Понаехавшие 1. Сборы

Андрей Календарёв
   
   В конце уже минувшего   двадцатого века из бывшего СССР в Германию могли уехать

те, у кого в родословной были немецкие или еврейские корни. Надо было собрать

необходимые документы, сдать их в консульство и пройти там одно или несколько

собеседований. Если эта непростая процедура проходила успешно, то оставалось

только запастись терпением и ждать несколько лет пока из Германии не придет

решение, а оно могло быть любым: с разрешением или отказом на въезд в страну. 

  Причины отъезда были у всех разные, но достаточно веские, чтобы пуститься в этот

изнурительный марафон с неопределенным финалом.  Были такие причины и у меня, а

положительного решения я ждал около четырех лет.

   Мой питерский друг Яков укатил на Кёльнщину одним из первых и, сам того не

подозревая,  дал толчок к моим размышлениям, а позже и действиям в этом

направлении. Он в своих  письмах настолько ярко описывал свою новую жизнь на новом

месте, что мне, имеющему, что называется, шило в одном почтенном месте, захотелось

применить его опыт к себе.
   
  Но было, по крайней мере, три обстоятельства, препятствующие этой затее.  Во-

первых, я «половинка».  По маме я был русским, а это означало, что по строгим

еврейским законам, я к этому народу не отношусь. Об этом мне и заявил Яков –

неоспоримый для меня авторитет в этих делах.  Во-вторых, специфика моей работы и

соответствующая форма допуска, казалось бы, препятствовала этой затее, грозящей к

тому же  в случае провала  серьезно навредить карьере. Ну и в третьих, мою супругу

все в жизни устраивало, и переезжать с Петроградской стороны куда-либо, а тем

более в Германию, она не собиралась.

   Есть в моем характере одна черта. Если мне говорят: «Ты не сможешь, у тебя не

получится, не потянешь, куда тебе», то у меня часто срабатывает рефлекс

самоуважения: «Как это так? Я смогу, у меня получится, я потяну». Наверно это от

отца: «Ты должен пройти свою часть пути к своей цели. Сделай все, что от тебя

зависит, иначе будешь потом жалеть».  Так и тут. Препятствия только раззадорили

меня.

   Сын к тому времени уже оканчивал школу, и его будущее виделось мне в тумане.

«Не ради себя, ради детей», - так уговаривал я себя в минуты сомнений.  «Спусковым

крючком» к началу активных действий явилась моя  дочь - семиклассница. У отцов

юных дев с Петроградской стороны есть одна  скрытая от посторонних проблема. Рядом

с нами находилась Академия Можайского («Можайка» в просторечии), готовящая

офицеров – ракетчиков в интересах министерства обороны. Танцы в их клубе,

устраиваемые еженедельно, являлись сильнейшим магнитом для  одноклассниц дочери, и

было лишь вопросом времени, когда она направится туда. Ее невинный вопрос: «Папа,

а где находится Северо-Енисейск, подействовал на меня как сигнал стартового

пистолета для марафонца. Я не понаслышке знал об этой замечательной локации –

традиционным  местом службы молодых лейтенантов, выпускников можайки  .

Заручившись  поддержкой жены, я взялся за реализацию своего рискованного плана. 

В очереди в германское консульство стояли разные люди. Кто-то клял своё житьё –

бытьё, кто-то делился своим опытом стояния в подобных очередях, часто жаловались:

«Был ведущим инженером, но НИИ закрыли , несколько лет до пенсии , никуда не

берут». Ну а некоторые, как я, боялись и стояли молча, абстрагировавшись от

происходящего. Я опасался случайно встретить коллегу  с кафедры, а еще хуже

студента, прогуливающегося  по живописной улочке у Таврического сада.   Объяснить,

что я делаю в этой очереди, представлялось мне совершенно невозможным.

Тетка в консульстве, величаво восседавшая в окошке по приему документов, брезгливо

кривила губы, перебирая мои документы. Особенно долго она всматривалась в

свидетельство о рождении, пытаясь, видимо, найти какую – то неточность  в

документе от 1952 года.  Убедившись, что  метрика  оформлена на совесть и

национальность моего отца еврей,  она, взглянула на меня как на предателя Родины

и, возвращая  документы, процедила: «Нужно  еще свидетельство Вашего отца».

 - Так вот же, моя метрика.

 - Повторяю, это ваш документ, мне нужен документ Семёна   Александровича.
 
 - Но папа умер. Ни его паспорта, ни метрики, у меня нет.
 
 - Захотите - найдете!

   И своей последней неказенной фразой она вселила в меня уверенность в успехе

предстоящих поисков,  и я уже знал, что делать.   

  На выходе я обратился к очереди: «Народ, господа – товарищи, будущие Damen und

Herren с каплей еврейской крови! Научите бедного – несчастного, где мне раздобыть

справку о рождении моего умершего отца». Призыв оказался услышанным. К счастью, в

очереди нашлись доброжелатели, чуть ли не хором объяснившие, что и как надо делать

для искомого документа.

   Время уплотнилось. Так бывает, например, за рулем  автомобиля.  Какая казалось

бы разница – ну пропусти лихача, ну проедешь парой минутой позже, ничего не

случится. Нет. Ты кипишь от негодования, зачем-то нервничаешь. Куда-то торопишься.

Зачем?  Объяснить это себе я не могу.

  Так и я. По полученным инструкциям сначала рванул в «Елисеевский» за конфетами и

шампанским, затем скорей – скорей, на такси в центральный архив ЗАГСА.   Там

выяснилось, что торопился я, все же, не зря. Нужная мне бабулька - сотрудница уже

закрывала дверь в свою каморку, и вся закутанная в теплые кофты и шарфы,

предупредила: «Не видите, что ли, грипп у меня. На больничный ухожу.» Конфетами

мне удалось смягчить ее измученное хворью сердце, и она, охая, сморкаясь и

откашливаясь, снова вернулась в свое пыльное царство архивных документов. Я

остался в коридоре.

  Минут через пятнадцать она вернулась с нужной справкой и с тихим смешком 

вручила ее мне.  Я взглянул в ее большие миндалевидные глаза   и понял,  что она

прекрасно понимает мое волнение  и, что возможно, сама она или уже стояла в той

очереди, или скоро встанет туда. Без колебания я вытащил оставшееся  шампанское,

что  собирался сэкономить и вручил ей.  Она, со словами: «Удачи тебе, парень», как

должное приняла  бутылку, и  тут же засеменила куда-то по коридору. В выданной

справке значило, что действительно мой отец родился 22 июня 1927 года на улице

Радищева, дом 5 у матери – одиночки с нужной для меня национальностью. 

   Стоит ли говорить, что на следующий день я в первых рядах снова предстал перед

ликом кагебешницы. Она снова досконально просмотрела все мои бумаги, собрала их  в

кучку и отложила к себе. Затем шумно вздохнула и, впервые подняв на меня глаза,

процедила: «А тебе-то, что здесь не живется?», и тут же, сменив тон, 

скомандовала: «Всё, документы приняты. Свободен!». Я, слегка ошалевший от  такого

поворота событий, а еще более от ее тона, зачем то поблагодарил ее своим спасибо и

вышел на улицу. Мне надо было торопиться. Я уже давно должен был быть на занятиях.      

  Время шло, а реакции от консульства все не было. Ну, что же, я прошел свою часть

пути, а дальнейшее от меня не зависело. Жить надо было здесь и сейчас. Ежедневная

рутина бесконечных дел вытеснила из моего сознания мои прежние переживания, и

только, пожалуй, уже приглушенное временем чувство досады на самого себя за то

ненужное смущение перед той  кагебешной тёткой из консульского окошка,

периодически посещало меня и портило настроение. «Похерила она мои бумаги, точно

похерила», - решил я и выкинул этот эпизод из моей жизни.

  Какого же было мое удивление, когда через четыре года, в нашем  раздолбанном

почтовом ящике я увидел письмо из консульства с приглашением на переезд. Я и моя

семья были решительно не готовы к таким изменениям в жизни. Много чего и хорошего

и не очень было за это время. Жена выросла на своей работе до финансового ревизора

– грозы всех неплательщиков социальных взносов, у меня карьера также двигалась

успешно. Однако у наших уже повзрослевших детей стали все чаще возникать недетские

проблемы. Туман над будущим сына потихоньку рассеивался, уступая место тяжелым

грозовым облакам реальности, а перспективы продолжения музыкальной карьеры

заканчивающей школу дочери стояли под большим вопросом. Всё ближе маячил  для нее

Северо – Енисейск.

   Не буду останавливаться на «процессе созревания» каждого члена семьи, скажу

лишь только, что нужные слова нашлись для каждого. Уже не дети, но еще и не

взрослые, наши дети были уверены, что наш отъезд это лишь очередная экскурсия.  В

случае чего, ведь вы уже взрослые, кому не понравится – тот уедет домой.  Эта

установка вполне отвечала их  юношеским мечтам наконец-то пожить самостоятельно

без родительской опеки. Уговорить жену было сложнее, но и для нее аргумент: не

понравится – вернемся, оказался решающим.

  Моё увольнение с кафедры, где я доцентствовал, прошло на удивление легко. Ну и

слава богу, я ожидал худшего. Я помнил мамин рассказ о том, как в начале 70-х

годов в Израиль уезжала ее коллега - врач детской поликлиники. Там было и

профсоюзное собрание с решительным и единодушным  осуждением поступка коллеги, и

бойкот сослуживцев, и много чего ещё. Морально я был готов к подобным испытаниям, 

но очевидно в стране много  поменялось с тех пор и времена тогда в конце 90 –х

настали «вегетарианские».   То, чего я больше всего опасался, а именно проблем с

формой допуска у меня не случилось, и мой «бегунок» был подписан удивительно

быстро. 

  Позже мне объяснили, что мне действительно повезло. Из-за хаотического

реформирования системы высшего образования и, соответственно, чьего-то недогляда

мой  допуск не был вовремя продлен и был аннулирован. К тому же,  моё увольнение

удачно совпало с процессом оптимизации численности учебно – педагогического

персонала ВУЗА, где я был доцентом.   
 
  Я сам себе усложнил отъезд тем, что решил посоветоваться с Яковом на тему что

брать, и что не брать с собой в эмиграцию. Его категорическое «Берите всё»

серьезно усложнили мне последние пару недель до отъезда.

Следующие несколько недель меня мутило, когда я слышал числительное «семнадцать».

Именно столько мест мы отправили по почте в Германию, столько же мест багажа мы

взяли  собой. Там было все: от компьютера и телевизора до каких-то особенных

саженцев, с которыми жена никак не хотела расставаться.

  Так или иначе, 8 июля 2000 года поезд унес нас в далекую Германию,

в неведомую деревушку с незвучным  названием Peitz. Там нас уже ждал лагерь по

приему беженцев.