Феномен Пелевина

Артур Скляров
15 окт 2021

Старый должок. Как-то проскакивала в разговорах последняя книжка Пелевина, и много было вопросов по ней. Просили поговорить и про "Трансгуманизм Inc.",
и вообще про феномен Пелевина.
Начнём с феномена. Нет никакого феномена. Витька просто очень хороший писатель и интересный мыслитель. Он просто интересен. Даже та часть публики, которая его активно не любит, отдаёт себе отчёт в том, что он занимает внимание. У нелюбящей его публики он занимает даже больше внимания, чем у поклонников. Я прочитал его очередную книжку и забыл о нём до следующей осени, а злопыхатель будет постоянно искать повода кинуть какашку.
А если и есть какой-нибудь феномен Пелевина, то он называется просто — на безрыбье и жопа соловей. Любой декаданс, любой упадок начинается с литературы, и нынешняя культурная катастрофа не исключение. Просто почитать нечего, вот и весь вам феномен. А когда на этом безрыбье появляется хороший стилист, хороший рассказчик, да ещё и хитрожопенький, с отменным чувством юмора, с мозгами, с хорошим маркетингом — успех ему обеспечен. Витька гений маркетинга. Каждая его книжка начинается с заманухи — щас, щас, ребята, щас я расскажу вам все тайны мироздания. Читатель сучит ножками и ручками, глотает слюну, залипает в исступлённом вожделении — щас я постигну все тайны. Когда же книжка кончается неизменным откровенным издевательским порожняком, незрелые личности бьются в истерике разочарования, а матёрый читатель улыбается и говорит — ну, брат, ты молодец, ты опять оставил меня с носом.
Лично мне интересен Пелевин. Интересен и как великолепный стилист, и как великолепный рассказчик, но интереснее всего наблюдать за его эволюциями. Ранний Пелевин, молодой, дерзкий и борзый — это был искромётный фонтан циничного остроумия. Потом Витька увлёкся буддизмом. Потом он начал хоронить человечество. Это свойственно европейским буддистам, у которых вырабатывается стойкий рвотный рефлекс на несостоявшуюся христианскую цивилизацию. Хоронить человечество — невелика наука, этим занимались все блестящие умы от Босха и Дюрера, от Данте до Гёте с Булгаковым, но здесь есть опасность попасть под обаяние зла.

\\ Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо\\

И Витька попал в ту же ловушку. Он попал под обаяние зла. Он стал злом любоваться. Я ждал — чем это кончится? Пелевин или погибнет физически, или куда-нибудь вынырнет.
Витька вынырнул туда, куда я не ожидал. Он стал халтурить. Он просто на всё забил и стал писать жвачку для хипстеров. Халтурил он долго, примерно от "Снаффа" до "Айфака", и я было потерял уже к нему интерес, но Витька взял себя в руки и последние несколько лет стал опять писать хорошие книжки. Я хвалил уже и "Непобедимое солнце", и "Тайные виды на гору Фудзи", и "Трансгуманизм" похвалю.
Если говорить о "Трансгуманизм Inc.", то это хорошая книжка. Звёзд с неба не хватает, но и мусором не назовёшь. Это футуристическая антиутопия, попытка взглянуть на Россию, какой она будет лет через 300, если пойдёт по теперешнему пути. Гремучая смесь технического прогресса и дремучей архаики дала ожидаемый результат — читатель блюёт кровью. На это, думаю, и рассчитано. Вместе с тем очередной каскад фирменных Витькиных залепух и блестящих каламбуров. Например, Добросуд, карбон, средний карбон, поздний карбон — это зачёт. Давай, Олегыч, зачётку, это блестяще.
Но Пелевин был бы не Пелевин, если в книжке не было бы философски-мистического подтекста. Если отбросить каламбуры и прочие сюжетные финтифлюшки, становится видна главная тема, неизбывная тема Пелевина — отчаяние в поисках смыслов. Буддийский подтекст понятен и банален — жизнь говно, любое бытие говно, из бытия надо тикать. Вместе с тем, от раза к разу, меня крайне удивляет обоснование неприятия Бога. Никак Пелевин не может выбиться из этой заезженной колеи имманентности Бога. Или не хочет... Не пойму, глупость это или шельмовство, но никогда не поверю, чтобы Витька не читал Ареопагита или Дао Де Цзин, вершины апофатического богословия.
От раза к разу хватаюсь за голову — что это? На каждого мудреца довольно простоты? Или это передёргивание карточного шулера?
Оставлю этот вопрос открытым. Буду ждать следующих книжек. Пиши, Олегыч, непременно пиши, ты всегда интересен.

Наш архивариус Оля Петренко гениально сказала — читаю Пелевина по привычке, но задыхаюсь. Кислорода не хватает. Наш железный дровосек Паха Землянский, пацан реальный и конкретный, сказал как отрезал — Пелевин водит нас за нос, он давно разочарован в буддизме, он христианский писатель.
Что на самом деле, не знаю. Не верю, что Витька обычный барыга. Общее впечатление от последнего Пелевина — трагедия блестящего разума. Буддистский культ чистого холодного разума выжигает вокруг себя человеческое тепло. Чувствует Витька это или не чувствует — не знаю, но явственно вижу, что он и сам от этого страдает. Почему-то его очень нервирует непознаваемость мира.
В который раз убеждаюсь, что Дюрер писал свою "Меланхолию" с Витьки Пелевина.




--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417