О том, как снова сделать популярной оперу

Зера Черкесова 2
 
 Статья 2015г. https://stihi.ru/2016/12/20/1886 на Стихи ру.
О вечности мистерии театра и новых импульсах оперы.

Несколько громоздкое название, на более простое и понятное, и в то же время по сути статьи, посему здесь изменение только названия, в остальном лишь правка оригинала в части исправления опечаток и замеченных недочётов и замены дефисов на нормальные длинные тире, чем многие пренебрегают.
 Здесь незначительно отредактированная версия, 21/01/2023г. Статьи об опере см. также в моей папке на Проза ру "Оперомания"(более 20 статей на сегодня).

На фото:большая люстра Большого театра России, Новая сцена. Фото связано с содержанием статьи-размышления о необходимости искать новые пути развития Оперы.
Далее статья.

21/01/2023
----------------


О проблеме выживаемости и поиска новых путей развития академической музыки и музыкального театра в современных условиях. Когда опера была средоточием общественно-политической жизни(18-19 вв.). И  ныне, когда даже в европейские театры зачастую собирается публика, имеющая целью поглазеть на подъем люстры, после чего в первом антракте благополучно удалиться из театра с чувством исполненной цели посещения оперы.

Хотя еще не так давно в театре было много публики, собиравшейся ...тоже не ради высокого искусства, а игравшей в карты и куртуазные романы, и политические интриги, но в определенный момент возвращавшиеся в зал, чтобы послушать:возьмет ли известный певец(певица)верхнюю ноту в арии. С люстрой невелика разница, не так ли? Кстати, предлагаю взглянуть на большую люстру Большого театра, Новая сцена. В хорошем театре не бывает мелочей, даже вешалка Станиславского — то, с чего начинается театр. А торжественная люстра и подавно источник самостоятельного эстетического впечатления и атмосферы театра, большая люстра сцены освещает Действо подобно Солнцу.
 
Но все же:тогда средоточие культуры и политики, ныне — почти музей и архаика для круга увлеченных. Хотя я согласна:симфонические жанры в классическом формате отмерли, исчерпались. Опера в классическом смысле, увы, тоже не на высоте, потуги перекроить костюмы на современные — вот и всё. Дикий контраст с музыкой иных эпох делает эти`переодевания`трагикомичным фарсом. Но сами отчаянные попытки продлить жизнь музыкального театра хоть таким способом — заслуживает внимания.
 
Значит, есть импульс и запрос общества на Театр. Успех мюзиклов, рок-опер — в том же ряду. Потому что мистерия театра — вечна. А симфоническое мышление внутренне связано с расцветом европейской философии, особенно абстрактной немецкой. В культуре всё взаимосвязано, о чем писал О.Шпенглер. Современная культура представляется визуально-клиповой, отсюда и успех театральности и визуальности, массовых театрализованных мистерий.
 
Здесь был бы любопытен своеобразный рейтинг популярности:список самых популярных классических композиторов по данным ЮНЕСКО или еще других авторитетных организаций. Хотя было бы любопытно и показательно:какая музыка вызывает наибольший отклик в общечеловеческом масштабе, наиболее интернациональна? Отсюда и отталкиваться для пропаганды и развития классического наследия. Прежде всего в эпоху глобализации на первых местах должны разместиться по логике глобализационного Универсума композиторы с высоким космополитическим рейтингом популярности, а не только национальными. Чайковский, по видимому, космополит по музыке своей. А что удерживает пальму первенства по исполняемости в мире — это  факт, сообщавшийся в дни открытия Международного Конкурса имени П.И.Чайковского. Вообще это часто упоминаемый факт о Чайковском.
 
Предлагаются сокращённые варианты опер Моцарта для широкой публики.
Не знаю, однако, что возможно выкинуть из Моцарта без чувства вины и сомнения:Моцарт весь прекрасен, в каждой ноте. "Дон Жуан", например, недавно слушала целиком, и каждый звук был наслаждением чуда Моцарта.
 
Церковь в периоды наибольшего влияния и власти как раз запрещал и стеснял театральную культуру. А если что-то разрешал, то через неестественные препоны и ограничения, вроде долгого-предолгого запрета женщин на сцене как в драме, так и в опере. Приведшей к уникальной культуре кастратного пения, но как только рухнули баръеры церковной власти — на сцене появились певицы, и эпоха кастратов-виртуозов навсегда канула. Хотя ныне и возрождается через мод на контр-теноров.

Не для всех авторитетны слова, сказанные с высоких трибун в дни открытия и проведения Международного конкурса имени Чайковского, нашего главного
международного смотра классических музыкантов, с представительством высших лиц страны? Чайковский по матери, к слову сказать,— француз. Вообще заметно французское влияние в творчестве Чайковского.
 
Например, песенка(романс) Графини на французском — это цитата из оперы придворного композитора французского Барокко Гретри "Ричард Львиное сердце" и интродукция в "Пиковой даме"(спектакль в спектакле) — стилизация музыкальных спектаклей 18 века. Чайковский многому обязан своему любимому Моцарту("слаще звуков Моцарта"), которого считал высшим проявлением музыкального гения. И итальянское влияние, например, в его многочисленных романсах вполне ощутимо, хотя основа их глубоко русская. Петр Ильич вообще много творил и подолгу жил за границей, благо щедрость богатой меценатки-покровительницы Надежды Филаретовны фон Мекк позволяла устроиться с комфортом и изучать музыкальное наследие многих стран и веков.   

Как видим, космополитизм Чайковского — основа его международной популярности, хотя распространилось глубоко несправедливое на мой взгляд мнение о "слабом" влиянии  Чайковского за пределами России. Якобы "преувеличении" значения Чайковского в советское время. Тот факт, что Чайковский ежедневно исполняется во всем мире — опровергает это измышление.

 2015г.

Некоторые мои статьи в тему:

http://proza.ru/2020/12/05/631
О советской опере. Как смотреть оперу и драму

http://proza.ru/2014/10/03/597
Барокко. Commedia del arte-путь возрождения Театра

http://proza.ru/2020/12/02/340
Критически о проекте канала Культура Большая опера

http://proza.ru/2020/09/10/1012
И-К Бах. Взгляд на портрет кисти Гейнсборо

http://proza.ru/2015/01/18/709
Елена Образцова. Великая и земная

http://proza.ru/2022/03/31/706
Оркестр Фаусто Папетти. С ссылками по музыкотерапии

http://proza.ru/2023/01/21/252
Итальянский композитор-классик О. Респиги и Россия

http://proza.ru/2023/01/21/361
О том, как снова сделать популярной оперу

 Предновогоднее:
Рождественская музыка. Рождественские оратории
http://www.stihi.ru/2016/12/05/9613
 
Оратории — "Духовные оперы".

С середины XVII столетия, когда оперный театр стал главной формой приобщения к к музыке, театру и формой развлечений масс - оратории исполнялись чаще всего в Великий Пост. Однако в это время по особому обету римских пап оперные театры по всей Европе в этот период стали закрываться, и любителям оперного искусства пришлось слушать оратории, которые в XVII - 1-й половине XVIII века часто назывались "духовными операми". В некоторые годы светские увеселения отменялись полностью, так что это дало импульсы расцвету ораториального жанра.
Как и в оперном театре, в католических ораториях этого времени  большое разнообразие сюжетов, но носят они уже не светский, а религиозный характер.

 
 Смотрела не так давно всю оперу "Норма" Беллини, осталось странное впечатление, большого эстетического удовольствия постакновка не доставила. Сейчас оперы уже почти не умеют ставить в погоне то за причудами, не то за минимализмом декораций, всё не то. Опера должна быть оперой! Искусство Большого Стиля. Зрелищное и масштабное. Но и эпоха не та, что в оперные эпохи европейской культуры, когда "Опера" была частью антуража, даже средоточием политических интриг. "В опере" происходило всё, что охватывало европейский мир. Это в прошлом. Ныне Европа вырождается, носится с культом разных эрото-причуд, болезненно заострена на теме пропаганды и "защиты" прав геев и прочих в таком духе, времена Соддома и Гоморры, а сюда еще и миллионы беженцев и миграции с Востока. Гремучий котел, который перформатирует мир.

Зера Черкесова Новеллы   08.11.2015

21.01.2023 08:16

https://zera-cherkesov.livejournal.com/389085.html