proza.ru/2023/12/17/1399
       
        Вчера в кафе, и потом, пока ехал домой в автобусе, не отпускали эти алгоритмы. Ночью крутились в голове, а утром как выстрелило – да это оно.
        Войдя в свой небольшой кабинет, приоткрыл окно и уселся в любимое кожаное кресло. Прохладный ветерок пошевеливает легкие шторы за спиной, и помогает думать. Тихо, хорошо – люблю свой кабинет.
        Пододвинул миллиметровку, испещренную ромбиками алгоритмов, вычерченных офицерской линейкой. Как процессов много, весь стол заняли!
        Хорошо бы напечатать, да редактор ерундовый – кто его придумал?
        Вот здесь сотрем и дорисуем квадратики ввода и ромбики обработки вставших и проехавших автомобилей. По ним вычислим задержку по направлениям, а потом глобальную. Надо почитать Понтрягина, как он ищет минимум по сети – вот что мучило весь вечер, а утром проблеск! Алгоритмы обработки датчиков оставляем, тут все нормально. Структуры данных проработаны, не будем трогать.
        Включил дисплей СИД-1000, и начал набирать программу обмена с периферией.
        Вот тут не понятно, надо посмотреть схему дорожного контроллера, как подключаются детекторы; не забыть ввести их наличие. По схеме УСО надо спросить у Толика.
        Еще раз посмотрел схемы, разложенные на столе, и понял, что получаются три программы обмена – надо еще посылать в УВВ М-6000.
        Вот так всегда – три процесса увязать; все утро провозился, голова уже перегревается. Пойду в машзал, передохну.

        Не привык еще к запаху паркета в новом машинном зале. Отсюда Наири-2 по телефонным кабелям управляет контроллерами на перекрестках. По центру мерцают индикаторами две черные стойки М-6000; слева вдоль окон, выстроились на тумбах дисплеи СИД-1000, широкая печать, фотосчитыватель и перфоратор; в стену встроены шкафы ПУС - наша последняя надежда при отказе ЭВМ.
        Воздух в машзале прохладный, приятно здесь работать, однако и простудиться недолго - вверху окон шумят кондиционеры.
        Около новенькой стойки УСО хлопочет Толик - высокий брюнет, начальник центра управления. Разложив на стойке схему, он вертит в руках модуль гальванической развязки. УСО недавно установили омичи. Я схему еще не видел, а Толик второй день ее штудирует. Поэтому сменным инженерам ЦУПа, с ним легко – он все знает.
        - Привет, как дела?
        - Привет, вот разбираюсь. Я склонился над схемой.
        - Четыре входных трансформатора убирают постоянную составляющую от перекрестка, помех теперь нет. Один модуль на четыре дорожных контроллера; помогали омичам прозванивать. Таблицу контактов проверяю, мужикам надо нарисовать. Помоги разобраться с контактами УВВ М-6000.
        - Сейчас схему УВВ принесу.
        Я сходил в кабинет за схемой и тетрадью и начал рисовать таблицу подключений УВВ к перекресткам. Надо все это ввести в программу обмена, но это потом, а сейчас обед.
        - Толик, где обедаешь? Пора.
        - Как обычно, в чебуречной.
        Чебуречная, вся из стекла, с круглыми столиками на улице под перголой, увитой виноградом, располагается на той стороне широкой улицы Тимирязева, наискосок от здания ГАИ, где АСУ «Город» занимает весь второй этаж. Мы иногда всем ЦУПом устраиваем там посиделки с пивом. Рассказываем смешные истории. Володя, инженер по телекамерам, часто лихачит на мотоцикле с коляской и, когда заходит в ЦУП, всегда говорит:
        - Уф! Еще раз приехали.
        Коля, монтажник, который ездит с ним в коляске уже ко всему привык и надеется только на свой шлем. Разных веселых случаев было много, гаишники их не останавливали – свои ребята. Над моим «подвигом» долго смеялись. Я как-то раз учудил. Иногда езжу на работу на папином мотоцикле «Урал» с коляской. И что на меня нашло – погнался за машиной Назарбаева по спецтрассе Аль-Фараби. В эфире начался шум. Меня вызвал начальник ГАИ Алексейцев – ему поручили разобраться с этим «муд…м». Но все обошлось – Алексейцев меня уважал.
        До сих пор не могу забыть, как стекает по руке горячий бараний жир от чебурека. И это сочное мясо с луком.   
        - А я по домашним пельменям ударю.
        Я обычно проезжаю несколько остановок на тридцать втором автобусе на улицу Шевченко – здесь делают недорогие пельмени ручной работы.

        После обеда засел за программы. Сначала писал на бумаге в столбик команды на ассемблере, помечая блоки номерами из миллиметровки, чтобы не запутаться. Вечером включил СИД-1000, сходил в машзал ввести с перфоленты транслятор; набрал программу и вернулся в машзал отлаживать.
        Хорошо, что транслятор работает в фоновом режиме и не мешает М-6000 обмениваться с Наири-2 и УСО.   
        Вечереет. М-6000 мигает красными и зелеными лампочками; в зале от этого особенно уютно и хорошо думается – люблю я посидеть за клавиатурой машины при слабом свете пары светильников на потолке.
        Обычно задерживаюсь до семи вечера, хотя рабочий день заканчивается в пять, но сегодня пойду пораньше,  что-то в «Ак-Ку» потянуло.

        Продолжение:  http://proza.ru/2023/01/22/1494
       
        Условные бозначения:  http://proza.ru/2024/05/07/1570