Главное в жизни - оптимизм

Валентина Томашевская
Николай Айрих : Главное в жизни – оптимизм

Николай Айрих живет в Германии более 20 лет, поздний преселенец. Немало в свой жизни пережил, сделал, основал. В послужном списке Aйриха стройки, которые велись в Кемеровской, Запорожской и Иркутской областях; преподавательская и административная работа в Алтайском государственном техническом университете им. Ползунова. Помимо основной работы всегда занимался общественной деятельностью. В 2002 году Николай Айрих с семьей переселился на родину предков, в Германию, и обосновался в Дармштадте. Организаторский опыт оказался востребован и здесь. В 2003 году Николая Айриха избрали председателем городского культурного центра русскоязычных дармштадтцев. В 2005 году он основал Рахманиновское общество в Германии. Женат, у него четверо детей. Жена Николая, Елена Айрих (урожденная Гроза), преподаватель по классу фортепиано и концертирующая пианистка.

.  Николай, расскажите, пожалуйста о себе, о своих корнях, о своем жизненном пути.
Я родился 12 сентября 1947 года в семье российских немцев в  селе Овчинниково Косихинского района Алтайского края.  Отец Капар Христьянович Айрих работал в колхозе трактористом, а мать Екатерина Христьяновна Айрих (урожденная Шмальц) воспитывала детей и работала разнорабочей.  Кроме меня, у родителей было еще восемь детей. Родители с детства приучили меня к труду: доил коров, пахал на тракторе и работал на комбайне.
В 1966 году я окончил 11 классов  Налобихинской средней школы и поступил учиться на стройфак Алтайского политехнического института. В 1972 году защитил диплом по специальности инженер-строитель промышленного и гражданского строительства. В 2000 году защитил диплом по специальности «бизнес-тренер».
В 1969 году начал свою трудовую деятельность в строительном управлении треста «Кемеровопромстрой». Сначала работал плотником-бетонщиком, а затем в течение семи  лет прошел все этапы строительной иерархии от мастера до главного инженера треста.  В 1976 году был назначен на должность директора объединения по сельскому строительству.
В январе 1979 года, после 4-х месячного лечения в больнице (автомобильная авария), по рекомендации врачей переехал в Запорожье, где работал главным инженером завода железобетонных изделий. Затем был переведен в Бердянск, где работал сначала главным инженером строительного управления, а затем и  начальником строительного управления.
В 1983 году получил приглашение на работу в БратскГЭСстрое в городе Братск. Отработал там четыре года, сначала главным инженером строительного управления, потом главным инженером треста и затем заместителем начальника комбината по строительству «Братскжелезобетон». По истечению срока договора вернулся в Бердянск.
В 1990 году проходил строительную стажировку в крупной строительной организации «Хайткамп» в городе Херне, Германия. В 1991 году основал в Бердянске многоотраслевой концерн «Айберд ЛТД», президентом которого был в течении 8 лет.
В 1998 году переехал на Алтай. У меня, к тому времени, уже были отправлены документы на ПМЖ в Германию и поэтому хотелось пожить немного рядом с родителями. Сначала я работал в должности технического директора одной из фирм,  а в январе 2000 года был назначен директром строительной фирмы «ФСК Глобус».  После перенесенного инфаркта (август 2000 года) перевелся на работу в Алтайский государственный технический университет имени Ползунова, где работал старшим научным сотрудником и доцентом одной из кафедр (преподавал экономику), а также являлся заместителем декана строительного факультета по экономике.
В октябре 2002 года выехал на постоянное место жительства в Германию C 2003 года по 2007 год работал менеджером в фирме Menz GmbH. C 2010 года на пенсии.

По рождения я российский немец. Мои родители родились на Волге. Предки мои поселились там в далеком 1767 году. По отцовкой линии Каспар Айрих (Kaspar Eurich) выехал на Волгу из селения Лаутербах, Гессен/Германия, а по маминой линии Иосиф Шмальц (Ioseph Schmalz) выехал на Волгу из селения Каппль, Австрия. По настоящему заниматься вопросами российских немцев я начал в начале 80-х годов. Так уж получилось, что именно я стал основателем общества немцев Украины «Видергебурт». Написал несколько книг о российских немцах.

- Расскажите о  международном Рахманиновском обществе. Вспомните яркие моменты, концерты...
Первое официальное мероприятие Рахманиновское общество состоялось 31 марта 2006 года.  Был проведен Благотворительный концерт  с участием членов общества.
Самым ярким моментом является проведение первого Международного конкурса юных пианистов в 2008 году в Дармштадте. Сразу скажу, было много «поводных камней», и мне как председателю оргкомитета пришлось изрядно потрудиться. Конкуренция на конкурсах была всегда очень высокой и Дмитрий Маслеев (Москва), будующий победитель конкурса имени Чайковского, занял на нашем конкурсе ы 2010 году только третье место.
За 15  лет деятельности Рахманиновское общество провело 236 мероприятий, в том числе:  168 концертов, пятнадцать Международных мастер-классов для юных пианистов, пять Международных конкурса юных пианистов имени С. В. Рахманинова,
три Международных конкурса композиторов, 30 выставок, 15 лекций и презентаций.
На наших концертах выступали всемирно известные пианисты: Андрей Иванович (Санк-Петербург), Мария Ким (победитель 12 Международных конкурсов), Денис Прощаев, Амир Тебенихин, Вольфганг Манц, Григорий Грузман, Беатриса Бертхольд и так далее.  Хочу отметить, что на концертах играли также и молодые пианисты, том числе и все призеры конкурсов.

- Жизнь- это встречи с людьми. О ком бы вам хотелось вспомнить, рассказать?
Это очень объемный вопрос. Мне пришлось встречаться  с большим количеством интересных личностей и поэтому сложно коротко ответить на этот вопрос. Это материал на отдельную статью.
Нашу Налобихинскую среднюю школу закончил космонавт Герман Степанович Титов и мне пришлось несколько раз встретиться с ним, когда он посещал нашу школу. У меня сохранилась одна групповая фотография с ним за  1965 год.  Хотелось бы также отметить его отца, Степана Павловича  Титова, учителя по образованию. Прекрасный музыкант, учился  в Московской консерватории. Знал несколько инностранных языков, увлекался языком эсперанто и часто выезжал за границу на конференции и симпозиумы.
В Кемерово я жил десять лет, с 1969 года по 1978 год, и по работе мне приходилось общаться со многими чиновниками разных рангов. Одного из них, который оказал участие в моей судьбе, хотелось бы отметить. Свой трудовой путь я начал плотником-бетонщиком в СУ-4 треста «Промстрой», где начальником был в то время Бакатин Вадим Викторович. Так уж получилось, что в дальнейшем мы с Вадимом Викторовичем часто встречались и, можно сказать, что он принимал определенное участие в моей  карьере. Со временем он был избран секретарем Кемеровского обкома партии, а затем был переведен в центральный аппарат ЦК КПСС. 
Последний раз я встретился с ним в январе 1990 года в Москве. Зная о нашем давнем знакомстве, мне, члену Совета Всесоюзного общества российских немцев, поручили встретиться с Бакатиным, который в то время являлся Министром Внутренних дел СССР. Темой встречи должен был быть вопрос притеснения немцев  в Средней Азии. После собеседования с рядом генералов, наша встреча состоялась. Когда я вошел в к Бакатину кабинет, то он обратился ко мне со словами «Ну, здравствуй интелигент плотник-бетонщик»! Я был очень удивлен, что он помнил нашу первую встречу в далеком 1972 году.
На Украине я прожил 16 лет и за это время мне приходилось общатья с большим количеством известных личностей. Отмечу одного. В начале июня 1989 года, когда я начал заниматься организацией общества немцев Украины, мне пришлось познакомиться с  Леонидом Макаровичем Кравчуком, заведующим идеологическим отделом ЦК КПУ. Решать такой вопрос без одобрения парторганов не представлялось тогда возможным. В дальнейшем мне часто приходилось встречаться с ним, но уже качестве секретаря ЦК по идеологии и Президента Украины. С 2005 года по 2010 год несколько раз встречался с ним в Германии.
С рядом интересных личностей я познакомился и в Германии. В первую очередь, это Министр юстиции Германии Бригитта Циприс, без её помощи я не смог бы провести Первый Международный конкурс юных пианистов. Хочу особо отметить Генконсулов РФ во Франкфурте на Майне Липаева  Владимира Георгиевича и Карсанова Руслана Казбековича, которые оказали неоценимую поддержку и помощь в проведении 2-го и 3-го Международных конкурсов пианистов.
Не могу также не отметить поддержку и помощь Генконсулов РФ в Бонне Шмагина Евгения Алексеевича и Седых Владимира Васильевича. В прекрасном концертном зале Генконсульства РФ в Бонне я провел около десяти благотворительных Гала-концертов с участием замечательных музыкантов.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших увлечениях.  Что поддерживает вас, как говорится, на плаву?
- О музыке. К музыке не равнодушен с детства. Я родился и жил в маленьком селе и поэтому получить какое то музобразование не представлялось возможным. Самостоятельно научился немного играть на гармони и бояне. По настоящему стал любителем классической музыки в 1975 году, когда посмотрел оперу «Аида» Джузеппе Верди. В течении 4 лет часто бывал в командировках в Москве и всегда посещал постановки Большого театра, театра Музыкальной комедии и концерты классической музыки. Так уж сложилось, что моя супруга Елена закончила консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано.
О любимых книгах, писателях.
Если совсем коротко, то скажу, что в свое время я прочитал практически все, что имелось в нашей сельской библиотеке. Читал взапой, как русскую, так и зарубежную классику: Джона Голсуорси, Густава Флобер, Томаса Манна, де Мапассана и так далее. Интересно было познать другой мир. В 16 лет читать уже было нечего. С 8 класса увлекся поэзией: Блок, Тютчев, Пушкин, Лермантов, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Гумилев и т. д. Даже сам стал пописывать, в 9 классе даже написал сочинение в стихах. Потом пришло время большого спорта, читал мало. Последние 20 лет читал только о музыкантах: Бахе, Бетховене, Листе, Шуберте, Шопене, Чайковском, Рахманинове и т.д. Прочитал также много книг о художниках, в основном зарубежных: Рембрант, Ван Гог, Сезан, Веласкес, Микеланджело. Есть кое что по искусству и музыке в моей библиотечке в Дармштадте. В Германию привезли только всю имеющуюся литературу по шахматам, исскуству, музыке и ноты.
- О спорте.
По настоящему спортом начал заниматься с 16 лет. В 1965 году выполнил 1 разряд на сто метров. В институте занимался легкой атлетикой под руководством высококлассного тренера, Петухова Юрия Ивановича. Норматив мастера спорта выполнил осенью 1967 года.
В 1981 году выполнил норматив мастера спорта по многоборью ГТО. Активным спортом занималься до 40 лет. Выступал также на соревнованиях по лыжным гонкам, пулевой стрельбе и шахматам. По этим видам спорта являлся кандидатом в мастера спорта. Не могу сказать, что был фанатиком, просто, видимо,были определенные данные от рождения, да и к тренировкам относился ответственно.

- Чем вы заниматесь в настоящее время?
В стадии завершения книга «История села Овчинниково Косихинского района Алтайского края».  Над ней я работал в течении последних четырех лет и состоит она из семи томов.

- И последний вопрос. Что для вас является главным в жизни?
Для меня движущей силой является оптимизм. Так как оптимизм - это вера в положительный и желаемый исход событий. Он помогал мне преодолевать возникающие трудности, а было их у меня предостаточно, и достигать поставленных целей.