Итальянский композитор О. Респиги и Россия

Зера Черкесова 2
Предисловие.

Мои музыковедческие статьи см в "музыкальных" папках "Музыкальные и кинообзоры", "целительство музыкой. Музыкотерапия", "Оперомания". Это десятки статей, в которых вы найдете для себя массу пищи для ума и слуха. Сегодня о итальянском композиторе-классике грани начала 20в. Отторино Респиги. Быть может, это имя не так широко известно в России, а напрасно:ибо жизнь и творчество Респиги тесно было связано с Россией и русской музыкой от Римского-Корсакова до русских сезонов Дягилева. На родине в Италии Респиги — давно признанный классик, а в то же время, несмотря на столь "русский след" в творчестве композиора,— в русской музыковедческой литературе совсем немного страниц посвящено ему. Из популярного:см. давнюю статью М.Фомина из библиотечки "В помощь посещающему симфонические концерты", такие книжечки и брошюры выходили в советское время.
Кое-что в сборнике изданном Московской консерваторией в 2017г., см список литературы под статьей.

Сим восполним этот пробел русско-итальянских культурных связей и популяризации в России этого колоритного итальянского композиора, выдающегося мастера итальянского симфонизма. Для академической полноты сведений, учитывая то, сколь мало известно русскоязычному читателю, слушателю, исполнителю это имя(разве что мельком, но неглубоко, у нас он почти не звучит в эфире), я приведу и полный список произведений, из которых читатель, он же слушатель, а также и возможный музыкант-исполнитель почерпнёт что-то для себя.
 
Также приведу текст либретто композитора к его известному сочинению "Пинии Рима", программная симофоническая картина. Это для лучшего понимания, ибо программные сочинения(оперы, балеты, программные симфонии должны изучаться с клавиром в руках и либретто). Адрес сайта, где можно скачать ноты произведений композитора, также см под статьей.

Радости открытий!

 21 января 2023г.


                ИТАЛЬЯНСКИЙ КОМПОЗИТОР ОТТОРИНО РЕСПИГИ И РОССИЯ

Вместо эпиграфа.

Дж. Пуччини:"Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки".

Признание от самого Пуччини дорогого стоит, чтобы понять масштаб композиторского дарования О.Респиги.
-------------

Отторино Респиги (итал. Ottorino Respighi; 9 июля 1879, Болонья — 18 апреля 1936, Рим) — итальянский композитор.
 

История итальянской музыкальной культуры 2-я половины 18 века и весь 19 в.— это мир большой оперы.  И только начало 20 века Италия, страна bel canto после истанции в два века, предъявила миру и корифеев в жанрах инструментальной музыки. Самым известным в развитии итальянского симфонизма выпало честь стать Отторино Респиги. Тем приятнее отметить, что Респиги много и плодотворно учился у русских композиторов и работал в России. Главным свом учителем в композиции он считал Николая Андреевича Римского-Корсакова, у которого и учился в течении нескольких лет в России. Музыка Респиги весьма насыщена аллюзиями композиторского мышления Римского-Корсакова, вы услышите это, например в "Пиниях Рима". Так и слышатся ориентальные мотивы из опер-сказок Римского-Корсакова.

Многое взял из композиторской техники и письма австрийского композитора 20в. Рихарда Штрауса и французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси. Также учился у Феруччо Бузони и Макса Бруха. Его послужной список в музыке впечатляет:Сын учителя фортепиано, получил первые уроки музыки у своего отца. С 1891 года учился в Болонском музыкальном лицее у Федерико Сарти (скрипка и альт) и Джузеппе Мартуччи (композиция). В 1899 году получил диплом инструменталиста и отправился в Россию, где играл в оркестре Мариинского театра. Полгода изучал композицию в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. Респиги учась в России, выучил русский язык. Специально расширял свое музыкально-теоретическое образование под руководством музыковеда Луиджи Торки, который пробудил в нем интерес к итальянской музыке 16-18 веков.

Дальнейшие факты биографии:вернулся в Болонью, где получил диплом по композиции. Работал аккомпаниатором(концертмейстером) в вокальной школе Этельки Герстер, а также играл на альте в квинтете под руководством Бруно Муджеллини.
С 1913 года преподавал в римской консерватории Санта-Чечилия, в 1923—1926 годах — её директор.

Вот еще странички "русской" биографии Респиги.
В России он погружается в богатую художественную жизнью обеих российских столиц, особенно отмечая яркость и пышность  московских оперных и балетных спектаклей с декорациями и костюмами Константина Коровина и Льва Бакста. Связи с Россией возобновлялись и  после возвращения на родину. В Болонском университете учился Анатолий Луначарский, это малоизвестный факт из биографии первого наркома просвещения Советской Республики и позже, в 20-х гг., Анатолий Васильевич пригласил Оторино Респиги снова посетить Россию.
 
Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.


               ОБРАБОТКИ СТАРИННЫХ ОПЕР, БАЛЕТОВ, ОРКЕСТРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Обработки старинных опер и балетов вообще заметная черта творчства Респиги. Помимо уже указанной обработки "Плача Ариадны" старинного композитора Монтеверди, также:
Респиги принадлежат свободные обработки опер "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, "Женские ухищрения» Д. Чимарозы, "Орфей" К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов.

Крроме того, обращался Респиги и к произведениям русских композиторов: оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, а также обработка органной пассакалии до минор И. С. Баха.

Влияние Дебюсси явственно слышно в сочинениях Респиги, особенно в знаменитых "Фонтанах Рима", яркой импрессионистически-заряженной симфонической поэме, в "Пиниях Рима" и др. Вообще в жанре симофнической поэмы композитор создал превосходные образцы программной симфонической музыки, притом до него в Италии такого жанра не существовавшего, он пионер в этом амплуа.

Процитирую музыковеда:"Партитуры Респиги отмечены яркостью, сочностью языка, эмоциональной открытостью, мастерством колористической звукописи. Вместе с тем в музыке Респиги ощущается влияние классицизма и тяготение к использованию средневековых ладов и старинных песнопений". (В.С. Фомин "Оторино Респиги"
(Для слушателей симфонических концертов).

Действительно, в творчестве Респиги найдем интересные образцы "под старину", стилизации средневековой и барочной музыки, заглянем в список произведений композитора в энциклопедию и обнаржим такие названия:

*Концерт в старинном стиле, для скрипки с оркестром (1908)
Для голоса с оркестром.

*Плач Ариадны (Lamento d' Ariadna; оркестровка и музыкальная редакция арии из оперы К. Монтеверди, 1908).

*Пять песен под старину (Cinque canti all’antica, на тексты Дж. Боккаччо, Донини; 1906).

Замечаем в списке произведений также и немалое разнообразие тематики симфонических произведений Респиги. Композитора особенно привлекало историческое прошлое родной Италии. Особенно выраженное в эстетике величественного искусства Возрождения(итальянского Ренессанса). Из этой любви и вызрели наиболее популярные сочинения Респиги — "Триптих Боттичелли" и особенно известная "римская" трилогия (симфонические поэмы "Фонтаны Рима" , "Пинии Рима" , "Празднества Рима").

Снова обратимся к оценке музыковеда:"Произведения, объединенные в трилогию, представляют особый интерес и с точки зрения формы. Они как бы соединяют в себе черты 4-частного сонатно-симфонического цикла и свободной, рапсодической поэмы. Все эпизоды, составляющие каждую часть трилогии, сопоставлены друг с другом как контрастные. В то же время их скрепляет общность замысла, связанного либо с наиболее интересными событиями римской истории, либо с величавыми красотами древней итальянской столицы".

Очень интересны, на мой взгляд, введения в симфоническое полотно звуков природы:пения птиц, шорохи листвы и т.д. В "Пиниях Рима"(пинии это сосны)можем насладиться пением соловья, которе имитирует краски оркестра, но в наше время думаю лекго можно ввести и живое пенье птиц, нарпимер включив в нужных местах в оркестр записи с монитора. Это было бы расширением идей применения технологий в обогащении классического музыкального исполнительства.

Респиги эволюционировал в своем композиторском творчесТВе в стилях:от импрессионизма к неоклассицизму. В симфоническом творчестве Респиги однако весьма своеобразно сочетаются современная техника письма с тяготением к архаичной мелодике, старинным формам, а это и есть элементы неоклассицизма. Заметно это, напримр, в "Бразильских впечатлениях".

Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала:"Григорианский концерт" для скрипки, "Концерт в миксолидийском ладу" и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, "Дорийский квартет" и другие.

               ПИНИИ РИМА.

В 1916 г. создал симфоническую поэму "Фонтаны Рима", в которой отразились его впечатления от четырёх фонтанов Вечного города. За этим триумфом последовали "Пинии Рима" (1924)"«Римские празднества" (1926) и сюита "Птицы"(1927). Перу Респиги принадлежат также 9 опер.

Нижеследующий тьекст составлен самим композитором Респиги, это текст программной симфонической пьесы, либретто. Это часть произведения, и должна цитироваться полностью.

«ПИНИИ РИМА», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (1924)
I. Пинии виллы Боргезе.
II Пинии у катакомб.
III Пинии на Яникуле.
IV Пинии Аппиевой дороги.
(все части исполняются без перерыва)
Первое исполнение — 14 декабря 1924 г. в Риме «Пинии Рима» — наиболее популярная часть «римской» трилогии. Это пышная оркестровая фреска, состоящая из 4 контрастных частей.
Автор предпослал сочинению следующую программу: «1 часть - «Пинии виллы Боргезе». Веселые игры детей под пиниями виллы Боргезе. [Вилла Боргезе — роскошный особняк римской знати XVII в., расположенный в просторном парке с фонтанами, оранжереями, павильонами и пр.] Танцы и хороводы. Наиболее резвые играют в солдатики и в войну. Они опьянены собственными криками и свежим воздухом, как ласточки на закате. Наконец, они убегают. Картина сразу меняется.

II часть — «Пинии у катакомб». В тени пиний, растущих у входа в катакомбы, из мрачной глубины слышится скорбное пение псалмов. Оно усиливается, переходя в торжественный гимн, и снова таинственно замирает.

III часть — «Пинии на Яникуле». [Яникульский холм — один из 7 холмов, на которых, по преданию, был основан Рим.] Легкое дуновение ветерка. В ясном свете луны четко вырисовываются пинии. Поет соловей.

IV часть — «Пинии Аппиевой дороги». [Аппиева дорога — дорога между Римом и Капуей. проложенная Аппием Клавдием в 312 г. до н. з, и сохранившаяся до наших дней.] Рассвет. Аппия окутана туманной дымкой. Одинокие пинии, как часовые, охраняют трагический ландшафт римской Кампании. Неясно слышен беспрерывный ритм множества шагов. В воображении поэта вновь оживают славные образы древности: при свете восходящего солнца, по священной дороге, под звуки труб шествует консул со своим войском по пути к триумфальному въезду в Капитолии».

Цитата из статьи В.С.Фомина для лучшего понимания замысла композитора:"Крайние части поэмы выдержаны в быстром темпе и полны огня, света и напористости. Средние, напротив, более субъективны, напоены сдержанными, подчас суровыми настроениями, лирическими раздумьями... Многие страницы «Пиний Рима» поражают мелодической широтой (и прежде всего поэтичнейшая III ч.). Порой музыка изобилует яркими изобразительными деталями (ярмарочная пестрота в I части и любопытнейший штрих — прием использования соловьиного пения в механической записи — в третьей)".

  ЛИТЕРАТУРА:

 Более подробно о русско-итальянских музыкальных связяз можно прочесть в например этих изданиях:

Попова Н. Отторино Респиги и русская музыкальная культура начала XX века // Annali d’Italia. 2021. № 18-2. С. 3-21.

Кириллина Л. В. Ферручо Бузони, Отторино Респиги и Альфредо Казелла в России // В книге: Италия;-Россия: четыре века музыки. Посольство Италии в Москве, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, идея Чезаре Марии Рагальини. Москва, 2017. С. 356—379.

О Респиги специально:
Фомин В.С. Отторино Респиги. — Для слушателей симфонических оркестров. — М. : Музыка, 1967. — С. 150—151. — 280 с.

Итальянский источник:

Pedarra P. Catalogo delle opere di Ottorino Respighi // Ottorino Respighi, a cura di G. Rostirolla. Torino, 1985, pp. 327—404.

  НОТЫ

Респиги, Отторино: ноты произведений на International Music Score Library Project
Захарова О. А., Захаров Н. В. Респиги Отторино // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира».


  СОЧИНЕНИЯ

Приведу также список наиболее заметных сочинений Респиги, в том числе для собственных нужд исполнительства и для своих читателей:

«Римская трилогия»
Фонтаны Рима (Le fontane di Roma; 1916)
Пинии Рима (I pini di Roma; 1924, ит.)
Римские празднества (Feste romane;1928)
 
Хотя Респиги мастер программной симфонической музыки, но также автор опер и балетов(в которых программности симфонизма их суть):


Оперы

Король Энцо (Re Enzo, 1905)
Семирамида (Semir;ma, 1909)
Мария Виктория (Marie Victoire, 1913)
Спящая красавица в лесу (La bella addormentata nel bosco, 1922)
Бельфагор (Belfagor, 1923)
Затонувший колокол (La campana sommersa, 1927)
Мария Египетская (Maria Egiziaca, 1932)
Пламя (La Fiamma, 1934)
Лукреция (по У.Шекспиру; завершена Элизой Респиги, поставлена в 1937)

Балеты

Волшебная лавка (La Boutique fantasque, 1918, на темы Россини)
Волшебные часы (La Pentola magica, 1920, на русские народные темы)
Севр Средневековой Франции. Оживший фарфор (S;vres de la vieille France, 1920, на темы XVII—XVIII века)
Венецианское скерцо (Проделки Коломбины) (Scherzo Veneziano. Le astuzie di Columbina, 1920)
Белкис, царица Савская (Belkis, regina di Saba, 1931)


 

Для голоса и фортепиано:

Туман (Nebbie, 1906)
Stornellatrice (1906)
Пять песен под старину (Cinque canti all’antica, на тексты Дж. Боккаччо, Донини; 1906)
Пять стихотворений (на стихи П. Б. Шелли, Ж.Ферзена, Р.Тагора; 1917)
Четыре песни Г. д’Аннунцио (Quattre canzone di Gabriele d’Annunzio, 1920)

Для голоса с оркестром

Плач Ариадны (Lamento d' Ariadna; оркестровка и музыкальная редакция арии из оперы К. Монтеверди, 1908)
Аретуза (сольная кантата, 1911)
Закат (Il tramonto, 1914)
Недотрога / Мимоза (La sensitiva, 1915; сольная кантата)
Флейта Пана (1918)
Лесное божество (1925)

Для инструментов с оркестром

Легенда для скрипки с оркестром (1902)
Концерт для фортепиано с оркестром A minor (1902)
Мелодия и вальс для флейты с оркестром (1902)
Юмореска для скрипки с оркестром (1903)
Концерт для скрипки с оркестром ля мажор (1903; заверш. Salvatore Di Vittorio, 2009)
Фантазия для фортепиано с оркестром «Слава» (1903)
Адажио для двух гобоев и струнных (1903)
Сюита для флейты и струнных (1905)
Сюита для органа и струнных (1905)
Концерт в старинном стиле, для скрипки с оркестром (1908)
Адажио с вариациями для виолончели с оркестром (1921)
Концерт для скрипки с оркестром «Григорианский» (Concerto Gregoriano, 1921)
Концерт в миксолидийском ладу (In modo misolidio), для фортепиано с оркестром (1925)
Осенняя поэма (Poema autunnale), для скрипки с оркестром (1925)
Токката для фортепиано с оркестром (1928)
«Концерт для пяти» (Concerto a cinque), для гобоя, трубы, скрипки, контрабаса, ф-но и струнных (1933)

Для хора

Христос, библейская кантата для солистов, хора и оркестра (1898)
Весна (La Primavera, 1923)
Хвала Рождеству Христову (Lauda per Nativit; del Signore, 1930)
Для голоса с оркестром
Плач Ариадны (Lamento d' Ariadna; оркестровка и музыкальная редакция арии из оперы К. Монтеверди, 1908)
Аретуза (сольная кантата, 1911)
Закат (Il tramonto, 1914)
Недотрога / Мимоза (La sensitiva, 1915; сольная кантата)
Флейта Пана (1918)
Лесное божество (1925)

Камерные составы

Сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1917)
Струнные квартеты (1898, 1901, 1903, 1904); струнный квартет d-moll «Ernst ist das Leben, heiter ist die Kunst» (Жизнь скучна, искусство весело, 1909); струнный квартет «Дорийский» (Quartetto dorico, 1924)
Пять пьес для скрипки и фортепиано (1901)
Колыбельная, для струнных (1902)
Фортепианный квинтет (1902)
Шесть пьес для скрипки и фортепиано (1906)
Сюита из табакерки, для фортепиано в 4 руки и духовых (1930)

Для фортепиано

Соната фа минор (1897)
Шесть пьес (1903)
Три прелюдии на темы григорианских хоралов (1920)
Шесть детских пьес для фортепиано в 4 руки (1926)
Для голоса и фортепиано
Туман (Nebbie, 1906)
Stornellatrice (1906)
Пять песен под старину (Cinque canti all’antica, на тексты Дж. Боккаччо, Донини; 1906)
Пять стихотворений (на стихи П. Б. Шелли, Ж.Ферзена, Р.Тагора; 1917)
Четыре песни Г. д’Аннунцио (Quattre canzone di Gabriele d’Annunzio, 1920)

--------------------

Пока писала сейчас эту статью, дважды прослушала это величавое симоническо полотно, с пеньем соловья, с импрессионизмом, влиянием Римского-Корсакова и Дебюсси, с впечатляющим финалом и прочее, всё, о чем написала выше, - в этом произведении:Respighi - Pines of Rome. Ссылка, послушайте и вы тоже:
 
https://www.youtube.com/watch?v=IvgyfqzLC0A
Respighi - Pines of Rome with standing ovation!!!(Респиги. Пинии Рима под аплодисменты). Молодежный оркестр. 2013г.

Gimnazija Kranj Great Christmas Concert 2013. Postcards from Italy.  Gimnazija Kranj Symphony Orchestra performed Ottorino Respighi Pines of Rome.

21.01.2023 11:08

http://proza.ru/2023/07/31/572
Композитор Русского барокко("Русский ирландец") Джон Филд. Ноктюрны