Oracula sphingis V

Юлиан Смирнов
(«Изречения сфинкса V»)


*  Убеждение в том, что человек сам конструирует, создаёт свою судьбу, – преувеличение.

*  Идея того, что всё фатально, что всё целиком и полностью подчинено судьбе (и потому, дескать, человек не обладает свободой воли), – тоже преувеличение.

*  Утверждение о том, что борьба человека с судьбой способна привести его к радужным и жизнеутверждающим итогам, – сильное преувеличение.

*  Заявление о том, что свобода человека заключается в его полном подчинении судьбе, необходимости, неизбежности, фатальности, и что между свободой человека и судьбой, в сущности, нет никакого внутреннего противоречия, ибо они, дескать, «едины», – заявление наивное и огрубляющее саму суть вопроса.

*  Допущение о том, что случайность, случайное сцепление причин – достаточное философское основание для подлинной свободы человека, – допущение ложное.

*  Тезис о том, что судьба, господствующая в телесной сфере, на уровне причин и следствий, неукоснительно подчиняется «более высокой» сфере, сфере Провидения, Божьего Промысла, – шаг в метафизическую сферу, против которой издревле протестует сфера физическая.

*  Глубинное противоречие, заключающееся в контаминации «свобода –необходимость», или «свободное произволение – фатальность», или же «свободный выбор – неизбежность», – оксюморон; и философское разрешение этого оксюморона должно исходить из идеи тотально понимаемого единства, ибо единство – в силу своей абсолютной простоты – вне любых сопоставлений и противопоставлений, вне любых статусов и форм, вне любых контаминаций и оксюморонов.

               

                *   *   *   *   *