Обо всём понемногу 33

Наталья Иванова 26
Мысли о Боге то уходят, то опять приходят. Прочитала одну интересную статью об эксодусе – исходе евреев из Египта, вернее, о фильме, снятому по этому сюжету.

Когда Моисей стоял перед горящим кустом терновника и вопрошал голос, обращавшийся к нему: «Кто ты?», то слышал в ответ: «Я тот, кто я есть».

Известный, казалось бы, сюжет. Но лингвисты недавно выяснили, что Голос говорит не в настоящем времени, а в будующем, в футуруме. То есть, Голос говорит: «Я буду тем, кем я буду».

Мог ли Голос говорить в настоящем времени? Может ли Бог говорить в настоящем времени? Бог существует в вечности, не во времени. На первый взгляд, вечность – это нечто состоявшееся, неизменяемое. Ведь если что-то меняется, то только во времени.

Но вот Бог говорит, что Он не состоялся, что Он находится в постоянном изменении и чтобы состояться, Ему нужен человек.

Вечность – это не застывшее состояние? Не только время – река, но и вечность? Чем же они отличаются друг от друга? Содержанием. Содержимое времени – человек, содержимое вечности – Бог.

Человек придумал себе «якоря», чтобы удержаться во времени. Человека можно спросить: «Кто ты?», - и   он ответит в настоящем времени: «Меня зовут так-то и так-то. Я тот-то по профессии. Мне столько-то лет». Всё это наивные попытки удержаться во времени, преодолеть бессмертие, то есть, избежать смерти. Потому что задача человека – прожить жизнь. Поэтому он и боится смерти.

У Бога нет этих «якорей». У Него нет возраста. Человек измеряет время годами, чем Богу измерять время да и зачем, если он живёт не во времени? У Бога нет имени. Потому что изречённое слово – ложь, хоть в чём-то,   а Бог – совершенен.

Имя Бога было бы ложью хотя бы только по звучанию, потому что было бы нам непонятно.

Но Богу нужен человек, чтобы состояться. Чтобы попытаться состояться, не в реке времени, а в потоке вечности.

И ещё: несостоявшееся существо всегда страдает. Бог предстал перед  Моисеем в образе горящего колючего кустарника: «Неужели ты не видишь, как я страдаю?»

И Моисея увлекло потоком – то ли времени, то ли вечности. Он ушёл из царских покоев в пустыню. Он повёл свой народ из рабства – навстречу свободе. Каким-то чудом он постиг мудрость Бога – в изменении смысл. Смысл ли времени,  смысл ли вечности.