Война и Мир

Любомир Павлов
« …я  прошу  всех  тех, которые  будут читать  это…
без  поспешности  и  раздражения  понимать  и  обсуждать 
то, что  я  высказываю,   и,  в  случае несогласия, 
не  с  презрением  и  ненавистью,  а  с  сожалением  и 
любовью  поправлять  меня…» 

 Л.Н.Толстой

Война и Мир, как противоборство Добра и Зла, сопровождает всю жизнь человеческой популяции на протяжении всей её много-тысячелетней эволюционной истории что свидетельствует об отсутствии <рационального> и общепризнанного решения этой проблемы. 
Как известно, наш выдающийся русский писатель и религиозный философ  -
Лев Николаевич Толстой, много размышлял над поиском решения проблемы <Войны и Мира>, как вечной борьбы Добра и Зла. И уже в последние годы своей жизни он пришёл к <иррациональному> её решению, как  добровольному отказу Добра от борьбы со Злом для того чтобы, как он считал, навсегда прервать нескончаемую цепь злодеяний и тем самым, обратить Зло в добродетель.

Исследовав догматическое богословие по Пятикнижию Моисея и четырём каноническим евангелиям от Иоанна,  Матфея,  Луки и   Марка,  Толстой пришёл к своему Богу,  в собственном понимании учения Христа,  которое радикально отличалось от учения православной церкви.  Он писал: «Царство божие внутри вас», а «понятия о Боге есть то,  что я могу возбудить и могу не возбудить в себе.  Стоит мне знать о Боге,  и я живу,  стоит забыть...и я умираю...Я живу только тогда,  когда чувствую его и ищу его...Он - то,  без чего нельзя жить.  Знать Бога и жить - одно и тоже.  Бог есть жизнь».

Иррациональное решение проблемы Добра и Зла Толстой заимствовал из нагорной проповеди Христа, в виде евангельской заповеди «непротивления злу насилием».
 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» - сказал Христос.  Это проповедь покорного примирения со злом, обрекающая человека на страдания и  жизнь мученика, но при этом, осознающего себя, в самомнение, как победителя духом, возвысившегося над униженным дьявольским злом. Толстой считал, что непротивление злу насилием есть единственное средство победить зло: «Оно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, кто пострадал от него».

Но, что такое Добро и что есть Зло, Лев Николаевич обстоятельно исследовал в своей 335-и страничной книге «Царство божие внутри вас», которая была впервые опубликована в Германии в 1894 году. «Книга по выходе ее, как я и ожидал,- пишет Лев Николаевич, - была запрещена и по закону должна была быть сожжена. Но книга вместо сожжения была разобрана чиновниками и распространилась в большом количестве списков и литографных оттисков и в переводах, напечатанных за границей».
В ней Толстой, исходя из собственной интерпретации Евангелия, определяет понятия добра и зла. Он пишет: «...христианское понятие о добром и злом так ясно определило признаки добрых и злых, что их нельзя уже смешивать. По учению Христа, добрые – это те, которые смиряются, терпят, не противятся злу насилием, прощают обиды, любят врагов; злые – это те, которые величаются, властвуют, борются и насилуют людей, и потому, по учению Христа, нет сомнения о том, где добрые ... и где злые... Даже как-то смешно говорить о властвующих христианах».

Однако, нравственный принцип <ненасилия> в ранних дохристианских пророчествах не встречается. В качестве примера, Толстой приводит толкование Добра и Зла в пророческих заповедях Ноя и Моисея, которые учили: «... тот, кто убивает, калечит или мучает своих ближних, делает зло. Чтобы противиться такому злу и уничтожать его, нужно делающего зло наказывать смертью или искалечением или каким-нибудь личным мучением. Обиде нужно противопоставить обиду, убийству – убийство, мучению – мучение, злу – зло. Так учили Ной, Моисей и пророки. Но Христос отрицает все это». «Я говорю вам, написано в Евангелии: не противься злому, не противься обиде – обидою, но скорее перенеси повторенную обиду от делающего зло». Однако, как понимать, что Христос, как сын Божий, проповедует ненасилие и Любовь, тогда как Бог, как отец его, карает грешников на <том свете> в Адской гиене огненной. 

Иррациональную позицию занимает Толстой и в отношение к государству, призывая христиан к анархическому неподчинению государственной власти, которая, по его мнению, не соответствует заповедям Христа. 
Он пишет: «Стоит человеку понять, что цель его жизни есть исполнение закона Бога... Христианин освобождается от всякой человеческой власти тем, что считает для своей жизни и жизни других Божеский закон любви, вложенный в душу каждого человека и приведенный к сознанию Христом, единственным руководителем жизни своей и других людей».
«... для каждого искреннего и серьезного человека нашего времени, - пишет Толстой, - не может не быть очевидной несовместимость истинного христианства – учения смирения, прощения обид, любви – с государством, с его величанием, насилиями, казнями и войнами. Исповедание истинного христианства не только исключает возможность признания государства, но и разрушает основы его».

Мне очень важно было узнать,  что  же подвигло великого русского писателя Л.Н. Толстого,  по сути уже на склоне лет,  начать поиски своего Бога ниспославшего через Христа свои заповеди: «НЕ УБИЙ» и «не противься ЗЛУ НАСИЛИЕМ».  В его «исповеди» читаем: «...искание Бога было не рассуждение,  но чувство,  потому что это искание вытекало не из моего хода мыслей...,но оно вытекало из сердца.  Это было чувство страха,  сиротливости,  одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь».  Итак,  страх смерти и неудовлетворённость бессмысленностью бренной жизни привели великого писателя и рефлексивного мыслителя - иррационалиста к переоценке всей его жизни и заставили,  отвернувшись от суровой реальности,  обратиться к крайне трансцендентной мистике,  надеясь в ней обрести для себя «смысл не уничтожимый смертью».
Толстой пишет: «...вера есть знание смысла человеческой жизни...Без веры нельзя жить...мы понимаем,  что жизнь есть зло,  и всё таки живём.  Это явно глупо...»
Здесь слышится отчаяние мятущейся души ищущей успокоения и не находящей его.
Но оценить жизнь как зло - это уж слишком... 
В буддизме жизнь оценивается только как страдание,  но там указывается и путь избавления от страданий,  тогда как признание: «жизнь есть зло» - обрекает человека на абсолютную безысходность...

Достойно сожаления и отношение Толстого к науке и людям занимающимся ей.  С одной стороны Он защищает разум, когда пишет, что  « истинная  религия    не  может  быть  противна  разуму», а  теми,  « кто  составляли  церковь», « разум  признан  был  источником  заблуждений».  Здесь, Толстой обвиняет  святую  церковь  в  извращениях, заблуждениях  и  предрассудках, а  между  тем, сам  становится  на  её  сторону,  когда  объявляет  науку  только  игрой  «праздного  ума»  небольшого  числа « неразумно  живущих»  людей.   Толстой утверждал, что «…главное  зло  науки… в  том, что  она,  не  будучи  в  состоянии  изучать  всё, и  не  зная,  без  помощи  религии ( ?!), что  должно  изучать,  изучает  только  приятное  для  самих  людей  науки…» 
Высказываясь  о  людях  науки, Толстой непременно  всегда  подчёркивал  свою  неприязнь  к  ним   и  писал о  них  как  людях  « живущих  неправильной»,   
«безнравственной  и  неразумной  жизнью».

«Научные люди, - пишет Толстой, - теоретически учат тому, что жизнь осмысленная и добрая есть только жизнь служения всему человечеству; и в этом самом учении видят смысл христианского учения; к этому учению сводят христианское учение...  Мнение это совершенно ошибочно. Христианское учение и учение позитивистов, коммунистов и всех проповедников всемирного братства людей, основанное на выгодности этого братства, не имеют ничего общего между собой и отличаются друг от друга в особенности тем, что учение христианское имеет твердые, ясные основы в душе человеческой; учение же любви к человечеству есть только теоретический вывод по аналогии».

Вызывает сожаление, что Толстой, как гуманист и глубоко мыслящий философ, не смог оценить роль <рациональной науки>, и посвятил свою жизнь не научно историческим исследованиям путей построения «всемирного братства» людей, а углубился в иррациональные теологические изыскания путей построения призрачного Царства Божия на Земле.   
Он уверил себя в том, что «Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество...».

Пророчество:

Будучи гуманистом, Толстой надеялся: «... что предсказание о том, что придет время, когда все люди будут научены Богом, разучатся воевать, перекуют мечи на орала и копья на серпы, т. е., переводя на наш язык, все тюрьмы, крепости,
казармы, дворцы, церкви останутся пустыми и все виселицы, ружья, пушки останутся
без употребления, – уже не мечта, а определенная, новая форма жизни, к которой
со всё увеличивающейся быстротой приближается человечество. Но когда же это будет? 1800 лет назад на вопрос этот Христос ответил, что конец нынешнего века, т. е. языческого устройства мира, наступит тогда, когда (Мф. XXIV, 3-28) увеличатся до последней степени бедствия людей и вместе с тем благая весть Царства Божия, т. е. возможность нового, ненасильнического устройства жизни, будет проповедана по всей земле».

Удивительно, что здесь Толстой, уверовав в построение Царства Божия, рассчитывает не на поучения Христа, а  на увеличение «до последней степени
бедствия людей», то есть, на Деструктивные Стимулы, как самые «убедительные»
аргументы всегда <вынуждающие> людей искать спасение в «ненасильническом устройстве жизни», то есть — Мирной жизни без Войн.
«О дне же и часе том никто не знает, только отец мой один (Мф. XXIV, 36)», –
тут же говорит Христос. Ибо оно может наступить всегда, всякую минуту, и тогда,
когда мы не ожидаем его. .. но именно потому, что мы не можем знать времени
наступления этого часа, мы не только должны 6ыть всегда готовы к встрече
его..»...  «И другого ответа не может быть. Знать то, когда наступит день и час
Царства Божия, люди никак не могут, потому что наступление этого часа ни от кого
другого не зависит, как от самих людей... когда они разучатся враждовать, будут
все научены Богом и соединены любовью и лев будет лежать с ягненком».

«В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, - считал Толстой, -
а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека.
Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого
решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь
Строительства нового мира — Мира Добра».

В своём последнем письме к Ганди (Махатма) от 7 сентября 1910 года, ровно за
месяц до своей смерти, (7 ноября 1910 года), Толстой писал: «Чем дольше я живу,
и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать
другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет
огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в
сущности есть не что иное, как учение любви, не извращённое ложными толкованиями.
То, что любовь, т. е. стремление душ человеческих к единению, и
вытекающая из этого стремления деятельность есть высший и единственный закон
жизни человеческой...»

Для Толстого Бог-это главным образом,  категория нравственная и менее всего метафизически
экзистенциальная.  Именно поэтому учение Христа для него это нравственное поучение,  которое на вопрос  «Как мне жить?»  - даёт, -ответ:
«по закону Божию».
Однако из всех нравственных заповедей нагорной проповеди  Христа,  Толстой
выделяет как самую сущностную,  с его точки зрения,  заповедь о непротивлении злу насилием,
считая её как положение «связующее всё учение в одно целое». 
Абсолютизация этой заповеди как раз и стала причиной отлучения   Толстова от православной церкви.

А возможно ли истинно признать заповедь о непротивлении злу насилием, как
основу «связующую всё учение» Христа? Действительно ли возможна жизнь человека
руководствующегося этой заповедью?

И как бы там ни  было,  но для христианской церкви,  заповедь непротивления злу
тяжёлыми веригами висит на её шее, которые нельзя уже снять,  но с которыми
нельзя и жить,  если ревностно, исполнять заповеди Христа. 

Эта заповедь, по существу, является <самоликвидатором> заложенным,  возможно  по   недоумению или чрезмерному усердию евангелистов,  под всё христианское Богоучение. Возникает далеко не праздный вопрос - зачем Христос дал нам заведомо не исполнимую заповедь,  которая требует от нас потворства «всякому злу»  и  « непротивления греху»?  Обращаясь  к  нам,  своим  читателям,  Толстой,  как  человек  интеллигентный,  писал: « …я  прошу  всех  тех, которые  будут  читать  это…без  поспешности  и  раздражения  понимать  и  обсуждать  то, что  я  высказываю,   и,  в  случае  несогласия,  не  с  презрением  и  ненавистью,  а  с  сожалением  и  любовью  поправлять  меня…» 

Любезнейший,  Лев  Николаевич,  я  с  большим  интересом  и  даже  с  пристрастием  ознакомился  с  Вашей  религиозной  философией  жизни  и,  несмотря  на  то,  что  я,  как  человек  не религиозный,  и  во  многом  не  согласен  с  Вами,  но,  тем  не  менее,  я  очень  благодарен  Вам  уже  за  то,  что  Вы  первым  в  России  подняли  самую  жгучую  и  вечную  человеческую  проблему -  проблему  Войны  и  Мира,  как  философски - нравственную  проблему  НАСИЛИЯ, как проблему ДОБРА и ЗЛА. 

Вы  предложили  решить  её  путем  построения  общечеловеческого  ненасильственного  Мира. И  в  этой  части  я  Ваш  горячий  сторонник.  Однако  я  никак  не  могу  согласиться  с  предлагаемыми  Вами  методами  достижения  этой  цели.  Вы  наивно  рассчитывали  на  то,  что   всё  человечество,   проникнувшись  всеобъемлющей  христианской  любовью  ко  всем  врагам  своим  и,  возлюбив  их  как  самих  себя,  сольётся  в  благостном  единение  Всемирного  Братства, как Царства Божия на Земле. 

Увы!  Я  должен  огорчить  Вас -  Ваши  надежды,  Лев  Николаевич,  не оправдались… И  сейчас,  в  начале  третьего  тысячелетия, более  столетия  спустя,  после  того  как  Вы  покинули  наш  жестокий  мир,  он, к  великому  сожалению, не  стал  добрее,  в  нём  не  стало  больше  любви, но  в  нём, как  и  прежде, не  прекращается  насилие, продолжаются  локальные войны и бессмысленный  терроризм, продолжается совершенствование  орудий  разрушения и убийства, по-прежнему продолжает  литься кровь,  и сохраняется  перманентная  угроза  грядущих  Мировых  Войн. 
               
                Махатма Ганди — последователь учения Толстого

В поисках решения проблемы Войны и Мира, я, после изучения гуманистического учения Л.Н.Толстого, обратился к его верному последователю выдающемуся индийскому общественно политическому деятелю и философу Мохандасу Карамчанд Ганди принявшему к руководству толстовский принцип <ненасилия> (ахимса на санскрит).

[[[Ахимса=ненасилие - древний индийский принцип поведения и образа жизни  требующий ненанесение вреда насилием. Это основная добродетель в индуизме, буддизме и джайнизме. Философия ненасилия Ганди оказала решающее влияние на движения сторонников мирных перемен в Индии]]].

На Ганди сильное впечатление произвело произведение Толстого «Царство божие внутри вас». В 1909 году, в своём письме к Л.Н.Толстому он писал: «Мне выпало счастье изучать ваши писания, произведшие глубокое впечатление на моё мировоззрение». Ганди, на протяжении всей своей жизни считал себя верным  «последователем» учения Толстого о ненасилии.

Однако, несмотря на то, что Ганди признавал Толстого как "высочайший моральный авторитет" он, тем ни менее, не всё принимал у него как истину.  «Не нужно думать, что я принимаю все идеи Толстого, - писал Ганди, - Я считаю его одним из своих учителей, но я, естественно, не со всеми его идеями согласен. Я всецело приемлю главный принцип его учения». И этим принципом был принцип <непротивления злу насилием>. Но Ганди просил Толстого не настаивать на исключении реинкарнации из индуизма, тогда как Толстой пытался переубедить Ганди и писал ему: «По моему мнению, вера в реинкарнацию никогда не может быть так тверда, как вера в неумираемость души и в справедливость и любовь Бога.
Впрочем, делайте как хотите».
Таким образом, в процессе дискуссии, оба оппонента остались при своих взглядах по поводу реинкарнации, но Толстой, как интеллигентный человек и сторонник ненасилия не позволил себе поступиться своими принципами и не стал упорствовать  чтобы переубедить Ганди.

Ганди принял толстовский нравственный принцип «непротивления злу насилием», но он был трансформирован им в принцип ненасильственной борьбы—сатьяграху, как
«упорство в истине»  и использовал его на практике в виде «несотрудничества
и гражданского неповиновения ». Ганди, как юрист, начал свою общественно политическую деятельность с защиты прав наёмных индийских рабочих
в Южной Африке ( 1893–1914), а затем, с 1915-1947 год использовал сатьяграху
в борьбе Индии против колониального господства Англии.
В 1905 году  с подачи Рабиндраната Тагора, заслуженного индийского писателя и
лауреата Нобелевской премии в области литературы, Ганди был именован, как Махатма, что означает дословно «Великая Душа».

Высокую оценку Ганди, как провидцу, дал и выдающийся физик Альберт Эйнштейн.
«Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, - по мнению великого, рационально мыслящего учёного, - является намного более сильным,
нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы.
Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника,
указывающего путь для грядущих поколений».
               
                ***
Неудачная попытка Ганди предотвратить Вторую Мировую Войну чтобы не силою, а любовью к врагам своим обратить их в своих друзей.

                Письма Ганди к Гитлеру

23 июля 1939 года
Господину Гитлеру, Берлин, Германия
Дорогой друг, друзья побуждают меня написать Вам для блага всего человечества. Но я не соглашался выполнить их просьбу, потому что чувствовал, что любое письмо от меня было бы дерзостью. Но сейчас что-то подсказывает мне, что я не должен просчитывать последствия, и мне следует обратиться к Вам, чего бы это мне ни стоило.Очевидно, что на сегодняшний день Вы являетесь единственным человеком в мире, способным предотвратить войну, которая может низвести человечество до состояния дикости. Стоит ли платить такую цену за достижение цели, какой бы значимой она ни казалась? Может быть, вы прислушаетесь к призыву человека, который сознательно отверг войну как метод, добившись при этом значительных успехов? В любом случае, прошу прощения, если мое письмо к Вам было ошибкой.
Искренне ваш М. К. Ганди               

24 декабря 1940 года
Мой друг, то, что я так к Вам обращаюсь — не формальность. У меня нет врагов. В последние 33 года делом моей жизни было заручиться дружбой всего человечества, относясь по-дружески ко всем людям вне зависимости от расы, цвета кожи или вероисповедания. Мы не сомневаемся в Вашем мужестве и в том, что Вы преданы своему отечеству, также мы не верим в то, что Вы представляете из себя чудовище, каким рисуют Вас Ваши оппоненты.Тем не менее как Ваши собственные сочинения и высказывания, так и слова Ваших друзей и почитателей не оставляют сомнений в том, что многие Ваши действия чудовищны и не соответствуют понятиям о человеческом достоинстве. Поэтому мы, вероятно, не можем пожелать успеха Вашему оружию. Мы выступаем против британского империализма не меньше, чем против нацизма. Наше сопротивление, однако, не направлено на то, чтобы нанести ущерб британскому народу. Мы стремимся убедить их, но не одержать победу на поле битвы. Метод ненасилия способен нанести поражение союзу всех самых ожесточенных сил в этом мире. Если не британцы, то другая держава, вне сомнений, победит Вас Вашим же оружием. Вы не оставите своему народу наследия, которым он мог бы гордиться.
Искренне ваш М. К. Ганди

Обращения Ганди к Гитлеру как: «Дорогой друг» и  «Мой друг» меня покоробили … Правда, далее Ганди объясняет почему он избрал такую форму обращения. «...то, что я так к Вам обращаюсь, - пишет он, — не формальность. У меня нет врагов». Но даже отсутствие врагов ещё не значит, что всех людей можно считать своими «друзьями», тем более «дорогими друзьями».
Это, разумеется, не более чем формальная дань заповеди - «возлюбите врагов своих как самих себя». Или - «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Не думаю, что высказываясь так Ганди искренне испытывал умиление и любовь к Гитлеру. Но тогда это обращение принимает уже форму лицемерия со стороны Ганди, которое недостойно его высокого титула Махатмы. И тогда следует признать, что невозможно принять заповедь Христа о непротивлении Злу к практическому руководству ей.

                Размышления о ненасилии

В молодости, на моё формирование мировоззрения оказывали влияние многие всемирно известные личности о которых я тогда читал, но решающее влияние оказали идеи
Л.Н.Толстого, Махатмы Ганди и Альберта Эйнштейна. Однако, будучи рациональным
реалистом, не разделяющим религиозно мистические учения, я по-своему стал
понимать принцип <<НЕНАСИЛИЯ>>. Если для Толстого и Ганди принцип  <ненасилия> - это <непротивление злу>, то для меня НЕНАСИЛИЕ - это <противление злу>, но противление <гуманитарным насилием> ВЫНУЖДАЮЩИМ зло к умиротворению и благодетели. С позиций нравственности, большинство человеческой популяции поддерживает созидательные силы Добра и только небольшая часть популяционного отродья представляет собой разрушительные, агрессивно паразитарные силы Абсолютного Зла. Зло всегда агрессивно провоцирует Добро, которое всегда противостоит Злу, и они никогда не смогут сосуществовать мирно.   
Вообще, это очень деликатная нравственная проблема и решение её бескомпромиссно - <противление Злу> <гуманитарным насилием> должно быть признано как нравственно оправданное.               
               
                <Гуманитарное насилие>          

          [[[ По отношению к преступникам, <Гуманитарное насилие> принимает
              форму административно правового или уголовного наказания,
              исключающего смертную казнь, а в исключительных случаях, по
              отношению ко Всем ВООРУЖЁННЫМ: убийцам, бандитам и террористам -
              принимает форму силового и вооружённого ПРИНУЖДЕНИЯ к
              умиротворению и благодетели, не исключая при этом, и их физическое
              уничтожение, в случае их вооружённого сопротивления ]]]         
             
 Толстой и Ганди считали, что остановить Зло можно только
противопоставив ему всеобъемлющую Божественную Любовь («любите врагов своих как самих себя»). Однако, реальная жизнь не знает таких примеров...
Да, Ганди в Индии,  в условиях индуистских традиций, успешно использовал принцип ахимсы = ненасилия, усовершенствовав его как сатьяграху. Но по существу, Ганди отказался от толстовского непротивления злу, приняв сатьяграху, как противление злу, но в более мягкой форме, без вооружённого насилия, а в виде «несотрудничества и гражданского неповиновения ».
Но сатьяграха, как метод, это, по сути, тоже силовая борьба, но с помощью "мягкой силы", поэтому она и была успешно реализована Ганди в Индии. Однако, когда Ганди решил распространить принцип ахимсы=ненасилия на так называемые «цивилизованные» Европейские страны, для того чтобы остановить в самом начале Вторую Мировую Войну, обратившись письменно в 1939 году, а затем уже во время войны в 1940 году, с призывом к Гитлеру, называя его «дорогим другом», чтобы тот отказался от насилия, то эта акция потерпела полное поражение и выглядела, мягко говоря, несерьёзно...
Ганди не удалось своей любовью  обратить Гитлера исполненного Дьявольского Зла в смиренного агнца, поскольку подобная метаморфоза <противоестественна> и
в реальных условиях, не может быть практически реализована!!!
               
Дело в том, что в основе биологической жизни всех живых существ , в том числе и человека, генетически заложена борьба за существование. Это борьба с природными стихиями окружающей среды и силовая борьба в процессе хищнического взаимопоглощения различными существами друг-друга в пищевой цепи.
Биологический инстинкт самосохранения — это пример защитной реакции как  силового сопротивления всем внешним разрушительным силам, нравственно оцениваемым человеком как Силы Зла. Всякое живое существо утратив способность защищать себя, утратив иммунитет, как жизнеспособность — непременно погибает.   
Таким образом, нравственный принцип «непротивления злу насилием» предложенный Львом Николаевичем Толстым в виде «смирения, терпения, не противления злу насилием, прощения обиды и любви к врагам своим» - нравственно унижает и разрушает человеческую личность и поэтому не может быть принят в качестве жизненного принципа в борьбе со Злом. Он не только не прерывает цепь Зла, а со всей страстью потворствует ему, укрепляя и приумножая его. Непротивление Злу с любовью к палачу своему - это значит умиляясь, покорно положить свою голову на плаху, чтобы палачу удобнее было отсечь её. Но послужит ли такая жертвенность уменьшению Зла у вашего палача, не разъярится ли после этого ещё больше он?   

Для самосохранения и выживания в нашем жестоком мире нужно уметь защищать жизнь противопоставив разрушительным силам Зла Умиротворяющую Силу Добра.

 Но может ли когда-нибудь наступить такое время на нашей Земле, когда на ней  восторжествует долгожданный МИР, и не будет больше условий для существования сил Зла провоцирующих ВОЙНЫ?
               
              Нормальное статистическое распределение характеристик
                в популяциях живых существ

 Во всех популяциях живых существ, все качественные характеристики особей распределяются случайным образом за счёт наследования характерных признаков от родителей и за счёт естественных мутаций генома. Таким образом, в популяциях состоящих из большого числа особей, всегда существуют отдельные особи, их группы и сообщества с разной степенью развитости их физиологических, психологических, поведенческих, нравственных и интеллектуальных характеристик. Бо^льшая часть особей в каждой популяции, как правило, обладает статистически усреднёнными качественными характеристиками, но в <естественных> условиях, всегда в каждой популяции присутствуют две крайности, представленных двумя не многочисленными маргинальными сообществами, особи которых по уровню развития своих качественных характеристик резко отличаются от среднестатистических характеристик подавляющего большинства. При этом, в одном маргинальном сообществе все особи обладают низкой развитостью по сравнению с усреднёнными среднестатистическими, а в другом маргинальном сообществе, напротив, все особи отличаются ярко выраженной развитостью своих характеристик. 
В человеческих популяциях, маргинальные представители с заниженным уровнем   развитости,  составляют различные группы: или социально не дееспособных иждивенцев или группы состоящие из лиц с низким уровнем гражданского правосознания, составляющие криминальные сообщества паразитирующие за счёт честных тружеников. Маргинальные сообщества состоящие из людей интеллектуально развитых, представляют интеллигенцию составляющую различные научные, культурные и административно управленческие сообщества.
Но именно из среды маргинальных сообществ, как правило, всегда выходили харизматические лидеры с ярко выраженными организаторскими способностями и агрессивными намерениями,  которые создавали различные уголовные объединения или военные формирования — Армии  для ведения агрессивных ВОЙН с целью расширения жизненного пространства за счёт территорий соседних стран, и тем самым вызывали ответную реакцию с их стороны.
В результате, при этом всегда происходило разрастание сил Зла и расширение сфер их действия. 

Необходимо признать, что агрессивность, как Зло, порождающее Войны и вооружённые конфликты, имманентно присуще природе человека, а следовательно — агрессивное Зло неистребимо и поэтому ВОЙНАМ не будет конца... Исходя из этого, чтобы исключить или по крайней мере снизить уровень агрессивности в человеческом сообществе, необходимо будет гуманизировать его систему воспитания и образования используя научно обоснованные психолого-педагогические методы. Это то, что Толстой и Ганди пытались достичь — любовью, чтобы обратить Зло в Добродетель, превратив врага в друга. Но как показывает вся человеческая история, такие случаи, если они вообще кому либо известны, то они  уникальны. Ганди говорил, что у него нет врагов, поскольку он всех их любит как самого себя.
Увы! Но это трансцендентная логика, которая в реальной жизни не работает!
И ярчайшими примерами тому являются - игнорирование Гитлером любезнейших Обращений Ганди с  предложением прекратить насилие и пожалуй самым убедительным тому примером может служить жестокий акт убийства самого Ганди (30 января 1948 года) индуистским фанатиком-националистом Натурам  Винаяк Годсе. Эти примеры убедительно доказывают, что любовью и непротивлением злу невозможно обратить Зло в Добродетель. И не прав был Лев Николаевич Толстой, когда перед смертью, писал Ганди, что «...любовь... есть высший и единственный закон жизни человеческой...»

С сожалением, приходится признать, что пока в нашем жестоком мире будет существовать бесчеловечное насилие, как агрессивное Зло, порождающее Войны, необходимо будет принять в ООН обязывающее ВСЕ страны соглашение признающее правомерным и нравственно оправданным применение <гуманитарного насилия> против инициаторов агрессивных войн, вооружённых конфликтов и всех насильственных акций по отношению невинных жертв. 
И по всей видимости, <гуманитарное насилие> ещё долго будет востребовано в нашем жестоком мире... 

Однако, в процессе эволюционного развития различные человеческие сообщества  неизбежно придут к объединению в единую общечеловеческую цивилизацию, которая обретёт осознание своей субъектности и перестанет быть объектом случайных обстоятельств, она навсегда утратит агрессивность и превратится в гуманистическую самоорганизующуюся НООЦИВИЛИЗАЦИЮ, прогнозирующую и программирующую свою историческую перспективу. 
И только когда человеческая популяция обретёт социальный статус нооцивилизации, тогда и  только тогда будет окончательно реализован принцип ненасилия и больше не будет ВОЙН, и наступит, наконец, долгожданный МИР на нашей планете Земля. 

                ***

          Общенародное  Движение за гуманитарное принуждение к миру
               
                Обращение

Политические лидеры США и Евросоюза входящие в милитаристский блок НАТО в последнее время резко активизировали свои усилия по изоляции и демонизации России в глазах мирового сообщества. Они совершают визиты в Африканские и Азиатские страны, всё ещё занимающие более прагматичную позицию по отношению к нашей стране, с тем чтобы склонить их к объявлению санкций против России.

В связи с этим, России сейчас, в качестве ответной меры, необходимо тоже срочно активизировать свои дипломатические усилия и обратиться к парламентам всех стран с разъяснением нашей миротворческой позиции по отношению к Украине.
Россия должна убедить мировую общественность в необходимости прекращения военной конфронтации и гонки вооружений, чтобы предотвратить мировую войну и  перейти к конструктивному сотрудничеству и полному разоружению во имя  сохранения жизни на Земле.
Политический курс России с начала 21 - го века, направлен на мирное, равноправное и взаимовыгодное конструктивное сотрудничество со Всеми странами, руководствуясь при этом нормами международного права и строгого исполнения принятых обязательств.    
Тогда как вся политика  США и объединённого Запада по отношению к России, в основе своей, строится на гегемонизме и силовой конфронтации, на провокациях конфликтов, циничной лжи, нарушениях общепризнанных правовых норм и не исполнении договорных  обязательств.

Граждане всех стран, в своём большинстве, настроены на мирное и конструктивное сотрудничество всех стран и их народов и они не могут быть заинтересованы в какой бы то ни было конфронтации: идеологической, политической, экономической и тем более военной.

Россия должна сейчас обратиться к народу Украины, который любит свою страну и  желает ей лучшей доли как суверенного и свободного государства,  чтобы он потребовал от своего компрадорского политического руководства прекратить военные действия и начать мирные переговоры с Россией.
Марионеточное компрадорское руководство Украины уже превратило свою страну в полигон агрессивного блока НАТО для испытания и совершенствования всё боле разрушительных и смертоносных вооружений, при этом безжалостно жертвуя многими тысячами своих соотечественников.
Военнослужащие ВСУ, истинные патриоты своей страны! Обратите свой пламенный гнев в первую очередь против своего  марионеточного политического руководства служащего интересам  стран Запада, пытающихся разорвать вековые родственные связи наших народов - Украины и России. Сейчас, только Россия заинтересована в сохранении дружеских и родственных отношений с народом Украины.
Патриоты Украины, должны понять, что Россия начала военную операцию будучи вынужденной сложившимися обстоятельствами.

ПРИТЧА: ((( Когда профилактическими средствами не удаётся предотвратить серьёзное заболевание, то единственным средством избавления больного от страданий может быть только хирургическая операция. Но, как известно, всякая серьёзная операция, к сожалению, всегда проходит болезненно и с потерей крови, но только она способна спасти драгоценную ЖИЗНЬ тяжело больному.)))

Источником и виновником Всех межгосударственных конфронтаций и военных конфликтов в современном мире, главным образом, являются политические власти всех 30-ти стран входящих в агрессивный военный блок НАТО, как реликт холодной войны. Чем может быть оправдано его существование в современном открытом и коммуникативном 21-ом веке?  И чем может быть оправдана его непрекращающаяся гонка всё боле изощрённых средств массового уничтожения, поставившая себе на службу все современные достижения науки и техники, и таким образом, провоцирующая все другие страны, против их воли, тоже включаться в эту гонку чтобы обеспечить свою мнимую "безопасность".

Необходимо признать, что полная и окончательная военная БЕЗОПАСНОСТЬ  может быть достигнута только в БЕЗНАСИЛЬСТВЕННОМ и БЕЗОРУЖНОМ МИРЕ!
Поэтому, стремление всех народов к Миру должно начинаться с обращения к своим парламентам, главам государств и их представителям в совете безопасности ООН, с политических требований ВСЕОБЩЕЙ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ ВСЕХ СТРАН, входящих в ООН, с требования РОСПУСКА АГРЕССИВНОГО  ВОЕННОГО БЛОКА НАТО и ПОЛНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ ВСЕХ АРМИЙ с последующим УНИЧТОЖЕНИЕМ и утилизацией ВСЕХ ВИДОВ имеющихся у них ВООРУЖЕНИЙ!

             О глобальной безопасности и безнасильственном мире

( Приложение к посланию Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023 г.)

                Уникальность жизни

МЫ - Земляне, прежде всего не должны забывать, что в суровых условиях безжизненного космоса жизнь человеческой цивилизации на Земле –  это только очень краткий <эпизод> в её эволюционной истории... Земля как планета,  представляет собой замкнутую экосистему и жизнь в ней возможна только как процесс  увеличения энтропии за счёт интенсивного исчерпания всех не  возобновляемых жизненных ресурсов, что с неизбежностью, в процессе эволюции, приведёт её к  деградации и коллапсу.

МЫ постоянно должны помнить, что - о с н о в н а я - угроза жизни человеческой цивилизации всегда была и будет впредь исходить
от - г л о б а л ь н ы х - п р и р о д н ы х - с т и х и й - в виде космических,  геофизических и пандемических - к а т а с т р о ф, - играющих роль деструктивных стимулов, которые всегда будут уничтожать всё не жизнеспособное, и таким образом, вопреки нашим намерениям, -
п о н у ж д а т ь - нас к непрерывному самосовершенствованию, повышая
наш уровень адаптивности и жизнеспособности.

МЫ должны осознавать, что жизнь -  это самое уникальное явление во всей  нашей Вселенной и высшая ценность, которую необходимо защищать и бережно сохранять для того чтобы, как можно дольше, на нашей Земле могли продолжать жить наши потомки.
Однако, для этого МЫ должны будем уже - с е й ч а с - признать идею
<<с о х р а н е н и я - ж и з н и - на Земле>> как самую гуманистическую и жизнеопределяющую, представляющую  - ц е л ь - и - с м ы с л - всей нашей последующей жизнедеятельности, которая должна - р а д и к а л ь н о - изменить - в е с ь - о б р а з -
ж и з н и - человеческой цивилизации...

                Разум - средство сохранения жизни

Природа создала НАС, как Homo sapiens, для того чтобы МЫ, используя свой Разум, дорожили собственной земной жизнью, берегли и обустраивали жизнь на Земле, но МЫ, к сожалению, всё ещё не осознали своего общепланетарного единства и направили свой Разум не на созидание и сохранение жизни общечеловеческой цивилизации, а на создание всё более изощрённых смертоносных средств самоумерщвления  и уничтожения Всего живого на Земле: на создание ядерного оружия, климатического оружия, физического оружия, химического оружия, бактериологического оружия, пандемического оружия, а сейчас и искусственный интеллект пытаемся использовать в качестве оружия...
Вся человеческая история - это бесконечная цепная последовательность бессмысленных конфликтов, силовых конфронтаций, разрушительных и кровопролитных войн! Расточительная и бессмысленная гонка вооружений, поставившая себе на службу все научные достижения 21 - го века, стремительно приближает наш мир к ядерной катастрофе и экологическому апокалипсису, которые могут полностью уничтожить жизнь на Земле.
Не может быть устойчивым и безопасным мир балансирующий на страхе взаимного уничтожения!



Когда же МЫ наконец, поймём, что безопасным может быть
т о л ь к о - н е н а с и л ь с т в е н н ы й - и - б е з о р у ж н ы й - м и р!
В связи с этим, необходимо будет радикально изменить все принципы исторически сложившихся международных отношений, направленных на конфронтацию и милитаризацию, поменяв их на принципы конструктивного сотрудничества и полной демилитаризации.   Россия должна убедить мировую общественность в искренности своих гуманистических и миротворческих устремлений и постоянно разоблачать агрессивную гегемонистскую и милитаристскую  политику США и всех стран агрессивного блока НАТО построенную на лицемерной лжи, циничных провокациях конфликтов и разжигании агрессивных войн!               

                Россия должна защитить Мир и Жизнь на Земле

В современном мире только наша страна - Россия обладает концептуальным видением глобальной  перспективы, поэтому только она имеет сейчас моральное право взять на себя гуманистическую миссию - м и р о т в о р ц а - и, активизировать свои миротворческие усилия для того чтобы сохранить жизни на Земле для будущих поколений.
Россия должна отправить мировой общественности и главам всех государств членов ООН своё миротворческое обращение с призывом:

а). полностью и окончательно прекратить военную конфронтацию,

б). распустить агрессивный военный блок НАТО, провоцирующий гонку
     вооружений и все военные конфликты в современном мире,

в). всех военнослужащих национальных армий перевести в гражданские
     формирования МЧС по защите и спасению населения от стихийных и
     антропогенных катастроф. 

г). прекратить бессмысленную гонку вооружений и, во имя - с о х р а н е н и я -
     ж и з н и - на Земле,  объединив усилия всех стран, начать обустраивать
     безопасную жизнь единой человеческой цивилизации -  
     без оружия, без войн, без насилия!   

д). на переходный период разработать при ООН нормы межгосударственных
     отношений направленных на конструктивное сотрудничество и
     дружескую взаимопомощь в критических ситуациях. 
               
                ***               

                Природная стихия как деструктивный стимул

6 февраля 2023 года с интервалом в девять часов произошли два последовательных мощных землетрясений в Турции и Сирии.  В результате этих землетрясений в Турции на 8 февраля погибло 9100 человек, пострадали свыше 49 тыс человек, разрушено 6444 зданий.
"На данный момент, (09.02.2023 г.), число погибших составляет 16 170, раненых
64 194", — сказал глава государства Тайип Эрдоган, выступая в провинции Османийе.
На 14.02.2023 г. число погибших в Турции достигло 35418 человек,а раненых 105505 человек.
В Сирии, на 8 февраля, погибло — 2662 человека, десятки тысяч пострадали. В Турции были объявлены чрезвычайное положение и семидневный траур. Землетрясение признано самым мощным в Турции после 1939 года.

Природная СТИХИЯ преподнесла НАМ ещё один тест на ПРОВЕРКУ ГУМАНИТАРНОЙ зрелости НАШЕЙ человеческой цивилизации. Природная СТИХИЯ не различает НАС по национальным признакам!
Природная СТИХИЯ - это Деструктивный Стимул, который возможно ЗАСТАВИТ политические руководства ВСЕХ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ СТРАН, НАКОНЕЦ - ТО!, ОСОЗНАТЬ настоятельную необходимость прекращения ВСЕХ междоусобных конфронтаций и, объединив усилия, начать обустраивать БЕЗОПАСНУЮ ЖИЗНЬ ЕДИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:   
без ОРУЖИЯ,
без ВОЙН,
без НАСИЛИЯ!   


                ***

Прошу вас, уважаемый читатель, передавать это обращение всем своим близким и знакомым для того чтобы как можно большее число людей письменно обращалось к политическим лидерам и авторитетным в мире религиозным представителям:
Его Святейшеству Далай-ламе 14-му, Римскому Папе Франциску и Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с требованием остановить все военные конфликты, чтобы защитить МИР и сохранить ЖИЗНЬ на ЗЕМЛЕ.
 
Сторонник ненасилия и братского единения всех народов живущих на Земле -

 Любомир