Поездка в Петербург. Глава двадцать четвёртая

Александр Георгия Сын Николаев
                Поездка в Петербург

                Глава двадцать четвёртая



Быть может надо было упомянуть чуть ранее, - считаясь с документальностью
всей повести, - ещё одну достопримечательность, очень заметную по многим своим свойствам : корабль-ресторан, пришвартованный вблизи той же Кронверкской набережной, напротив одного из старинных « высотных » домов, каждый из которых изначально имеет личные архитектурные характеры.

Вид весьма объёмного деревянного корабля, его размеры и его теперешнее назначение соответствуют месту стоянки, убеждая попутно проходящих зрителей и тем более посетителей ресторана в подлинности такого типа кораблей и, само собою,
в исторической реальности ближнего городского пейзажа.

Действительно интересно : из окон, размещённых на протяжённом корабельном корпусе
в другую от Кронверкской набережной сторону, через максимальную в пределах города
именно в этом месте ширину реки Нева, хорошо видна Дворцовая набережная.
((( Вопрос « серьёзнейший » : доплачивают ли посетители корабля-ресторана
за вид на Неву и за вид через Неву ?! )))

Ни в советские времена, ни тем более в теперешние у меня не было желания посетить
именно этот, припаркованный на водах Невы, ресторан.
В Ленинграде-городе хороших ресторанов было много. - Самые « престижные »
на Невском проспекте, на центральных улицах и площадях : сами по себе рестораны
и те, которые при знаковых гостиницах.
Да и в целом по Ленинграду выбор ресторанов и нормальных кафе был достаточен.
Цены за блюда и за обслуживание « не кусались », - студенты тех времён подтвердят.

Посещение оригинального корабля-ресторана дополняет впечатления туристов
и горожан : приятно-полезный памятный факт.
Само же наличие настоящего деревянного корабля на Кронверкской набережной
служит ориентиром, позволяющим гостям и жителям Петербурга иметь представление\
понятие о месте своего пребывания.

                *

Стенды с текстами, с фотографиями на тему « Биржевой мост » внимательно прочитаны
и осмотрены. - Хорошо, когда сам себе « экскурсовод » с постоянно нарастающим стажем.
Определение направления дальнейшего моего движения не заняло много времени, -
секунды, и принято решение.
Отдаляясь от Биржевого моста, обхожу огороженное строителями-реставраторами
предмостовое пространство и делаю поворот налево, выхожу на улочку
или в переулок.
Пройдя короткое расстояние в тени каменных, тоже стародавних домов,
двигаюсь дальше и вижу впереди себя широкую улицу или проспект.

Вот появились в поле зрения трамвайные рельсы, - плавная линия поворота,
далее прямой путь в ту же сторону, куда иду я.
Осталось увидеть, - поближе бы ! - трамвайную остановку.

Так воспринялось время: не очень скоро один или два трамвая медленно,
очень медленно « пробежали » в сторону метро « Горьковская ».
Попутное для меня направление долго было без трамвайного движения. -
Дневной график с большими интервалами ?

Прочтя на одном из зданий текст уличной таблички я убедился в верности
своего маршрута : « проспект имени Добролюбова ».
Инициалов не помню ; Добролюбов из девятнадцатого века или из двадцатого века ?
Скорее всего, по логике, из девятнадцатого века : ( Н.А.? )Добролюбов-литератор
и общественный деятель.

Не помню я и того, по чётной или по нечётной стороне проспекта двигался
по бульвару ; ( раз проспект - тогда бульвар ).
Бульвар был единственным пространством для попутного и для встречного движения пешеходов. - Другая сторона проспекта не давала такой возможности.

На бульварной стороне проспекта все здания плотно примыкают друг к другу,
лишь иногда показывая в виде арок то закрытые, то открытые въезды\входы
во внутренние дворы.
Многочисленные разнотипные двери первых этажей, выходящие на лицевую часть проспекта, увешаны пояснительными и рекламными табличками.
Аптеки, продуктовые и промтоварные мини-магазинчики, организации, частные офисы …

Через неизвестное точностью расстояние линия зданий\домов, плотно прилегающая
к бульвару, значительно отступила от него, создавая достаточно широкую зелёную уличную зону в виде культурно организованных кустарников, деревьев
и разноцветных цветочных клумб.
Сквером назвать ? Или же иначе ?

Всё новое для меня зелёное пространство радует своим солнечным летним видом,
давая зрению отдых от монотонности каменных зданий, от наблюдения за трамвайными путями.

((( Хорошо быть грамотным человеком, хорошо иметь свойство быстро давать
верные ответы на неожиданные вопросы. ))) -
Шедшая навстречу молодая женщина вежливо попросила меня остановиться, поздоровалась и спросила : « Где здесь проспект Добролюбова ? »
Моё приветствие и желанный для неё ответ : « Мы на проспекте Добролюбова,
а дом под таким-то номером найдёте после прохождения вперёд примерно ста метров,
после окончания зелёной зоны ».
Взаимные улыбки.

« Далеко-далеко » впереди и справа по ходу замечательно видна интересными своими формами и тремя отдельными куполами церковь, очень резко контрастная
своей общей белизной на фоне приятно сочно-зелёной разнообразной растительности.

На другой стороне проспекта Добролюбова я мгновенно « удивлённо узнал »
всё то же мощное сооружение : Дворец спорта « Юбилейный », и, чуть подальше, стадион для летних видов спорта.

( С ДС « Юбилейный » я познакомился в декабре 1975 года или в феврале 1976 года :
представление « Звёзды фигурного катания на льду », а затем было посещение
« Цирка на льду ». - Билеты и программки сохранились.

Осенью 1976 года стадион назывался « имени Ленина-Ульянова ». ---
Сюда мы, студенчество первого курса дневного отделения ЛЭИС, часто приезжали
для занятий физической культурой.
Сдвоенные уроки ; проезд на троллейбусе или в метро.
Я предпочитал троллейбус : виды из окон. )

Станция метро « Спортивная », выручающая не только любителей спортивных зрелищ,
теперь имеет многократно большую нагрузку.

Вот и появилась в поле моего зрения долгожданная остановка для общественного городского транспорта. - Скамейки для ожидания, простейшее укрытие от непогоды.
Ни добавления скорости, ни перемены в моём настроении не произошло. -
Прогулка удалась : столько всего увидел, о многом вспомнилось.

Дойти до остановки, побыть в режиме отдыха для ног ; дождаться своего трамвая
и ехать дальше, - « гениальный план » на ближайшие минуты.

Вблизи остановки общественного транспорта вижу пояснительный планшет.
Церковь, оказывается, не простая церковь, но со стажем в несколько сот лет :
Князь-Владимирский собор ...

Этот же остановочный пункт служит для высадки\посадки пассажиров троллейбусных
маршрутов. --- Автобусы не видел ; или не помню.
Троллейбусы останавливаются возле края бульвара ; для посадки на трамвай
надо будет пройти на середину дорожной части проспекта.
Посадочные платформы для пассажиров трамваев вроде бы обозначены, -
на той же уличной плоскости виднеется специальная разметка.

Решив блюсти свой экскурсионный принцип - « никуда не торопиться,
ни в чём не спешить » - я достаточно много минут провёл на скамейке
рядом с остановочным павильоном.
Успевая прочесть на регулярно прибывающих и на степенно отъезжающих троллейбусах
почти всю информацию, подаваемую электронными « бегущими » строками,
я создавал для себя представление о том, откуда и куда,  - через названия знакомых для меня и неизвестных улиц\проспектов, - перемещаются люди
по Петербургу.

Лишь при обретении возможности отдыха от пусть и медленной, но в итоге длительной ходьбы, я полностью воспринял обычную физическую усталость.
( Можно войти в интернет, « нарисовать » весь оригинальный пеший мой маршрут, считая отправной точкой станцию метро « Горьковская » и завершающей движение точкой вот это место : в « ближней дальности » от Князь-Владимирского собора ;
затем « попросить » « кого-нибудь » вычислить общий километраж.
((( Число « в километрах » будет скромнее ; при определении пути в метрах —
не в ещё меньших мерах ! - может « закружиться голова ». )))

Хотя и так могу представить примерное расстояние : в пределах двух километров.
Если же учесть пеший путь от дома до станции метро « Пионерская » и обратно,
то добавится не меньше одного километра. )

((( Осталось вспомнить два армейских года в Советской Армии, когда во время ежедневной утренней зарядки мы по бетонной дороге в нормальном темпе пробегали стандартные три километра за примерно тринадцать-пятнадцать минут, -
общей группой, всем подразделением.
Тогда нам было от восемнадцати до двадцати лет, - были ребята и постарше на год, на два.
В « младшем » пенсионном возрасте не до бега, --- ходить бы без явных опасений
за « избыточно » пройденные метры. )))

Отдых завершён ; пора ехать.
Приближается трамвай "сорокового" маршрута ; желающие « прокатиться » выходят
на середину проспекта, - в эти минуты на этой половине дороги весь остальной транспорт стоит, дожидаясь прибытия и отправления трамвая.

Я в одиночном вагоне, дожидаюсь кондуктора.
Сидячих мест нет ; стою возле приоткрытого окна на самой дальней от водителя площадке.
Левая по ходу движения сторона более удобна для осмотра городских пейзажей. -
Ни двери, ни входящие люди, ни выходящие люди не мешают взору.

Трамвай, после недолгой езды вперёд, поворачивает налево и въезжает
на Тучков мост.
Банковская карта проведена через терминал, что при кондукторе.
Бумажный билет получен и убран в баночку с монетами, а затем на хранение в карман расстёгнутой летней ветровки.

Здороваюсь, улыбаюсь и спрашиваю женщину-кондуктора :
« Мы поедем по Среднему проспекту « Васьки » ? »
Полученный ответ меня вдохновил, - значит, скоро увижу почти что родные места …

Сам не знаю почему, но я решил уточнить у женщины-кондуктора, помнит ли она примечательный трамвайный маршрут, который « во времена оные » следовал
в том числе и по дороге вблизи Дворцовой площади, затем уверенно шёл
через Дворцовый мост и далее по Университетской набережной,
после поворота направо трамваи этого маршрута шли по весьма интересной
Первой линии до поворота налево, выводящего на Средний проспект известнейшего
Васильевского острова …
Другой трамвайный маршрут шёл на Средний проспект так же через Тучков мост.

Улыбаясь, женщина-кондуктор сказала :
« Я не знаю. Кондуктором лишь несколько лет.
Сама я приезжая.
Скоро появятся свободные сидячие места. Вам ехать далеко и долго. »

((( За такое вежливое ко мне обращение я поблагодарил свои полностью
седые волосы, что пока что стойко держатся на моей голове. )))

Так оно и получилось.
Перед остановкой « Станция метро Василеостровская » примерно треть пассажиров приготовилась выйти.
Занятое мною место, - возле окна, с той же левой стороны по ходу движения, -
было удобно для наблюдения за обеими пешеходными сторонами.

Память моя, равно и моё сознание, вели себя достойно : ни чрезмерных эмоций,
ни слишком высоких мыслей.




                21.01.2023