Амурский ветерок. Гл. 8 Весна

Ольга Суслова
   
       Весна в Приамурье ранняя и пахучая, а в конце апреля и  начале мая, радостная и певучая. Первую песню на Амуре поёт ледоход – громкую и скрипучую. Льды налетают друг на друга, отзываясь динамичным и басистым звуком. Вслед за ним журчат под деревьями беспокойные ручейки. Да и в лагунах ворчит вода, заполняя собой многочисленные болота и озерки. А третья – песня птиц, самая звонкая и весёлая.   И как ей не быть, когда стаи птиц прилетают с юга и гнездятся на болотах, богатых кормом.
 
Дядька Степан часто вечерами вёл беседу с дедом Егором об охоте и рыбалке, о переселенцах и о Хехцире. Причём почтенный сосед говорил громко. Но  однажды речь зашла  о красивых утках-мандаринках. Павлик стал прислушиваться.
 
     – Степан, грех в такую красоту стрелять – маленькая, а сколько красок в ней! – обратился сосед к отцу.
 
     – Дед Егор, эти птицы не просто наше болото облюбовали – корм здесь хороший, рыба весной заплывает. Эта утка обычно гнездилась километров за пять от хутора, а ведь до лагуны метров триста, не больше. Хочу ещё сказать – она в Красную книгу занесена.

Павлик был ошеломлён рассказом взрослых, они только что по биологии проходили редких птиц Дальнего Востока. В домашнее задание по русскому языку, входило сочинение об этих реликтовых птицах.
«Надо завтра с Гришкой заглянуть на болото и посмотреть это чудо, давненько мы туда не заглядывали», – решил паренёк. Взрослые ещё долго беседовали, но сон одолел мальчика. Он так и не дослушал очередную историю.

С другом Гришей  Павлик  каждый день преодолевал километры разбитой дороги в Смирновку. Они не чувствовали усталости, за беседой, казалось, сокращалось расстояние. Вот только Васька и Федька учились со второй смены.  Под строгим присмотром приятели сопровождали ещё пять первоклассников  в начальную школу.    Иногда дед Егор, когда был свободен от дел, запрягал Каурку и подвозил малышню на телеге. Бывало,  и друзья,   не отказывались от поездки. Особенно в тот момент, когда погода предлагала дождь или пургу.

Чтобы доставить детей обратно на хутор, поссовет, по возможности, выделял «Уазик». Но поездка получалась не всегда,  и только в то время, когда заканчивались уроки у малышни.   Подростки, конечно, не успевали –  у них продолжались уроки.   После занятий пятиклассники направлялись   на берег или в лес. А уж там ребята с интересом наблюдали за  беспокойной фауной.
 
  Весной, когда всё рождалось и цвело, животный мир активизировался. На опушках и в перелесках ребята встречали то белку или харзу, колонка, а то и енота, или рыжую лису. Последнее время, она часто появлялась на озере Теплушка. Запах,  прилетевшей косяками, птицы её манил.
   … Утро яркой зарёй обещало хорошую погоду. Суббота для младших классов считалась выходным днём. А вот в пятом классе была полная учебная неделя. Павлик и Гриша  решили идти в школу другой дорогой – по береговой тропе. Она была намного короче основной дороги, но её пересекал широкий ручей. Ребят он не пугал, они занимались спортом и хорошо прыгали. Полтора метра ширины канавы для них считалось пустяком!
Берег Амура отличался высотой и обрывами  с песчано-глиняным откосом. С него свисал  прошлогодний засохший дёрн, но вместе с ним выглядывала небольшая молодая щетинка зелёной травы. Стены откоса успели колонизировать ласточки-касатки. Они легко и свободно носились в воздухе, рикошетя  крылом по водной глади.
 
     – Гриша, давай после занятий заглянем на болото? Посмотрим чудо.
 
    – Что за чудо?

    – Это секрет.
 
    – Ну, секрет, так секрет.
Гриша знал, что Павлик ничего не расскажет, как его не спрашивай, поэтому и не донимал. Ребята старались идти по еле заметной тропе с сухой травой, чтобы не намочить обувь – мелкие ручьи рассекали сеткой побережье. Ещё издали друзья увидели барсучью нору, возвышающуюся небольшим бугорком. Полосатые спины
      
беспокойных животных то пропадали на некоторое время в норе, то появлялись, держа в зубах пучок старой соломы. Одно взрослое животное даже встало на задние лапы и наблюдало за происходящим. Малыши же кувыркались и трепали друг друга за уши и хвост зубками, напоминая забавы щенят. Учуяв человека, животные мгновенно скрылись в норе.

    – Смотри, барсуки появились, а ведь они раньше жили за хутором. Зверьки нас обнаружили, у них отличный слух и обоняние, – прокомментировал появление  беспокойного хозяйства Павлик.
 
   – А, что это у них за  семейная суета?
 
   – Сейчас они чистят свой лабиринт после зимовки. Барсуки чистоплотные зверушки – у них даже имеется санузел, в отдельном ответвление. Вот они старую солому и убирают.
 
   – Смотри-ка, как люди. Знают гигиену.
 
  – Вообще они ночные животные, редко днём выходят. Я по телеку видел передачу. Нам, просто повезло увидеть эту сцену.
 
   – Павлик, а ты ходячая энциклопедия! Тебе надо в школе, вместо Анны Степановны, биологию преподавать.



продолжение следует