Золотые законы творчества ч. 3

Анатолий Васильевич Шамов

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ !
Продолжая разговор о семнадцати золотых законах поэзии остановлюсь на законах звуковой организации стиха: законе рифмы, метрики и ритмики, закон гармоники, закон аллитерации, закон звукосмысла, закон консонантизма. Эти законы тесно связаны с законом гармонии так как в основе первого, так и указанных законов, лежит повтор определенных элементов, но закон гармонии шире по содержанию, поскольку, кроме элементов звуковой организации стиха, цель которой добиться благозвучия, имеет ещё цель благовосприятия эмоционального, а также высокого смыслового восприятия, что достигается другими средствами, в основном тонкостью ума самого автора, а посему путать закон гармоники и закон гармонии не следует. Рифма - рычаг поэтического мышления, рифма - крылья стиха. Рифма- это повторение отдельных морфологических элементов. Как говорили раньше краесогласие, т.е. рифма завершает собой каждую строку стихотворения. Нет общепринятой классификации рифмы, но различают точную, неточную, составную, открытую, закрытую, мужскую, женскую. По способу расположения рифмы делятся на перекрестные (АБАБ), смежные (ААББ), опоясывающие
(АББА). Чередование ударных и безударных слогов создает ритмику стихотворения. Отличительный признак стиха-одинаковое количество слогов (силлабический стих), одинаковое число ударений (тонический стих). Чередование ударных и безударных слогов (силлабо-тонический стих) -это тот , которым сегодня пользуется большинство поэтов. Теория ритмики, новой ритмики займет не одну страницу журнала, да и мы не ставим целью глубокое исследование данного явления в поэзии, к тому же, как ты, читатель, помнишь, в пятом номере “ОРФЕЯ” мы приводили пять основных ритмов- метров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, чаще всего используемых авторами. Интонация стихотворения неразрывно связана с ритмом, отсюда три основных типа лирики: стих декламативный, стих напевный , стих говорной. Создавая произведение, поэт организует, строит звуковое содержание стиха и это называется аллитерацией, когда поэт делает подбор слов, включающих в себя определенный звук, например, наплыв звука б /Будет баба Бубу бить,будет Буба говорить/, как бы нанизывая звук в строчку частым его повторением. Упорядоченное расположение ударных гласных стиха, нагнетание одной из гласных называется гармоникой в стихосложении. Одним из законов звуковой организации стиха является консонантизм, т.е. опора на звучание не гласных, а согласных звуков в строчке ,что усложняет связь звуков в строфе, дает автору возможность организовать материал произведения особым способом и здесь уместно , надо заметить , дальнейшее новаторство и творческий поиск, т.е., открытие новых законов звуковой организации стиха. При консонантизме напор выбранного согласного создает эффект равный смысловому. Автор, идя от переклички согласных, когда усиливается связь звуков внутри строки, до переклички смыслов, когда слова отражаются друг в друге, сливаются смыслом и звуком, создает нечто ,что можно назвать ЗВУКОСМЫСЛОМ . Умение пользоваться этим явлением при написании стихотворения, образует закономерность, которая и ,называется - законом звукосмысла, где обязательно имеется соотношение звуковое и смысловое. Все рассмотренные нами законы направлены на то, чтобы усилить ощущение единства стиха. Путь от переклички звуков до переклички смыслов слов, когда используются слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу-паронимы, есть путь высокого мастерства.
Подводя итог сказанному, замечу, что, работая на эстетическое чувство читателя, законы звуковой организации стиха помогают автору эффективно выразить тот материал ругими законами поэзии создавать совершенные и прекрасные произведения, такие строчки как ,”...Я помню чудное мгновение....”.Надеюсь, уважаемый читатель, в следующих номерах “ОРФЕЯ” мы продолжим разговор о законах поэзии.

А.Шамов