Марта и Миндовг 20

Тамара Нестерович
А в это время король Литовии – Миндовг наконец оправился от  хвори и начал снова воевать, расширяя пределы своего королевства.  Да так удачно, что даже отвоевал для него часть земель у соседей – о чём не замедлил сообщить Папе Александру Четвёртому.  Тот возрадовался успехам своего духовного сына  и отправил грамоту в которой закреплял владение этими землями за светлейшим королём Миндовгом, а заодно, чтобы не гонять посольство, отослал королю  ещё грамоту о том, чтобы тот оберегал епископа Христиана от язычников.


 Видимо тяжело приходилось  «брату Христиану, епископу Литовии с Немецкого ордена братьев госпиталя Святой Марии» среди язычников, которые  славили Рода, поклонялись Сварогу, молили Ладу и Лёлю, вместо того, чтобы идти в костёлы. Не помогало даже высокое покровительство короля Миндовга. Народ упрямо поклонялся своим священным дубам и ручьям, и своим привычным богам. Да что говорить о простом люде, когда и знатные и богатые, отстояв службу в храме, спешили под покровом ночи к знакомым святилищам своих тайных богов. И как было девушкам не попросить Ладу и Лелю, чтобы оберегли их любовь и помогли удачно выйти замуж.  А перед  большой охотой, как было не свернуть к святилищу бога Тура, который покровительствовал  диким зверям, и не попросить у него об удаче.  Да и мало ли в жизни человека разных событий, когда помощь тайных сил  просто необходима.


Пока Миндовг расширял своё королевство, королева Марта занималась своими обычными хозяйственными делами в большом деревянном доме в крепости Руте. Она уже немного привыкла к своему новому жилищу, возведённому из крепких дубовых брёвен, привыкла к могучей деревянной крепости стоящей на высоком холме среди дремучих лесов, но всё равно скучала о родном Новогрудке.

Сыновья подросли и уже всё больше и больше времени проводили с приставленными к ним дядьками. Надо было молодым королевичам осваивать воинскую науку, хотя  и малы они ещё были по разумению Марты, совсем несмыслёныши, но обычай требовал, чтобы королевичи-погодки уже в таком возрасте осваивали верховую езду и основы воинского дела. Рукля (Генрих) и Репик (Андрей), хотя и были братьями, но были совершенно разными, как внешне, так  и по характеру. Если Рукля, похожий на отца, был задиристым и вспыльчивым, то Репик   унаследовал, как характер, так и внешность матери – был скрытен, хитёр и склонен к интригам.


 Марта любила Руклю и души не чаяла в Репике. Не зря говорят, что из детей более любят тех, кто похож на тебя.  Все мысли её были о детях, о их будущем, о их благополучии. Она часто делилась своими мечтами со своими духовником  – Зибертом.
 - Вот вырастет Рукля и отец отдаст ему во владение Новогрудок с землями, а милому Репику земли Жемойтские и будут они править своими королевствами долго и счастливо.— задумчиво говорила королева, склоняясь над очередным рукоделием.—Так хорошо, как в сказке…Даже не вериться, что такое возможно. Вечно какие-то сражения, бои – король Миндовг почти никогда дома не бывает.—обиженно добавляла она, как бы жалуясь своему духовному отцу.


- Что делать, пресветлая королева – дела государственные требуют, чтобы король оборонял своё королевство и расширял его пределы. Но ничего – вот окрепнет королевство Литовское и возможно не придётся так часто уезжать из дома будущему королю Генриху – вашему сыну. Да и королевич Андрей будет рядом с матерью. Только вот надо им заранее подыскать  принцесс в  жёны, чтобы и собой были милы, и чтобы их отцы-государи, могли при случае оказать вашим сыновьям, а своим зятьям необходимую помощь.—деловито говорил Зиберт.


- Ну, что вы – рано им ещё думать о женитьбе.—смущалась Марта. – Малы ещё.
- Не заметите, как промелькнут годы – увещевал её постаревший Зиберт.—Надо заранее побеспокоиться о невестах вашим королевичам.
  И они с жаром начали обсуждать недостатки и достоинства европейских принцесс.
Продолжение: http://proza.ru/2023/01/21/851