3. 1. Что такое борец с системой?

Роман Дудин
1.
    Что означает борец с системой? Это зависит от того, что понимается под «системой», потому, что системы бывают разные – на симбиоз ориентированные, под паразитизм заточенные. И вот в зависимости от того, о с какой системой борьба, и определяется понятие борец.
    Система, ориентированная на симбиоз, например, может выглядеть так. Собираются люди, живущие по принципу «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой», и вступают в экономически-правовые отношения. И работают на благо общества, и берут в меру своих потребностей от его ресурсов столько, сколько дозволяет этот принцип, а дозволяет он взять ровно столько, сколько не оставит других в таком положении, в каком бы не хотел оказаться сам. И не нужны будут ни деньги, ни законы, если внутренняя совесть не даёт поступать так, чтоб разрушать общество, и выступает регулятором отношений и баланса. Но вот будет в системе один человек, который не хочет жить по такому принципу, а хочет по «не хочу делать ничего, что меня напрягает, а брать хочу самое лучшее, и столько, сколько хочется», и такой человек становится балластом для общества, и потянет его экономику вниз. И дурной пример может быть заразительным, и созданные им проблемы могут отягощать жизнь остальных настолько, что они уже не захотят тащить на себе получающуюся ношу, и тоже захотят скатиться в его образ жизни, который представляется куда более лёгким. И тогда произойдёт каскадное обрушение, и общество коллапсирует, и чтобы этого избежать, сторонники системы вводят деньги и законы, которые регулируют отношения так, чтоб каждый мог пользоваться чужим трудом лишь в меру того, насколько его труд тому эквивалентен. И соразмерно спросу за свой труд получает деньги, а соразмерно полученным деньгам получает продукты чужого труда.
    И получается система, в которой чем больше ты пользы приносишь, тем больше можешь иметь, и чем больше ты имеешь, тем на большее, соответственно, признание можешь рассчитывать. Но не желающий принимать такую систему ищет другие пути. Чтобы в обход системе брать как можно больше, а напрягаться, как можно меньше. И он начинает воровать, грабить, подделывать деньги, подкупать тех, кто должен его поддержать, убирать тех, кто не хочет покупаться, и вопреки системе продолжает гнуть свою линию. И чем он сильнее, тем больше преуспевает и стабильнее держится, а чем слабее, тем меньше вреда принести сумеет. Это и будет борец с системой, где система ориентирована на симбиоз, а он на паразитизм, вот только бывает и наоборот: сама система на паразитизме завязана, а борец как раз против получается.
    Представьте себе общество, в котором у одних есть всё, у других ничего, и чем дальше оно живёт, тем больше богатые богатеют, а бедные беднеют. И происходит это за счёт того, что устроено оно по принципу «поступай с другим именно так, как ни в коем случае не дай поступить с тобой», и те, кто лучше всего этот принцип применяют, лучше всех и живут. Принцип означает бери себе всё, что хочется, и делай это за счёт тех, кого вынуждай отдавать то, что отдавать не хочется. И устроена эта система так, что кто больше всех преуспевает, оказывается там, где может за всех остальных решать, как им жить и кому кланяться.
    И есть в системе свой порядок, и есть в ней и деньги, и законы, да только все деньги у тех, кто наверху, а законы пишут те, кто деньги получают от тех, у кого они есть. И вот получается в порядках этого общества, что если что-то делаешь на потребу обществу, то должен всех обманывать, обделять, загребать весь жар под себя, а другим шиш без масла оставлять. И если что-то производишь, толкай на рынок шлак, и заставляй всех его жрать, а всё самое лучшее для себя и своих оставляй. И вот тогда заработаешь и сколотишь капитал. А если будешь производить добросовестно, если будешь вкладываться в качество, то выйдешь в нуль. И не сможешь развиваться, и будешь вытеснен с рынка более развивающимися конкурентами. А устроено это, допустим, за счёт того, что цены на качественное сырьё очень высокие. И не потому, что не позволяют технологии более простой его добычу сделать, а потому, что не выгодно это тем, кто хочет жить как можно лучше за счёт того, чтоб другие как можно хуже жили. Им проще толкать дешёвый шлак, и не допускать, чтоб на рынке появился конкурент, который лучше производит. Потому, что, если таковой появится, им придётся подымать качество и соревноваться с ним, и в итоге вложить как можно больше сил и средств, а прибыль получить лишь столько, сколько сумеют других обыграть. А так они живут, и вообще не напрягаются, и производят дёшево, а продают дорого, а потребителю всё равно некуда деваться – радикальной альтернативы-то этому нет. И вот занимаются они тем, что лоббируют законы, которые ведут к такому положению, что качественное сырьё стоит дорого, и толкают на рынок то, что из некачественного делается, а если хочешь с ними потягаться в производстве, то есть у тебя, допустим, выбор: производи шлак, и расширяй свои активы и пассивы, или производи достойный продукт, и выходи в нуль.
    Получается такая система: думай о людях, останешься ни с чем, думай о себе и плюй на всех – подымешься максимально высоко. Ну и вывод из всего этого: есть борцы сильные, есть слабые, и сильный добивается большего, слабый меньшего, но есть ещё и системы симбиозные и паразитические, и в паразитической чем больше ты пользы хочешь людям приносить, тем меньшего ты добьёшься при той же силе, а более слабый, но паразитически ориентированный конкурент может легко тебя обойти.

2.
    Допустим, есть у системы ещё такая особенность: ты имеешь тех, кто внизу, а тебя имеют те, кто наверху. И система так устроена, что, относясь к своим подчинённым честно, ты в купе с дорогим сырьём выйдешь вообще в минус. А вот ты плати сотрудникам копейки, подставляй их, вешай на них всякие неустойки, заставляй работать на износ, выжимай, как тряпку, задерживай зарплату, заставляй увольняться без денег, клади себе в карман всё, что им не доплатил, и заработаешь. И это и будет основной гешефт со всего мероприятия. А остальное всё уйдёт, как вода в песок, только не вниз, а куда-то наверх. А ты людей заставляй вести себя так же, как ты к ним относишься, так же и пусть они и к другим относятся: пусть обсчитывают клиентов, обманывают, впаривают им то, что тем не нужно, и заработают на этом. А зарплата у них такая маленькая, что её ни на что не хватит. Пусть вертятся, как хотят. Пусть делают то же самое, только на своём уровне. Пусть разбавляют твоё суррогатное вино на разливе ещё и водой. И это будет их основной гешефт.
    У менеджера в отделе кадров свой гешефт: он обещает заработки размером с золотые горы, а люди приходят, выжимаются, как лимоны, и ни с чем так и уходят. А он что-то да имеет – с премий, которые ему платят за те деньги, которые он для фирмы экономит. И вот какие особенности у системы: твой сотрудник клиента обсчитал, и попался на этом, а отвечать ему, а не тебе – это же как бы, он виноват, что на своём месте нарушил правила и законы. И никому нет дела, что это всё из-за того, что это ты его вынудил. Потому, что для этого нужны очень умные юристы, которые что-то доказать смогут, а умные за копейки работать не будут. А других денег у него нет, а на те, что у него есть, продвинутого и заинтересованного юриста он не найдёт. А вот ты купишь на свои деньги более серьёзную защиту, если вдруг понадобится. И это тоже часть системы. Опробованной, обкатанной и отшлифованной, и работающей практически без сбоев.
    И когда ты на своём производстве имеешь основной гешефт с тех денег, которые на своих сотрудниках делаешь, он основной потому, что всё остальное куда-то наверх уходит через цены на сырьё, налоги и прочее, и делается это через такую же систему нагиба сверху-вниз, только более масштабную. И через неё тебя сверху нагибать-проверять могут, а ты нет. И выкачивают из тебя всё, что ты мог бы заработать на своём уровне, и ловят тебя на нарушениях, которые в сравнении с их собственным размахом детсад, но ты ничего не докажешь. Это вся такая же часть общей системы.
    Хочешь подняться? Тоже допускается. Только по правилам игры; не так, чтоб «я против системы, и сейчас я всех вас опрокину вместе со всей вашей системой!» – такого система не любит. Играй по правилам. Хочешь стать выше кого-то – опрокинь конкретно его. Подсиди. Поставь. Перехитри. Сожри его положение, и подымись, а всю остальную систему так поверни, чтобы ей захотелось своими жерновами по нему пройти, а не по тебе. И вот тогда подымешься, заимеешь ещё один скелет в шкафу, заплатишь кому-то за молчание, и будешь сидеть, и стараться не высовываться так, чтоб те, кто шмоны по шкафчикам любят устраивать, хотели с твоего начать. Сиди, набирай веса. А вот когда окрепнешь для своего места, чтоб поувереннее себя чувствовать, тогда можешь дальше дёргаться.
    А ещё, допустим, система устроена так, что помимо неофициальной части, есть ещё и официальная, которая состоит в огромном количестве норм и правил, которые прописаны в законах, и требуют соблюдения. И прописаны так, что соблюсти их в таких условиях максимально сложно, и куда проще дать взятку, чтоб уполномоченные проверять закрыли глаза на определённые вещи, и разрешили тебе преуспевать без втискивания в эти нормы. И вот ты дал взятку, и сиди тихо, чтоб это не обнаружилось, а пойдёшь против системы – она живо на тебя своих ищеек спустит. Но зато и напрягаться не надо. У тебя есть, допустим, соответствующий стартовый капитал – ты отвали туда, туда, и туда, сколько скажут, и начинай своё дело. И никто тебя не тронет, если ты играешь по правилам системы. И стриги свой гешефт, и не надо ни с каким конкурентом бороться. Всё посчитано, всё нормировано, всё распределено, сколько куда вложить и сколько назад получать. Главное, изначально деньги иметь, столько, сколько у других нет, и сколько нет возможности у них заработать. Потому, что, если бы у всех было, все бы могли претендовать на то, что бы подняться, а не могут все подняться там, где одним хорошо может быть только за счёт того, что другим плохо. Кто-то должен быть вверху, а кто-то обязательно внизу. Так что нужна какая-то сумма, которая есть не у каждого, и чтоб любой желающий не мог взять и с нуля поднять столько (не любит система такие возможности давать). Так что с нуля подняться в такой системе максимально сложно. Но зато, если всё нужное есть, тебе все карты в руки, и плыви, как по течению.
    А ещё, допустим, так устроено общество, что люди предпочитают покупать то, что рекламируют, будь оно хоть хуже и дороже того, что не рекламируют, потому, что думают не своими мозгами, а программами кукловодов. Потому, что, чтобы своими мозгами думать, нужно напрягаться и думать, а напрягаться они тоже не любят; они любят расслабляться, и получать ценой наименьших усилий (как они думают) наиболее желаемый вариант. И чтобы заставить людей покупать твой товар, нужно вложиться в рекламу гораздо меньше, чем в качественное сырьё, оборудование и квалифицированный персонал. Поэтому, производя раскрученный шлак, можно заработать больше, чем за качественный продукт, а стало быть, позволить себе снизить цену, забрать всех покупателей себе, а качественный производитель сядет на нерентабельность.
    Но вот, допустим, появляется борец с системой. Вызов ей хочет бросить. Грести против течения пробует. План у него такой: производить качественный продукт, за счёт этого переманивать спрос к себе, за счёт этого расширяться, и производить больше качественного продукта. Всё вроде грамотно рассчитано (ну с точки зрения рекламы капиталистического строя), но есть подводные камни: система такого не любит. И во-первых, игроки в ней злые, а злые люди злостны в и в своих мерах. А во-вторых, если её обманы разоблачат, ей придётся тем хуже, чем злостнее были обманы, а значит, тем сильнее ей резон пресекать все попытки её разоблачения. И вот живут они так, и пока они в рамках одной рекламы между собой соревнуются, ворон ворону глаз не выклюет. А тут вдруг появляется тот, кто может опрокинуть сам их строй, и их вместе с ним, и вот они все объединяются, и начинают перекрывать ему кислород всеми средствами, которые только есть в их арсенале.
    И законными, и полузаконными, и четверть законными, и якобы законными, и совсем незаконными. Но у него есть козырь. Его товар при той же цене реально лучше качеством, чем их товар, а при том же качестве ниже ценой. Всё дело в потребителе. Нужно, чтобы потребитель сразу начал соображать и соображать правильно, и тогда можно будет сразу рвануть, расшириться, и там уже вес такой набрать, чтобы опрокинуть было как можно сложнее. Но думать потребитель не очень любит. Потому, что, если бы любил, то не вёлся бы на рекламу. И вот его уже по кругу ей много-много раз заставляли на одни и те же грабли наступать, и он уже ничему не верит. И с умным видом готов нос воротить, когда ему будут объяснять что-то новое.
    А ещё есть у массы тех, кто внизу, такая особенность: они любят что-то уважать, и что-то не уважать. И они смотрят на дорогие дома тех, кто поднялся, смотрят на их яхты, на их спорткары, и думают «Вот как надо! Вот у кого учиться надо, вот кому подражать! Вот кому в рот надо смотреть и ловить каждое слово, которое оттуда вылетит – авось научимся быть, как они!». И вот интересны им такие люди, уважают они их, читают серьёзные журналы о жизни таких людей, а кто не поднялся, им не интересен. А зачем им слушать того, кто не поднялся? Ведь если у него нет денег, он глупый и не умеет добиваться того, чего умеют более умные. Ну так, стало быть, и слушать его не надо. И получается, что они уважать умеют только тех, кто об них ноги вытирает, а кто их из болота вытащить хочет, на того только фыркать умеют.
    Почему так получается? Ну, во-первых, потому, что такой менталитет у хозяев системы, которые именно так между собой вопросы и решают: есть у тебя денежный вес – ты из себя что-то представляешь, нет – пошёл на хрен, лох. И вот обыватели обезьянничают за ними и думают, что если они так же рассуждать будут, то больше к ним приблизятся, и не понимают, что ещё больше себя же загоняют в то же болото такими движениями. А во-вторых, потому, что не очень-то они и понимают, в каком обществе они живут. Потому, что, если ведутся на рекламу, значит, ровозых очков не снимают, а значит, видят всё примерно так, как им показывают, а такой системе совсем не выгодно показывать свою подноготную. Она показывает себя так же, как производители шлака свой товар показывают в своей рекламе – правильное, и самой лучшей из всех возможных.
    Возникает вопрос: так что же делать борцу с системой, если, чтобы стартануть, нужно, чтобы его послушали и начали соображать, а, чтобы начали слушать, нужно стартануть и набрать обороты? Сложно получается. А вот ты поборись со всем этим, и добейся хоть чего-нибудь, вот тогда и будешь отличаться от тех, кто только по течению плыть умеет.
    Короче вывод: есть способные плыть против течения, а есть те, кто только и могут что плыть по течению. И способный грести против может и не достичь того положения, какое достигнет более слабый, но плывущий по течению. И у всех обывателей он будет выглядеть менее состоятельным, чем последний. И их мнение тоже может быть частью течения. Ибо в системе обывательства обыватель – часть системы. И стать в иной системе борцом, способным идти против течения, и не всегда по зубам может быть, но вот не быть частью течения, которое только и умеет уважать тех, кто его сливает, и игнорировать тех, кто хочет бороться и помогать – такой выбор есть у каждого.

3.
    Допустим, существует некое общество во главе с фараоном. И помимо работы (управление страной) есть у фараона ещё и хобби – пирамиду себе строить. Да такую, чтоб самая большая была из всех, какие только люди видели. Чтоб все века потом смотрели все на неё, и думали «Какой великий фараон был – самый могущественный из всех правителей!». И вот ради этой пирамиды его подданные, допустим, должны всё свободное время тратить на то, чтобы строить ему памятник этого величия.
    Варианты строительства следующие: первый – тупо заставлять всех работать, кто есть в твоём распоряжении, и рассчитать максимально возможной объём, на какой можно замахнуться за срок своего царствования; второй – пойти набегами на соседние страны, поназахватывать рабов, и гнать всех на строительство пирамиды. И вот смотрит фараон – второй вариант как-то рентабельнее получается, если идти на тех, с кого рабов получишь больше, чем воинов потеряешь. И вот идут его подданные в бой, и платят своими жизнями за то, чтоб его основание для его величия пошире заложить можно было. Ну а чему тогда получается равно величие людей этих? Да не велико оно как бы получается, если их целыми рядами можно заставить свои жизни и смысл оных в жертву приносить ради смысла жизни кого-то одного. Такова уж суть системы, на паразитизме построенной – чтоб кого-то одного величие приподнять, нужно обязательно чьё-то (и немало кого) достоинство опустить.
    Есть у фараона военачальники. Которые его войска в бой ведут за цели «государственной важности». И поставлены они оказываются периодически перед дилеммой: воевать побыстрее или поаккуратнее. Побыстрее –значит побольше потерь, но зато и трофеи пораньше, и в новый бой поскорее за новой партией трофеев. А поаккуратнее – это значит осадой крепости не брать; брать измором (если есть возможность) и это подольше выйдет (может, и на месяцы-годы вместо нескольких дней), зато потери минимальные, и экономнее в плане тех же человеческих ресурсов. Так как же должен поступить военачальник, который считает своим долго служить не только своему фараону, но и своему народу? Сказать всем «Этот поезд в огне, и мы воевали сами с собой»? Нет, такого в полководцы и не пустят даже; нужно что-то более вписывающееся в рамки ратного дела. Тогда вот как раз блокада вражеского города, и сохранение как можно большего количество жизни своих воинов. Что, кстати, выгодно в итоге, ведь в общем зачёте он получит больше с той же области, и со следующей больше, и так далее, нужно просто уметь дожидаться, но только вот какая неувязка: стране-то он таким образом как бы послужит, и делу фараона вроде бы тоже самым рациональным способом, да только смертный его фараон, такой же, как и все остальные, какую бы пирамиду себе не возвёл, и как настанет «фараон умер, да здравствует фараон…», этот будет новому служить. Как и положено в рамках службы своей стране, да только новый не будет пирамиду старому строить – он будет себе строить, а нынешнему фараону это совсем не интересно.
    Действующему фараону интересно пирамиду себе построить, а если он будет ждать, пока там крепости измором будут падать, вместо того, чтоб взять побыстрее, хоть и с бОльшими потерями, то он эдак и проиграть в строительстве может. Так зачем ему сэкономленная лишняя тысяча подданных через год, если за этот год он две лишних может успеть захватить? Так что не совсем получаются совпадающими цели фараона и «страны», и невыгодно ему держать таких полководцев, которые больше народу служат, чем ему лично. И вот идут его воины на штурм, и льют им на головы смолу кипящую обороняющееся, зато звёзды на погоны получают те военачальники, которые больше лично фараону служат. А ты пойди против системы, поборись с ней ну хотя бы на своём уровне, и при этом обойди конкурентов и получи звание главного военачальника страны раньше них, но таким путём, в котором о своих людях больше думаешь, чем они, и вообще больше думаешь, как о людях, чем как о расходном материале. Трудно? Ну понятное дело, против течения всегда труднее, чем по течению.
    Есть у фараона жрецы. С утра до ночи проповедуют народу идею о том, какой он богоизбранный, какая у него великая миссия в отношении остальных народов, и какой богоравный у него фараон. И какое праведное дело жизнь свою за службу фараону отдать – сразу рай за это полагается. А ещё проповедуют аскетический образ жизни. Потому, что если хочешь сытно и богато жить, то для этого работать надо, и на кого-то, а на себя, а работать на строительстве пирамиды требуется, ну или воевать ради притока рабочей силы, так что нечего лишние усилия на негосударственные цели изводить. Сами-то в золоте ходят, и животы размером, как у беременных женщин, но обществу аскезу проповедуют, но зато красноречиво поют о том, что кто живёт по аскезе, тому в загробной жизни обязательно рай полагается. И надо же, не безуспешно, оказывается, проповедуют. Ведётся общество на такие проповеди (пусть не всё, но ведётся). И так ведётся, что тыкни пальцем типичному резиденту системы в отсутствие того, что ему проповедуют у тех, кто проповедуют, и спроси, что неужели он не видит несоответствия – он ответит, что это ты ничего не понимаешь, а на самом деле всё сложнее и так и должно быть, и что он на правильном пути, а вот ты в ад катишься. А дело всё в умной системе поощрений: кто эффективно проповедует, подымается вверх по карьерной лестнице, а кто не очень, так внизу и остаётся. В общем, дураков на высоких местах в системе жречества нет, и чем выше, тем умнее, а умные всегда найдут способ убедить тех, над кем они поднялись. Но ты поди-попробуй поборись с системой на месте какого-нибудь жреца, попроповедуй иначе, посмотрим, удастся тебе до верховного жреца дослужиться, или нет.
    Есть у фараона писцы. Историю общества пишут. Да так пишут, что зачитаешься. Там славная победа, тут славная победа, куда не посмотри – кругом сплошные славные победы. Да такие, что просто хочется быть частью этой истории и поучаствовать в какой-то очередной победе. Но ты поди-поборись с системой, распиши людям поднаготную правду жизни – посмотрим, много признания заработать сумеешь, или нет.
    Есть у фараона учителя. Которые детей тому-сему учат. И чему бы не учили, обязательно с подытоживанием мантры, как хорошо, что есть у их общества такой великий фараон, который послан им богами, и что без него конец всему хорошему, что есть в обществе. Но ты поди-поборись с системой на месте такого учителя – посмотрим, высоко ли удастся подняться по карьерной лестнице.
    Есть у фараона музыканты. Ну даже не у фараона, а у всего народа – т.е. для всех выступают, и всеми любимые даже среди них имеются. Бренчат на лютнях или арфах, и столько нот красивых берут – аш заслушаешься. И про реку споют, которая всю пойму кормит, и про пустыню, и про любовь, и про героев, и про солнце, на колеснице по небу едущее, и про луну. Но только вот ничего удивительного, если нет в них почему-то ни ноты борьбы за адекватность и человеческое достоинство. И не будет. И сколько песен ещё не пробренчат – не будет и в них ни одной такой ноты. И не ассоциируется ни одна буква в их имени («Выступает Звездун Звездунов!» – аплодисменты!) с такими нотами – только то, что ассоциируется с занимание места, и засором тяги к таким вещам. И сколько не видится в перспективе их карьера – не ожидается. А почему? А потому, что ни одного выступления не обходится без хвалебной оды в честь фараона (да будет он жив невредим и здрав), а после того, как она уже спета, уже ничего другого в лад с этим и не взять. А вот ты пойди против системы, ты обойдись без этих од, ты добейся того, чтобы тебя на все те же выступления пускали. Раскрой сердца и умы людей для того, без чего не обходится правда, и пробивайся вперёд, опираясь на их поддержку. Слабо? Ну так против течения трудно соревноваться с теми, кто по течению плывёт.
    Есть у фараона капиталисты. Занимаются ничем иным, как производством оружия. Колесницы, осадные машины, разведение животных, для боя используемых, и всё такое. И такие уж у них условия бизнеса, что есть война – есть госзаказы; нет войны – нет госзаказов. И вот очень-очень искренне они всегда согласны со всем, что говорит верховный жрец, и все остальные важные люди. И аскезу в жизнь воплощают очень ретиво и показательно (ну на своём уровне) – то храму пожертвования сделают, то школе золота отвалят. В общем, праведность из них так и прёт. И за это хвалит их фараон, по плечу хлопает. Ну а попробуй на этом поприще обойди их – производи вещи, улучшающие быт простых людей, интересно, сможешь так же высоко подняться. Нет? Ну, что поделать, всё закономерно: играй по правилам системы – добьёшься признания системы; иди против – ничего не добьёшься, ну кроме разве что, признания людей, которые тоже не под контролем системы мыслить умеют, если останутся такие вообще в обществе.
    Короче, вывод: стезей наверх социальной пирамиды много может быть, да только в системе все одним миром мазаны, и каким путём не пойдёшь, везде на одно и то же наткнёшься, то в разном формате.