«Чем больше знаем мы о композиторах и их произведениях, тем ближе и понятнее становится их музыка,, тем с большим увлечением мы её слушаем.» - Дмитрий Кабалевский.
Пришла пора последовать совету композитора и рассказать о нём самом, советском композиторе, народном артисте СССР (1963г.) В 1984г. Дмитрий Борисович Кабалевский получил премию Ленинского Комсомола за выдающиеся заслуги в воспитании детей и юношества. Поинится, в 60-е годы в школах пели песню светлого и нежного звучания. Вы догадались, наверное, что вспоминаю я о песне Дмитрия Кабалевского «Наш край». Какова история создания этой песни? – В 1950г. отдыхал он в Доме творчества композиторов, в посёлке Руза под Москвой. В тишине композитор наслаждался пением птиц, красотой природы, тишиной и работал над созданием новой музыки.
Вдруг раздался стук в дверь, и вошла целая делегация ребят. Самый смелый сказал о цели своего прихода:"Товарищ Кабалевский, мы готовим концерт к открытию новой смены. Нам нужна песня. Завтра мы придём за ней». – и мгновенно ушли. Сложную задачу задали дети Дмитрию Борисовичу. Он понимал, что песню написать необходимо, ведь он композитор. Но нужны стихи, а их нет… Вдруг вспомнил он о своей книжечке, в которой собраны стихи, к которым он когда-то не смог написать песню. Это была книжечка "несостоявшихся" песен. Из просмотренных стихов ему понравились строчки Антона Пришельца:
«То берёзка, то рябина,
Куст рябины над рекой»…
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой..."
Стихи понравились, но песня почему-то не получалась. Куплеты были слишком короткие. Мелодия не сможет развернуться в таком маленьком куплете, а припева автор не написал. И какая нужна мелодия? Конечно, светлая и нежная, ведь поётся о любимом и родном крае. В окошке автор увидел берёзки, так вдохновившие поэта. И зазвучала мелодия. Но её надо дополнить словами… Время летело незаметно. Уже село солнце, ребята в лагере уже спали. А композитор продолжал работать… Когда наступило утро, Кабалевский закончил работу. Почувствовав страшную усталость, он не стал отдыхать, а понёс песню в лагерь. Вожатая подсказала, где найти ребят. Дети обрадовались ему, а автор официально произнёс: «Вот песня, которую вы мне заказывали. Завтра приду слушать.» Теперь композитор ушёл. Довольный, он шёл и улыбался. А утром он уже сидел на почётном месте, а хор пионеров распевал:
«Детство наше золотое,
Всё светлей ты с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном.
Мы живём в краю родном."
Песня сложилась, и может показаться, что прошла всего ночь – и песня готова. Но чтобы написать песню, которую с удовольствием хотят распевать ребята, мало одной ночи, мало и одной тишины. Что же ещё нужно композитору?
А давайте посмотрим, что пригодилось Кабалевскому, какие впечатления помогли ему написать другую его песню, так любимую всеми «Школьные годы». Какие жизненные впечатления вложил он в стихи Евгения Долматовского? Песня была написана автором стихов для кинофильма. Но музыка композитора автору не понравилась, и он попросил написать музыку другого композитора. Так бывает, что музыку пишут несколько композиторов. У Кабалевского песня сложилась мгновенно. Иначе и быть не могло. Школьные годы для него были самыми яркими. И случилась у него встреча с любимыми первыми учителями, спустя почти 50 лет. Встретился он с первой учительницей Лидией Алексеевной Орловой. Сохранил и «Свидетельство» об окончании начального городского училища. С любовью говорит Кабалевский, что оно подписано Лидией Алексеевной и перечислены в нём все изученные предметы: «закон божий, чтение книг, гражданская и церковная печать, письмо, первые четыре действия в арифметике, пение, рисование, рукоделие». Но не сказано в нём, что "Лидия Алексеевна обучала их науке дружбы, пониманию того, что цена человека определяется не происхождением его и не заслугами родителей, а собственным умом и сердцем».
Помнил композитор и классного наставника и преподавателя русского языка в 1-й Петербургской Классической гимназии. В ней он проучился три года до революции. Алексей Василькович Миртов возглавлял Редакционный комитет созданной ими книжечки «Стихи и проза» в 1917г. В ней были сочинения учеников 2 класса. Кабалевский считает, что именно этот учитель пробудил в них любовь к настоящему творчеству. К Алексею Васильковичу Миртову и Лидии Алексеевне сохранили они светлую память и душевную нежность.
Был ещё учитель, развивавший в ребятах детские художественные интересы. Это учитель географии, с которым он не встретился, но навсегда запомнил, что на уроки географии он вместе с картами приносил красивые репродукции картин-пейзажей.
Такие учителя помнятся композитору Кабалевскому как люди, повлиявшие на развитие его детских художественных интересов, из которых и родились его песни для детей.
Продолжение следует: http://proza.ru/2023/01/23/1017
Митя Кабалевский. Как стать композитором.