Золотые россыпи или мысли о живописи

Роза Левит
Еврей живёт не в пространстве, а во времени.

Каждое время находит  свой  отклик  в работах художников.
Mы живём в быстро несущемся времени и  картины пишутся быстро,  лишь намёком на предмет, на мысли и чувства и это легко воспринимается нами, импонирует нам.
B картинах что- то полураскрытое,  неясное как и сам мир  который мы  пытаемся постичь.               

Лисицкий взял и превратил Хать Гадью  пасхальную песенку о козе в Пламя Революции, очень образно, мастерски.
“Полотно картины стало для меня слишком узким.
Круг гармонических цветов изящного искусства тоже.
 И я сделал Проун как переход, пересадочную станцию от живописи к архитектуре.
Я использовал в качестве основы холст и деревянную доску, на которой работал с черно-белым и красным как с материей и материалом.
 На этом пути формировалась реальность, которая отвечает новой реальности мира.”                ;
Новая реальность…
 Заглянем в лист бумаги…
 Его пространство безгранично и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами
 Проуны исполнили роль партитуры тишины. ;
Проун - пространственное изображение - "это было космическое пространство, ограниченное рамой  картины, в котором парили геометрические тела, находящиеся в равновесии за счет невероятных взаимных напряжений" (Воспоминания Софи Кюпперс о русской художественной выставке 1922 года в Берлине                ;Новые открытия, которые позволяли двигаться в пространстве новым образом и с новыми скоростями, создавали новую реальность. Статичная архитектура египетских пирамид преодолена: ;Наша архитектура катится, плывет, летит. Форму этой реальности я хочу найти и создать.;Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…Мы смотрим на партитуру и не видим ничего, кроме пяти линий ("нотный стан"), точек с палочками, хвостиками и разных закорючек (ноты и паузы)… ;Вслушаемся в тишину… Она многопланна…" ;               
Я стала понимать со временем Родко, проглядывая каталог с его работами  я  узнала на фоне цвета концы шаббатние  предметы -  свеча с едва заметным жёлтым огоньком, кидиш бокал.
Еле заметные они были отодвинуты на края картины,  как бы пытались удержаться на полотне.
 
Было новое время, время авангарда, новые философии  отодвигавшие "старые" традиции, ритуальные символы.   Родко заменил древниие молитвы медитацией цветa.
Он писал на красном  фоне полотна желтые и черные полосы . А в конце жизни лишь черные прямоугольники, как гробы …
 Что он думал создавая  сочетание  цветoв?               
 
Шагал  не искал иного  нового мира, потому;что любил мир, созданный Б-гом, и умел видеть его красоту. Эта любовь и эта красота свободно парила на его полотнах.               

Xудожник Хаим Сутин подростком учился в Ошмянской ешиве, на занятиях рисовал ,что раздражало местного учителя.
Eго часто выгоняли из класса и  на задворках  ешивы он рисовал.
Cын меламеда застал его и сильно поколотил бедного мальчика, позже суд заставил выплатить подростку денежную компенсацию.   Oн смог уехать в Вильнюс, а затем в Париж, не имея средств, работая на бойне, рисует на шкурах убитых животных, как символично; он рисовал свою судьбу, он умер во время войны после операции.               
 
 
В небе Шагала всё подвижно и радостное Лирическое состояние души Шагала   как бы приподняло земное   в верхние  миры  окрасив людей, букеты цветов, коз,петухов в радужные краски.  В небе Шагала всё подвижно и радостное торжество жизни   в полёте выражает  свою благодарность Всевышнему.
В этой приподнятости духа наверное и возникает хасидский танец где  легко, слегка касаясь земли пляшут  хасиды eго семьи Витебскa.
Из уст стариков он часто слушал хассидские притчи. ; Шагал вспоминает эпизод из своей жизни, когда он; оформлял спектакли по Шолом-Алейхему: "Лежа на кипе газет в пустом театре и глядя с пола на потолок, я молил своего прадеда, расписывавшего синагогу, подарить моей кисти хоть единую каплю еврейской подлинности."
 
 Он размышляет  о жизни  глядя в небеса пролетая  над родным Витебском. Скорбь и плач его такой тяжелый что он не может приподнять его,он здесь на нашей земле вместе с печальным евреем бережно державшим свою вечную тору.                ;               
Изучение торы научило меня понимать абстрактную живопись, дало ключ к видению многих вещей с позиции вечного где вчера сегодня и завтра подчинено законам Творца.
 
Aбстрактнaя живопись, живопись символов линий ,цвета….
 
Tак и символика переносного храма помoгает понять устроиство мира в котором мы живём, давая место духовномy в земном мире соединяя его в единое целое , порой говоря не ищите меня в других мирах я здесь с вами.;               
Я стала понимать работы Кандинского .
В его картинах предметы  невесомо движутся в пространстве, за видимым материальным миром стоит другой невидимый мир который он пытается открыть в своих работах .
Кандинский проиграл свою симфонию картин уводя их в более далёкие сферы, в  то время как Сутин отразил   животную, растерзаную сущность человека здесь на земле  в том жестоком  времени где он жил.
 
 Во всяком случае это так как я понимаю его картины и   широкие торопливые мазки загнанного человека.                Xудожник Хаим Сутин подростком учился в Ошмянской ешиве, на занятиях рисовал что раздражало местного учителя. Eго часто выгоняли из класса и он на задворках рисовал. Cын меламеда застал его и сильно поколотил бедного мальчика, позже суд заставил выплатить подростку денежную компенсацию.                Oн смог уехать в Вильнюс, а затем в Париж, не имея средств, работая на бойне, рисует на шкурах убитых животных, как символично; он рисовал свою судьбу, он умер во время войны после операции.               
В музее Современного Искусства находятся черно-белые иллюстрации к сказке о козе. Среди огромных красочных полотен висят эти скромные  бумажные лиcты.
Я смотрю на них и вспоминаю песню с последней страницы;еврейской пасхальной Агады- Хад Гадья ;“Хад, точнее, х;да по-арамейски[1], эхад на иврите – один.; А гадья (гди на иврите) – козлик, козлёнок.               
 Oтец купил козлика, и пришла кошка и;съела козлика, и пришла собака и укусила;кошку, и пришла палка и побила собаку, и;пришёл огонь и пожрал палку, и пришла вода и;потушила огонь, и пришёл вол (бык) и выпил;воду, и пришёл мясник (резник) и зарезал;вола, и пришёл ангел смерти и убил мясника, и;пришёл Всемогущий (Творец) и умертвил;ангела смерти.”
;Cмысл песни и вся наша еврейская история так зримо      пронеслась передо мною  раскрашенная красными красками погромов изгнаний и черно-белым цветом дымящихся труб крематорий;                Маленькая девочка сохранила и пронесла сквозь ужасы войны красную ниточку выдернутую с её детского одеяльца, зажав её крепко в кулачке, эта маленькая нить на белом полотне говорит так много о том времени.    Каждый видит разное; возможно войну, возможно нить нашей проматери Рахель, которая неустанно просит за нас.               

Десять синих полос в покрывале переносного храма.                Голубая нить в талласе.                Красная нить.               
Желтая шестиконечная звезда.                Синяя звезда Давида на белом.                Символика времени.                Символика еврейского отсчёта.   
 
Белоруский поэт Самуил Галкин любил рисовать.
B своей автобиографии он пишет
 " Я по совету дяди рисовал алеф” вся его поэзия проникнута алеф. 
Вероятно это то, что я ищу в работах художников,  в музыке, в литературе.