Почему поэта Евгения Ф. Чеканова читал 831 день?

Михаил Сафиканов
   Однажды у  Спасо-Преображенского монастыря я встретил поэта  Евгения Чеканова, которого  знал, когда он работал еще редактором молодежной газеты   
«Юность». В 1970-1980 годы я был одним из авторов этой газеты, публиковал там заметки, репортажи, корреспонденции. С  той поры у нас с Женей были дружеские отношения.  Когда в 1990-е  он стал редактором областной газеты «Губернские вести», тоже поддерживали связь.
   У меня была хорошая новость для старинного своего товарища. Вышла из печати моя новая цветная книга в твердом переплете «Сказание о Земле Карабихской» о некрасовских местах
   – Женя, в канун  в канун очередного Дня поэзии в Карабихе, - сказал я. - хочу подарить тебе своей новое издание. Думаю, что тебе поэту Евгению Чеканову будет интересно, что я написал о великом  поэте Алексее Николаевиче Некрасове.
   – Спасибо.-  ответил поэт. – Обязательно посмотрю, почитаю. Тем более, что книга  твоя с яркими иллюстрация. Есть, что посмотреть.Такой подарок, думаю, не  будет  безответным. Скоро выйдет из печати мой главный сборник стихов «Прощай, земля!». Тоже  подарю, тебе Миша.
   На этой хорошей ноте мы расстались с Евгением Феликсовичем. За текучкой времени,забот больших и малых книгах об обещании поэта не часто вспоминал. И вот однажды поэт позвонил  и мне и сообщил:
  - Тираж книги из печати получил Как обещал, хочу в ответ на твою книгу подарить свою. Давай встретимся в том же месте у Спасо-Преображенского монастыря . В назначенный  час встреча состоялась. Когда Женя достал книгу из сумки, я понял, что книг такой толщины не доводилось видеть.
   – А сколько в ней страниц?,- спросил я.
   – 831 страница,- ответил поэт Чеканов.
   – Таких многостраничных книг читать мне не приоходилось. Но все равно одолею.
   – Как?- поинтересовался Чеканов.
   – Буду читать по одному стихотворению в день.
   – Тогда у тебя на это уйдет два с лишним года,- то ли в шутку,  то ли всерьез прокомментировал Евгений.
   – Зато вникну в каждое твое стихотворение. Если чего не пойму, перечитаю. Так оно доходчивее.
   – Дарить-то тебе дарю свою книгу «Прощай земля», только не знаю, будешь ли читать, или как некоторые прочтешь несколько страниц, и отбросишь сборник стихов.  Ты же сам прозу  пишешь, А будут ли тебе стихи интересными?
   – Не беспокойся, буду читать.-  начал я ответ,- Для меня поэзия – штука не чужая. На  четвертом и пятом  курсах журфака МГУ я увлекся написанием стихов. Чтобы вникнуть в эту тему, стал читать классиков поэзии и начинающих поэтом. В 1977 и 1978  годах  прочел по 100 сборников стихов разных поэтов, начиная с Анной Ахматовой, Мандельштама, Есенина, и кончая Рождественским, Вознесенским и многими другими.  Не скажу, что все  эти великие поэты не тронули меня. Тем не менее, я по привычке (так я конспектировал на первых курсах понравившиеся абзацы Стендаля, Бальзака, Гете, Флобера и других великих авторов)  выписывал  себе в общую тетрадь строки, которые задели меня, которые надо быть запомнить. Так что, Женя. Твою книгу прочту от корки до корки.
   – Раз так, то давай приходи на мой юбилейный вечер, который  как раз тогда, когда дочитаешь мою книгу. Я позвоню тебе.
   – Спасибо за приглашение.  Время от времени буду присылать тебе по интернету письма о твоих стихах, которые меня особенно тронули.
   Отзывы действительно я оправлял регулярно. Многие стихи Чеканова  не оставили меня равнодушным, особенно на странице 266 «Молчаливая клятва».

Молчаливая клятва прочней.
Ведь никто не узнает о ней,
 
И не сможет ничто удержать,
Коль шагнуть вознамеришься впять.

Только воля сжата в кулак!
Слабый дух укрепляется так.

Бейся насмерть и помни в бою
Молчаливую клятву свою.

   Это стихотворение особенно близко мне потому, что жизнь научила меня больше всего ценить в людях верность слову. Очень немногие находят силы, чтобы исполнить свои молчаливые клятвы. Когда они не обнародованы, легко отступить от сказанного, обещанного. От таких людей не грех держаться подальше.
   Большое впечатление произвели на меня и другие стихи Евгения. Их много.Но это тема для отдельного рассказа.

   Ну, а что  с моим словом читать книгу поэта Евгения Чеканова 831 день?

   – Когда читаешь быстро, на бегу,  о стихах часто остаются  размытые впечатления. Когда же  читаешь размеренно, тогда книга – это большое путешествие в поэтическую биографии автора, хочешь - не хочешь неизбежно  будешь вести с автором  мысленно диалог,  чтобы понять все образы его поэзии и глубину мыслей, чтобы уловить его мир в смешанных красках, образы его картин надобно расшифровать. Только тогда удается, понять, сколько нужно усилий и таланта, чтобы так преподнести многомерность пространства души и восприятия.
 

                ***
    Евгений действительно пригласил меня  на свой юбилейный вечер, где были также писатели, поэты, журналисты Его я спросил:
   – А что, если я расскажу, что твою книгу «Прощай, земля!" Читал больше двух лет.
   – На твое усмотрение,- ответил юбиляр.
   Когда я взял слово, решил вначале сказать, что, хотя Евгения Чеканова знаю давно, для меня он стал открытием. Читал его стихи не спеша, страница за страницей.
   Оказывается, и в наше время можно открыть душу и признаться чужим людям во всем.
   Оказывается, можно не только стихи написать, но и рассказать, как рождались они, что подтолкнуло взяться перо.
   Оказывается, можно сознаться, какой человек и когда стал  для автора светочем, кумиром, за которым можно пойти и однажды услышать от него:
   - Иди своей дорогой и твой путь может оказаться интереснее. Не бойся, прислушаться своему сердцу. Оно стучит иначе, чем мое. Услышишь его, и другая мелодия  будет литься в твоих стихах -  своя ни с кем его не спутаешь.    
   
   Завершая  выступление, я добавил:
   Когда я дошел до последних страниц книги Евгения Чеканова  и  нисколько не пожалел, что потратил время на его большую книги, потому что мой старый знакомый стал для меня открытием, я не знал, что он настолько может быть многогранным,  искренним, честным  по отношению к себе и людям.

   Перед уходом с юбилея, я подошел к Евгению Феликсовичу и поблагодарил за приглашение. Он высказался о моем  в совсем неожиданном  ключе:
   - Миша, ты наверное, единственный, кто прочитал книгу от корки до корки.
   - Я так не думаю, просто не все высказались сегодня. В твоей книге много такого, над чем стоит задуматься, чтобы понять, что такое наша жизнь и зачем она нам дана.


   Прощай, земля!: стихотворения, переводы, воспоминания, выступления, интервью, эссе, статьи, рецензии / авт. вступ. ст. Ирина Калус. — Ярославль: Канцлер, 2014. — 831 с., портр.