Всадник Понтий Пилат. Очерк 7. Часть 2

Вадим Гарин
Читаем Евангелие вместе с художниками.

Предыдущая 1-я часть   http://proza.ru/2023/01/07/587 

Коллаж автора.
 
На фото 1 – Макет реконструкции древнего  Иерусалима периода второго храма или времени Христа. Автор: историк и географ Михаэль Ави-Йонах. Масштаб 1:50. Музей Израиля. г.Иерусалим. 2006г.

Фото 2 – Макет дворца Ирода Великого. Реконструкция.

Фото 3 – Плита с латинской надписью, найденная итальянскими археологами в раскопках среднеземноморском порту Кесария Палестинская. Находится в Музее Израиля. Гипсовая копия в Археологическом музее в Милане.

Фото 4 – Монеты, отчеканенные во указанию Понтия Пилата. На монетах отчеканено имя императора Тиберия (14-37гг.). На аверсе (лицевая часть)имеется изображение литууса - изогнутого посоха и одновременно музыкального инструмента, которым подавался сигнал римским солдатам на поле боя. На реверсе (обратная сторона) – венок с инициалами LIZ, что означает 29г (первая буква –год, вторая и третья йифры 2 и 9). Отчеканена в 26-36гг. при префекте Понтии Пилате. Диаметр 16 мм.

Фото 5 – Кольцо Пилата. Личность владельца не определена, но на кольце надпись: «Пилат». Кольцо обнаружено в раскопках крепости Иралион на месте погребения царя Ирода Великого проф. Гидеоном Форстером. (https://kulturologa/ru/blogs/181218/41676/)

Фото 6 – Голгофа. Современное фото из интернета.

Предисловие:

                Предыдущая часть о Понтии Пилате посвящалась не столько ему самому, сколько представлению о нём художников, скульпторов, изображавших «прокуратора» в сюжете суда над Иисусом Христом.
                Несмотря на то, что место Пилата в истории кажется эпизодическим и незначительным, его личность вызвала огромный интерес в мировом обществе. Отношение к нему в истории христианства всегда было неоднозначным. Где-то его считают злодеем, виновным в распятии Иисуса Христа, а где почитают в статусе святого.  Считают, что Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа, и он, судя по Евангелиям, пытался это сделать. А если бы ему это удалось? Как бы повернулось колесо истории? Об этом мало кто задумывается…

                Начиная писать о Понтии Пилате, я не хотел выходить за рамки тематики очерков под общим названием «Читаем Евангелия вместе с художниками». Однако написав седьмой очерк понял, что образу «пятого прокуратора Иудеи» тесно в моём повествовании. Оно, как снежный ком «наматывало» на себя всё новую и новую информацию об исторических событиях того времени и личности «пятого прокуратора Иудеи». Она была настолько интересной, что автор не выдержал «нажима» информации на принятый формат очерков.
                Сначала я хотел сделать этот очерк самостоятельным и даже изменил его название, исключив живопись из текста, однако понял, что, как ни крути, он является продолжением предыдущей части, даже если она потребует и дальнейшего продолжения.


                У нас большинству, интересующихся темой, знакома христианская (апокрифическая) позиция отображения Понтия Пилата. Она рассматривает его, как человека исключительно в связи  с евангельским повествованием о Христе. В неё вливается и художественная литература, драматургические и музыкальные произведения, которым по вполне понятным причинам интересен только сюжет противостояния добра со злом. Понтий Пилат и Иисус Христос. Почему Пилат пытался спасти Христа и хотел ли он этого и если хотел, то из каких побуждений? Мог ли он это сделать и почему утвердил приговор? Вопросов много…

                Особое место занимает историческое направление,
опирающееся на достоверные источники (археологию и документы, свидетельства историков). Я кратко остановлюсь на всех, насколько это позволит формат очерка. Они представляют интерес, как в отдельности, так в комплексе.

                Вернёмся на минуту к роману Булгакова:
                «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» - так начинается первый абзац второй главы романа «Мастер и Маргарита».
                Не удивляйся читатель: никуда не спрячешься от бессмертного романа! Далее из текста мы узнаём, что Понтий Пилат страдал  мучительной головной болью, которая незримо влияла на процесс суда. Эту болезнь называют гемикранией и как подвид ее мигрень.* Мучила ли Пилата головная боль – неизвестно, но у Булгакова сцена допроса Христа обросла убедительными художественными подробностями, в которых приняла участие даже  собака прокуратора Банга.

                Поскольку события развивались во дворце и на площади перед ним, разберём для начала, о каком дворце в Евангелиях и романе Булгакова идёт речь и где действительно мог происходить суд над Христом? Мнения разошлись. Большинство (М. Булгаков в т.ч.) считают, что Иерусалимская  Претория располагалась во дворце Ирода Великого (74-73 до н.э – 4гг. н.э.)    -74722d776562/https/en. wikipedia. org/wiki/Herod Palace_(Jerusalem).
                Это было второе по значимости здание Иерусалима после Храма. Оно располагалось на холме у северной стены Верхнего города. На фото 1 коллажа представлена реконструкция города Иерусалима I века. Храмовая площадь с храмом почти по центру расположена на северной стороне (фото макета размещёно северной стороной вниз!). На дворец Ирода Великого показывает стрелка снизу, а на крепость Антония , которая примыкает к стене храмовой площади показывает более толстая стрелка сверху.

                Разбираясь с расположением объектов на макете реконструкции города, к своему удивлению узнал, что Голгофа находится почти в черте города (раньше я полагал, что место казни  на холме далеко за городом в горной местности). Однако на макете видна старая городская стена, которая идёт от храмовой горы, охватывает полукругом город и идёт горизонтально. Затем под прямым углом поворачивает вверх и потом налево опять переходит в горизонталь. Так вот за прямым углом вверх по диагонали и располагается Голгофа (место казни преступников и Иисуса Христа)
                Поскольку я плохой пользователь компьютерной техники, мне с трудом удалось нарисовать стрелки – указатели на фотографии. Стрелка, указывающая на Голгофу расположена слева направо и имеет больший треугольник указующей части. И последнее: Гефсимания располагалась к северу от храмовой площади, то есть внизу на фото.

                На 2-м фото коллажа показан макет Иерусалимского дворца-крепости** Ирода Великого (макеты из музея Иерусалима). По центру видна крытая колоннада  (см. по изогнутой стрелке на фото коллажа) с которой Понтий Пилат, обращаясь к народу, предъявил им Иисуса словами: «Се человек»!

                Но есть и мнение, что во время неспокойного праздника, Пе;сах*** в Иерусалим стекались многочисленные паломники, вследствие чего Пилат предпочёл перейти в резиденцию крепости Антония, располагавшуюся непосредственно у храмовой площади, чтобы иметь возможность в случае волнений немедленно принять меры.
                Этой версии придерживается профессор французской библейско-археологической школы в Иерусалиме Луи Венсан, который во время раскопок в старой части Иерусалима обнаружил в 1932г. древние каменные плиты. Исследователь заявил, что нашёл часть судилища Пилата.
                Его уверенность основывалась на том, что им были обнаружены плиты с желобками для водостока, насечки против скольжения конских копыт и разметка для популярной тогда игры римских солдат «В царя».  Правила игры были жестокими и издевательскими. В Евангелии от Марка в 15-ой главе описывается, как «забавлялись» солдаты, издеваясь над Иисусом Христом.**** На этом основании археолог считал крепость Антония местом суда.
                Выводы Луи Венсана, однако. опровергал его коллега и соотечественник Пьер Морис Бенуа, который исследовал найденные плиты и пришёл к выводу, что найденный помост и плиты относятся к первой половине второго века, а крепость к этому времени уже была разрушена и строительный материал использовался в новой постройке 135 года. А игру в «В царя» могли играть и во втором веке. Игры живут поразительно долго. Вспомним хотя бы игру в кости – ей более пяти тысяч лет и до сих пор в неё играют народы и континенты.
                Так это всё или нет, но находки подтвердили, что «игра в царя» действительно являлась одним из развлечений римских воинов и представляет историческую верность, о которой повествует евангелие. Был ли там Иисус Христос – это другой вопрос… Исторических подтверждений тому нет.

                И всё-таки большинство, основываясь так же на Евангелие от Иоанна (Ин 18:28) утверждали, что суд не мог проходить в крепости Антония, так, как там размещались казармы римских солдат, а первосвященники не имели права входить в расположение мест проживания язычников. Этим они могли осквернить себя (сделать нечистыми перед праздником Пе;сах ) – об этом и писал Иоанн. Весьма возможно, что так оно и было и, хотя исторических сведений, где происходил суд не обнаружено, большинство склоняется во мнении, что суд происходил всё-таки во дворце Ирода. Есть косвенные тому подтверждения.
                Через тридцать с лишним лет, сообщает историк Иосиф Флавий, перед этим дворцом вершил суд прокуратор Гессий Флор, предав смерти зачинщиков восстания иудеев против своего жестокого правления.
                Так вот Флор вершил суд в Претории, которая являлась частью территории дворца. У него были два флигеля (крыла) — Кайзарейон (названный так в честь Цезаря. Ирод Великий был другом Рима и поклонником эллинской архитектуры) и Агриппейон (в честь Агриппы). Перед воротами дворца располагался обширный двор, на котором находилась мозаичная площадка с надписью S.P.Q.R.  («Сенат и граждане Рима» - я писал об этой аббревиатуре в предыдущем очерке), извещающей, что тут правит Римский суд.
                На площадке возвышался каменный помост (по-гречески лифостротон, габбета по-арамейски и гаввафа по-еврейски), с  судейским креслом. Вот на эту площадку по законам иудаизма первосвященник мог ступить, не оскверняя себя, о чём и повествовал Иоанн.
                Мнение о том, что и в крепости Антония на площади тоже обнаружили такую же площадку археологически не подтверждаются. Площадка действительно имелась, но появилась она во втором веке.

                Пришло время познакомиться и с самим Понтием Пилатом. О нём говорится во всех четырёх Евангелиях (27 глава от Матфея;  23 глава от Луки;  15 глава от Марка и18-19 главы от Иоанна ).
                У М. Булгакова в романе Пилат представлен читателям, как прокуратор Иудеи. А кем он был на самом деле и вообще «был ли мальчик»?

                В Евангелиях нет биографических сведений о жизни Пилата, а то, что известно из других источников поросло легендами. Попробуем в них разобраться. Но сначала выясним, какое место прокуратор занимал в иерархии Римской империи, и какова в действительности была его должность.
                В Евангелиях Понтия Пилата называют "hegemon" - "игемон" (Иосиф Флавий называет его то «правителем», то «уполномоченным, управляющим»)  Если перевести на русский язык, то игемон ближе к русскому неопределённому обращению к человеку во власти. Что-то вроде «начальник», «господин» или, как у нас обращаются к ГАИшнику, любого звания - «командир».
                Ни в одном из четырёх евангелий Пилата не называют прокуратором. Прокуратором он стал с подачи  римского историка Корнелия Тацита, хотя и это подвергается сомнению, так как в исторической  науке немало спорили о том, подлинным ли или подделанным позднее, является свидетельство об Иисусе Христе. Оно содержится в «Анналах», написанных в начале II века н.э. В § 44 книги XV «Анналов» сказано, что Христос, иудейский проповедник, был казнён ПРОКУРАТОРОМ (выд. мной) Понтием Пилатом. Историки говорят, что это, вероятнее всего, позднее включение в текст.
                Сегодня одним из важнейших исторических источников наших знаний о Понтии Пилате являются труды еврейско-римского историка Иосифа Флавия (37-95-100гг. дата смерти точно неизвестна). Кроме того, существуют письменные свидетельства  богослова,  апологета иудаизма    Филона Александрийского или Филона Иудейского (ок. 25г до н.э.-50г. н.э.), древнеримского историка, писателя античности Публия Корнелия Тацита (ок. 55-ок. 120 гг.), римского историка  Светония (Гай Светоний Транквиллий ок 69г.- после 122г.) и греческого церковного историка и богослова Евсевия Кесарийского (150 или 260 – 339гг.).
                Сообщения, оставленные ими, никак не связаны с евангелистскими сюжетами и самими Евангелиями и нет оснований сомневаться в подлинности сведений о деятельности Понтия Пилата. Однако наместник - не прокуратор и все историки не отвечают на прямой вопрос, кем являлся наш герой?

                «Понтий Пилат прокуратором не был, и быть не мог: этот статус в Иудее был введен позже. Первым прокуратором Иудеи стал Куспий Фад в 44 году нашей эры, а Понтий Пилат, чье наместничество в Иудее пришлось на период с 26 по 36 год, был префектом провинции»
                За время существования Иудеи как римской провинции, с 6 по 135 год нашей эры, историки насчитали 30 правителей Иудеи.
                С 6 по 9 гг. правил префект Колоний; с 9 по 12гг. – префект Марк Амбивий; с 12 по 15гг. - префект Руф Тиней; с 15  по 26гг. - префект Валерий Грат; с 26 по 36гг. – префект Понтий Пилат; с 36 по 37гг. префект Марцелл; с 37 по 41гг префект Марулл и только с 44 года началось правление прокураторов!
                Эта путаница лишний раз подтверждает, что письменные источники не во всем достоверны, в отличие от археологических артефактов соответствующего периода.
 
                Окончательная «точка» в историчности Понтия Пилата и его занимаемой должности была поставлена в 1961 году. В раскопках римского театра в Кесарии обнаружили так называемый знаменитый «камень Понтия Пилата», который сейчас находится в музее Израиля в Иерусалиме.

 Надпись на нем неполная, но сохранившихся букв оказалось достаточно для реконструкции текста:
                DIS AUGUSTI]S TIBERIEUM
                ...PO]NTIUS PILATUS
                ...PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
                ...FECIT D]E[DICAVIT]
                В переводе с латыни – «Августу Тиберию Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил это». Находка 1961 года стала первым материальным доказательством существования такого человека как Понтий Пилат, первым прижизненным указанием его должности (префект, а не прокуратор) и первым упоминанием провинции Иудея в римских надписях.

                Ну, хорошо, автор, - скажет читатель, - чего ты «примотался» (извините за жаргонное слово) к должности Пилата? Так ли уж это важно?
                Да, это важно для понимания полномочий Пилата во время суда над Иисусом Христом. Что мог он сделать, а что не мог.

                Итак, кто такой прокуратор в римской иерархии власти? Прокуратор – это попечитель, заведующий, управляющий; прокуратор мог заведовать доходами императора в провинции, быть управляющим имениями, быть управителем государства-провинции. Существовала должность «Императорский прокуратор» (procurator Caesaris). Применительно к Иудее – провинции Рима он в основном являлся уполномоченным по налоговым сборам в провинции.
                Таким образом, прокураторы были представителями императора в провинциях, вели хозяйство, собирали налоги, выступали в судах и т. д. Постепенно прокуратура из личной службы императора превратилась в общегосударственное учреждение, как, примерно, наша прокуратура, введённая нашим уже императором Петром первым.
 
                А Префект, прежде всего, обладал военной властью и являлся наместником императорской провинции (praefectus civitatis). Являлся заместителя консула, а это высшая выборная должность в Древнем Риме эпохи республики (что-то типа нашего губернатора края). Префектами назначались лица из сословия всадников,*****  кем и являлся Понтий Пилат.

                В процедуре суда есть интересующий многих вопрос юрисдикции властей Иудеи и римского префекта. Почему Иисуса привели на суд к Пилату?
                В фундаментальном труде немецкого историка, филолога и  юриста Теодора Моммзена (1817-1903гг.) по истории Древнего Рима****** говорится, что на территории провинции верховную юрисдикцию в отношении проживавших здесь римских граждан осуществлял префект. 
                Гражданское судопроизводство в делах, касающихся иудеев, находилось в руках местных властей. Позже с 44г. уголовные дела, а также тяжбы между гражданами и провинциальным населением могли рассматриваться и римским прокуратором. Дела по тяжким преступлениям, в которых обвинялись лица низкого социального статуса, наместник часто решал в порядке ускоренного судопроизводства, когда фактически просто утверждалось решение проводивших предварительное следствие местных судей.
                Имел ли право синедрион выносить смертные приговоры? Да, имел, вопреки утверждениям евангелистов, но приводить их в исполнение не мог без утверждения префектом, что могло происходить совершенно формально, если это не затрагивало римских интересов.
                В случае местного судебного разбирательства над Иисусом первосвященники предъявили Ему обвинение в богохульстве, но доказать его не смогли. Оно держалось на очень шатких основаниях и косвенных уликах. Даже правитель Галилеи Ирод-Антипа, которому Пилат отослал Христа, узнав, что тот происходит из подвластной ему Галилеи, для вынесения решения, отказался это делать и вернул обвиняемого Пилату с основанием, что Иисус обвиняется в подстрекательстве к беспорядкам, а не только в богохульстве. Основным вопросом, который задавался Иисусу «Ты ли царь Иудейский» и был обусловлен характером обвинения, которые призывали к беспорядкам и восстанию против Рима.

                Для римского префекта Понтия Пилата, который, по свидетельствам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, был грубым и жестоким человеком, одного этого обвинения было вполне достаточно, чтобы послать подсудимого на смерть. Римский наместник не мог вникнуть в идею царства, которое было не от мира сего. Его видение проблемы воплощалось в содержании надписи, по его приказу повешенной над крестом Иисуса: «Царь иудейский».

Продолжение  http://proza.ru/2023/02/09/549

Приложения:
* Гемикрания  (от лат. hemicrania – половина головы)   - это острая головная боль, которая сопровождается сильной пульсацией, локализующаяся в одном из полушарий головного мозга. Гемикранию также называют мигренью, что не совсем верно  (мигрень занимает примерно 15% от общей гемикрании). За резкими болями, могут скрываться опасные заболевания – сосудистые патологии, киста или опухоль головного мозга. Подробнее:
https://clinica-opora.ru/lechenie-golovnyh-bolei

** Дворец Ирода в Иерусалиме был построен в последней четверти 1 века до нашей эры  Сегодня от Иерусалимского дворца ничего не осталось, за исключением части комплекса стен и башен, сильно измененного и широко известного как "Цитадель" (см. Башня Давида). На месте бывшего дворца сейчас расположены музей Башни Давида, полицейский участок и бывшие турецкие казармы/тюрьма, известная как Кишле.
Царь Иудеи Ирод I (Великий) прославился жестокостью и масштабным строительством в стиле эллинизма. Активно поддерживал Рим. https://ru.wikipedia.org/wiki/

***Пе;сах — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается вечером с четырнадцатого на пятнадцатое Нисана (сутки в еврейском календаре начинаются с вечера предыдущего дня), празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. Песах никак не связан с Пасхой (день воскрешения Иисуса Христа), а вот Пасха неразрывно связана с Песахом. Прежде всего, слово "пасха" - это просто неточное произношение еврейского слова "песах.". Само слово «пЕсах» произошло от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал». Во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома.

****По правилам игры римских солдат «в царя» осуждённый на смерть провозглашался царём. На него надевали красный воинский плащ, вместо царской порфиры, голову украшали шутовским венцом, несчастного избивали, а в руки вместо скипетра давали палку. Потом этому "царю" оказывали издевательские почести.
                Когда к скучающим солдатам направили  для экзекуции Иисуса, осуждённого на смерть и называемого царём иудейским, солдаты не упустили случая поиздеваться над иудеем и сыграть в свою любимую игру.  «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам».  (См. Мк.15: 15-20).
Кстати, в ходе раскопок были найдены и игральные кости, которыми римляне играли и делили добычу.
*****Римские сословия граждан в древнем Риме:
1.Сенаторы – высшее сословие в Древнем Риме. Первоначально в его состав входило 100 человек из патрицианских родов, выбранных первым царем Рима – Ромулом. В дальнейшем численность сословия увеличивалась, достигнув 2 тысяч человек к lV веку.
2.Патриции - родовая аристократия, пользующуюся всеми политическими правами и имеющая крупную собственность.
3. Эквиты (всадники) – одно из привилегированных сословий Древнего Рима. Изначально – это были сражавшиеся верхом патриции. Впоследствии (в III в. до н.э.), эквиты наряду с патрициями вошли в состав нового сословия – нобилей, и стали вторым классом после сенаторов.
4. Плебеи –низшее сословие населения. Обладающие личной свободой, они при этом не имели политических и гражданских прав. Плебеи – это в основном потомки приезжих либо завоеванных народов.
5. Вольноотпущенники – рабы, которым была дарована свобода, например, в результате особого благорасположения хозяина и др.
******Т. Моммзен «История Рима. Книга 8. Страны и народы от Цезаря до Диоклетиана».
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1525364184#024

Автор благодарит В. Теняева за корректуру текста очерка.