Вопросы к Лао Цзы

Илья Уверский
"Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будет
жить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает
причины того, что небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно и
совершенномудрому.
    Небесное дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет
отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть
природы редка, но ничего не пропускает".

****

Откуда взялась мудрость Сун-Цзы? Существует древний трактат Лао Цзы "Книга о пути и добродетели". Это очень короткая даосская книжка, которая позволяет легко прогнозировать будущее и диагностировать состояние страны и ее правителя. Ее ценность не только в небесном источнике мудрости Лао Цзы, но и в его неподкупности, несмотря на щедрые предложения императора. Он так и остался нищим, не оставив после себя ничего кроме своей книжки, в отличие от лживых щедро оплачиваемых лжецов, продающих ложь, и к мудрости и правде не имеющих никакого отношения.

С другой стороны представьте, не нужно ничего анализировать, слушать телевизор 4 часа в день, или сетевых болтунов. Нужно просто освоить базовые принципы Дао, естественного порядка вещей, и будущее станет очевидным. Вам даже не нужно осваивать сложную науку гадания "И цзын", книжки Лао Цзы вполне достаточно.

Суть этой книжки в том, что сила за тем, за кем вселенская правда, дао, дхарма, называйте ее как угодно. Это касается страны, правителя, народа и человека. За тем, кто следует естественному порядку вещей. Понимаю, что правда и естественный порядок вещей сейчас отрицаются и сильно раздражают. Но от этого они не становятся менее могущественными. Они все также продолжают управлять этим миром.
 
"Дао дэ Цзин" позволяет сделать экспресс диагностику, чтобы понять насколько далеко правитель, страна, человек погряз во лжи, отступая от естественного хода вещей.

Это парадоксально, но в соответствии с этим самым порядком такой правитель, народ, страна или человек обречен на преждевременную погибель или что ее хуже. Данный парадокс подтверждается всеми религиями мира, сам проверял.   

***

Приведу лишь несколько примеров из этой небольшой книжки, чтобы вы могли самостоятельно провести диагностику. Это несложно, и займет значительно меньше времени, чем просмотр роликов в ютубе. В начале сильно сокращенные цитаты, выжимка. Во второй части - полные цитаты Лао Цзы.

1. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и
возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те,
которых народ презирает".

2. О дворцах и олигархах. "Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао".

3. О любитлях топоров. "Всегда существует носитель смерти, который убивает. А если кто его заменит - это значит заменить великого мастера. Кто, заменяя великого мастера, рубит [топором], повредит свою руку".

4. О недобросовестных журналистах. "Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит.  Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы.  Кто нападает, тот не достигает успеха.  Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других.  Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа".

5. Об империлизме "Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому
нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу.
Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет.
 
6. "Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все
существа. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет".

7. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей.
Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране.
Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия. Если убивают многих людей,об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной
процессией".

"Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.

"Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в
стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях. Нет больше
несчастья, чем незнание границы своей страсти".

****

Полные цитаты стихов Дао дэ Цзын

О правителях, нарушающих дао.

"Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.
Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и
возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те,
которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не
пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно
совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности".

"Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища
совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи,
не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает излишние богатства. Все
это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао".

"Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью?
Кто заставляет людей бояться сметрти и считает это занятие увлекательным,
того я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать?
    Всегда существует носитель смерти, который убивает. А если кто его
заменит - это значит заменить великого мастера. Кто, заменяя великого
мастера, рубит [топором], повредит свою руку".

О странах-агрессорах и недобросовестных журналистах

"Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять.  Кто делает большие
шаги, не может [долго] идти.  Кто сам себя выставляет на свет, тот не
блестит.  Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы.  Кто нападает,
тот не достигает успеха.  Кто сам себя возвышает, не может стать старшим
среди других.  Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и
бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек,
обладающий дао, этого не делает".

"Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не
достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому
нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу.
Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет.
  Поэтому одни существа ведут, а другие - следуют за ними; одни
расцветают, а другие высыхают; одни укрепляются, а другие слабеют;
одни создаются, а другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый
отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность".
Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все
существа. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет".
   
"Благородный [правитель] во время мира предпочитает быть уступчивым
[в отношении соседних стран] и лишь на войне применяет насилие.
Войско - орудие несчастья, поэтому благородный [правитель] применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит
в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять.
Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей.
Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране.
Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия.
    Слева строятся начальники флангов, справа стоит полководец. Говорят,
что их нужно встретить похоронной процессией. Если убивают многих людей,
об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной
процессией".

"Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать.
Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад.
Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия.
В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды
тяжелее, чем недооценивать противника. Недооценка противника повредит
моему сокровенному средству [дао]. В результате сражений те, кто скорбит,
одерживают победу".

****

Диагностика страны

"Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в
стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях. Нет больше
несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности,
чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет
удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью]".

"Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью.
Поднебесную получают во владение посредством недеяния. Откуда я знаю все
это? Вот откуда:  когда в стране много запретительных законов, народ
становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране
увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров,умножаются редкие
предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и
разбойников.
    Поэтому совершенномудрый говорит: "Если я не действую, народ
будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет
исправляться. Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не
имею страстей, народ становится простодушным".