Парадокс 35. Автопоэзис Варелы и Матураны

Андрей Козлов Кослоп
Идея Бира на чилийских друзей-ученых повлияла довольно сильно, но времени её обсуждать и обдумывать не было – был конкретный проект. Теперь же через некоторое время, когда они пришли в себя после чилийских ужасов, они собрались  чтобы всё обсудить: и переворот, и гибель Альенде, и проект Стаффорда Бира, и научную новизну всей идеологии Бира. Раньше они работали конкретно в рамках технического воплощения проекта. Теперь,  увы, у них была лишь  возможность понять, сделать теоретические выводы. Политический вывод позже сделает Чавес в Венесуэле: главное в государстве - не столько экономика, как это полагали Адам Смит и Карл  Маркс, а армия. Но в компетенции Варелы и Матураны была лишь наука. Франсиско Варела и Умберто Матурана были при всем прочем биологи. Они посмотрели сквозь  опыт проектов Бира на биологическую проблематику.
Франсиско и Умберто расположились в кафедральном кабинете университета в Буэнос-Айресе.  Франциско читал университетский сборник по биологии, а Умберто увлекся статьёй в факультетском журнале. Под фамилией автора статьи была ремарка «биолог-католик». Статья содержала вполне корректные сведения. Цифры и доводы, приведенные в статье были известны Умберто. Суть статьи сводилась к тому, что органическая молекула (типа РНК или ДНК) не могла в первичном бульоне свернуться в живую клетку. Вероятность такого события запредельна, биолог-католик привез цифру.
- Откуда он это взял, интересно? – воскликнул вслух Умберто. – Франциско, ты читал эту статью?
- Биолога-католика?
- Да.
- В конце приводится цифра вероятного возникновения живой клетки. Откуда цифра?
- Думаю, что католик сначала сформулировал, что вероятность чрезвычайно низка. Но солидная аргументация требовала четкости, он придумал цифру.
Умберто иронично хмыкнул. Отложил журнал и обратился к Франциско:
- А что, если при помощи подхода Бира просчитать эту вероятность превращения органической молекулы в первичном бульоне в живую клетку? Ну скажем, на площади с Южную Америку?
- У них есть тут машина?
- Есть. Одна на все факультеты, пользуются по очереди.
- Но это же чрезвычайно кропотливо.
- Привлечем студентов, аспиранта какого-нибудь. Ведь этот журнал издаёт наш декан. Очень естественно было бы отреагировать авторитетно.
Декану идею понравилось. Что-то именно такое он и ожидал от чилийский ученых, о которых он был наслышан, как о чрезвычайно талантливых. Биолог-католик был выпускником его факультета. Ушёл в религию, и занимал в церковной иерархии заметное место. В команду чилийцев было переданы два старшекурсника, вундеркинд со второго курса и бакалавр, чьим научным руководителем был сам руководитель факультета.
Через полгода появился результат. Не только декан, но даже Франциски и Умберто не ожидали чего-то неожиданного, им нужна была цифра. Это цифра напрочь отвергала «невозможность», и говорила скорее о неизбежности появления живого.
- Надо перепроверить, - растерянно произнес декан.
- Уже перепроверили, - мгновенно ответил Франциско.
Умберто заметил замешательство шефа. Декан беспокоился за своего ученика-католика. Умберто со свойственным ему спокойствием  предложил рассуждение:
- С одной стороны, привычная религиозная апологетика здесь потерпела фиаско. Собственно невозможность самопревращения неживого в живое здесь лишь намекает на вмешательство высшего разума. Но это сказочка про козявочку. Но возможность автопоэзиса (так прозвучал новый научный термин) не только отрицает апологетику, но может как раз обозначать и качество Творца.
Декан сообразил, к чему клонит Умберто.   
- Вы опишите всё  с математической строгостью. А вундеркинда мы попросим написать что-то романтическое про самопревращение, как вы сказали?
- Автопоэзис. – повторил Умберто.
Теория автопоэзиса на несколько десятилетий взволновала научную среду Европы и США. Варела и Матурана переехали в Европу. Бир поспособствовал переводу книги с сенсационной теорией своих коллег на английский.  Но широкую известность теория чилийцев получила благодаря австрийскому физику Фритьофу Капре.
*
   http://proza.ru/2023/01/25/649