2 О трудовых династиях - продолжение

Галина Александровна Романова
ОТЕЦ И СЫН РАБОТАЮТ РЯДОМ
Максим Михайлович и Михаил Львович Богомоловы

Не так часто в наше время отец-рабочий хочет, чтобы его единственный сын, да ещё имеющий высшее гуманитарное образование, трудился на заводе рабочим. А вот слесарь-инструментальщик Михаил Львович Богомолов, отработавший на Балашихинском литейно-механическом заводе более 50 лет, награждённый за многолетнюю плодотворную работу в авиационной промышленности и высокий профессионализм медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, привёл 9 лет назад на завод и своего сына. Максим, а теперь – Максим Михайлович, Богомолов тоже стал слесарем-инструментальщиком. Отец и сын работают рядом в высокотехнологичном производстве. С ними, уважаемыми на БЛМЗ людьми, разговаривать интересно: каждый – личность. Рассказ о них – это рассказ и о востребованной профессии, и о людях труда.

Старший из Богомоловых, уроженец посёлка Акатово Балашихинского района Московской области, был направлен на БЛМЗ отделом несовершеннолетних при Исполкоме Балашихинского городского Совета депутатов трудящихся в 1965 году, когда ему не было и 16 лет. В тот год устраиваться на завод пришло 400 человек молодёжи, а взяли только 13. Остальных направили в ПТУ. «Учитывались и родственные связи, – пояснил Михаил Львович. – Мои родители себя на БЛМЗ хорошо зарекомендовали, вот меня и взяли трудовую династию продолжать. Мать моя Мария Кузьминична Горшкова работала на БЛМЗ с 1942 года, сюда же пришёл в 1947 году, после войны и службы на Дальнем Востоке, и мой отец Лев Фёдорович Богомолов».
Карьера рабочего… Какая она? Да и можно ли говорить о карьере применительно к рабочему человеку? Судите сами. Михаил начинал учеником слесаря в группе подготовки производства, потом стал слесарем-инструментальщиком 2 разряда, в 1967 году получил 3 разряд, в 1968 – 4, в 1970 - 6, в 1977 – 7 разряд слесаря по ремонту оборудования. Так и остался слесарем наивысшего разряда до сих пор. Карьера?

Сын, который уже имеет тоже высокий разряд, комментирует их с отцом выбор эпизодом из фильма «Москва слезам не верит». Помните, как там академики и доктора наук говорят о Гоше, Георгии Ивановиче, роль которого исполняет Алексей Баталов? «Слесарь с большой буквы С». «Его руки на вид – обычные человеческие руки. Это только на вид. Это золотые руки!» А вот как объясняет свой трудовой выбор сам герой фильма: «Не все хотят быть рабочими. Я предпочитаю делать то, что люблю, а не то, что модно, престижно…». И дальше о своём рабочем месте: «Прихожу, потому что там начинает крутиться то, что раньше не крутилось». А вот и мнение одного из наших героев – младшего Богомолова: «Сейчас многие хотят в белых рубашках ходить. «Белыми воротничками» быть. А я доволен, что прислушался к отцу! Диплом о высшем образовании? Диплом – моей рабочей профессии не помеха».
      
Богомолов-отец поясняет:
– Мне хотелось, чтобы сын имел высшее образование. У меня самого с образованием была, сознаюсь, чехарда. После 8 класса поступил я в техникум, но с преподавателем русского языка произошёл конфликт из-за чтения детектива на уроке, и я ушёл из дневного техникума в вечерний. А там опять с учительницей русского и литературы спор получился. Она сказала на уроке: «Каждый человек должен знать наизусть «Евгения Онегина», хотя бы первую главу». Я встал и так гордо: «Мы, между прочим, работаем». Опять конфликт. Молодым, горячим был… Директор техникума всё урегулировал, а тут в армию надо идти. Вот и не выучился. Вернулся, окончил школу рабочей молодёжи. Спасибо, её директор Сергей Васильевич Храпчевский заставил, нажал на меня! Потом я поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, но отучился только первый семестр и вернулся на завод.

Увлёкшись, Михаил Львович продолжает дальше:
– На заводе всё сложилось. Может, потому, что решил: «Буду лучшим из рабочих». Я не пил, рабочую науку осваивал и усваивал. Несколько раз становился победителем соревнования на звание «Лучший рабочий» на заводе, потом в районе, потом в области. Мне всегда ставили высокие баллы и по теории. Наставником моим был Алексей Фёдорович Иконописцев, в то время заместитель начальника цеха, а потом – начальник механического производства. Начальником цеха был Александр Иванович Филиппов – будущий главный инженер. За молодёжью очень следили, помогали, направляли. Свой завод я любил всегда. С первого дня, как пришёл. Попал, помню, за проходную, на территорию завода, 1 сентября 1965 года. Яблони, груши растут, красота везде. А люди какие! Например, Иван Филиппович Вареничев. Отличный человек! Подскажет. Поможет. Его дочь Татьяна Чикина в Центральной заводской лаборатории работает, всю жизнь – лаборантом химического анализа. Вспоминаются Константин Константинович Горохов, Иван Васильевич Ушаков, мой товарищ, рабочий. Нас готовили здесь же, на заводе, в отделе подготовки кадров, которым руководил Иван Иванович Рыжков.

Вначале я делал мерительный инструмент, потом стал делать штампы. Отслужив в армии, пришёл, конечно же, на завод. Встретил мастера участка штампов Николая Константиновича Лазутина. Он: «Миша, только ко мне!» Приятно, что ждали меня. Потом уже и мне стали поручать ребят из ПТУ. Люблю молодёжь учить! Никогда ничего не утаиваю, всё рассказываю, показываю. Привёл к нам наш рабочий Анатолий Ильич Меркулов своего 15-летнего сына, передал мне в руки. Да… вот такой слесарь получился из парня! (Показывает поднятый вверх большой палец). Специалист – душа радуется! С гордостью о нём говорю! Работает и сейчас. Рядом с моим сыном. Отличные рабочие!

Отец и сын сейчас производят ремонт технологической оснастки: сверлильных головок, кулачков к станкам с ЧПУ. Бывает, резьбы нарезают, черновую токарную обработку делают, фрезерование деталей для основной заводской продукции – авиационных колёс.

Максим Владимирович Огурцов, директор высокотехнологичного производства, так говорит о Богомоловых, а попутно – и обо всех рабочих кадрах:
– В руках Богомоловых и тех, кто работает с ними рядом, подготовка производства, с них всё начинается. Безупречные профессиональные навыки позволяют справляться с любой работой. Пока всё-таки «мозги» – отец, «руки» – сын. Я пришёл полтора года назад на БЛМЗ и обратил внимание, что в основном в высокотехнологичном производстве и среди слесарей-инструментальщиков работает молодёжь. В настоящее время костяк, на который можно опираться, есть, ключевые точки кадрами обеспечены. Но кадры нужны, пока ещё нельзя остаться без ветеранов, т.к. нет необходимого количества подготовленных молодых рабочих. Хотя сейчас много иногородних рабочих, считаю, что лучше опираться на местные кадры, чтобы не было большой текучести.

Такими местными кадрами являются и Богомоловы. Рассказали отец и сын, что иногда им поручают необычные интересные работы. Например, забраковали как-то по геометрии партию барабанов для авиационных колёс. Стали с Михаилом Львовичем советоваться, в чём причина брака. Так ведь он разобрался. Оказалось, что детали-то годные. Это скоба мерительная для размера 463+0,12 мм неправильно сделана. Восстановили её – и порядок! Квалификация!

Михаил Львович поясняет: «Проблема сначала решается в голове, которая человеку рабочему очень нужна. Это только говорится «рабочие руки», а они без головы не смогут сделать то, что надо, и как надо. Надо, естественно, уметь чертежи читать хорошо». У старшего Богомолова всегда масса рацпредложений и даже изобретений была совместно с технологами. Всегда были в запасе идеи, которые он любил воплощать в жизнь. Любил помочь инженерам внедрить задумку. Таким примером может быть создание цилиндра двойного действия для токарного станка, предназначенного для того, чтобы кольцевые детали за один установ обтачивать. Идея принадлежала Владимиру Матвеевичу Маханьку, а довёл её в металле Михаил Львович Богомолов. До сих пор это изобретение работает! А вот ещё интереснейшая работа – магниевые литые колёса для мотоцикла «Yamaha». Об этом рассказывает, а получается это у него очень интересно, сам М.Л. Богомолов:

– В Лос-Анджелесе был завод по выпуску таких колёс. Американские экологи его закрыли, и японская фирма стала искать нового изготовителя. Сделала пилотный заказ – 50 колёс в Китай и 50 нашему заводу. 23 сентября 1998 года (ну и память!) было принято решение изготовить и поставить эту партию, а 7 ноября 50 колёс были готовы к отправке на испытания. Приятно осознавать, что я был участником этой работы! Из 50 колёс 49 выдержали испытания, а в китайской партии, кстати, только 2 из 50, американцы же выпускали 70% годных. Результат впечатлил японскую фирму. Работать с её специалистами было приятно: оперативно решали все вопросы. Был такой эпизод: в колёсах поставленной партии обнаружились по два «лишних» отверстия в каждом колесе. Оказалось, что это в японском чертеже, подготовленном для БЛМЗ, отверстий не предусмотрели, а на самом деле они были нужны. Японцы моментально внесли изменение в чертёж. Общались оперативно, по факсу.

Награждение Михаила Львовича Богомолова медалью пришлось как раз на трудный перестроечный период. В экстремальной обстановке освоения новых заказов, поиска новых видов продукции такие рабочие стали особенно важны. Выдвинул слесаря на награждение Вячеслав Николаевич Мозгов – человек, о котором надо говорить особо, не случайно его до сих пор вспоминают на заводе с большим уважением. Это подчеркнул и Михаил Львович. При этом он вспомнил, как ему самому однажды сказали: «Раз Богомолов здесь, можно быть спокойными: он сделает всё». Рабочий человек делает и свои оценки всему, в том числе и своим руководителям:

– Замечают рабочего – это приятно. Когда руководитель замечает рабочего, ценит его, это как дополнительный бонус, говоря современным языком. Мне нравился за последние годы Владимир Васильевич Дряблов, руководивший высокотехнологичным производством. Отлично умел работать с коллективом. Проводил утренние пятиминутки. За счёт организации труда повышал производительность и нас учил. Написал нам число 35% мелом на щите. Спрашивает: «Что это такое?» Оказывается, это у нас, слесарей, столько уходит рабочего времени непосредственно на изготовление деталей. Остальное – вспомогательное. Поставил задачу сокращать время на наладку, подготовку. И ведь сократили! Вместо 35% основное технологическое время стало 65%! Он замечал всё. Мне как-то, проходя мимо шлифовального станка, бросил: «Камешки заменить бы надо». Я заменил сразу. Через день идёт, проверяет: «Заменил? Спасибо!»

Михаил Иванович Архипов, заместитель директора по производству универсальной механической обработки вот так коротко высказывает своё мнение о Михаиле Львовиче:
– Когда требуется какая-нибудь информация, теперь говорят: «В Интернете найди». Мы, когда не знаем, как сделать, говорим: «У Богомолова спроси». Он просто «ходячий справочник» по ремонту всей оснастки. Это универсал, работающий практически на всех станках. Да и на прессовом оборудовании. А ещё – отдельное спасибо ему за воспитание двух молодых слесарей – Максима Богомолова и Олега Меркулова.

За трудовую жизнь у Михаила Львовича накопилось много впечатлений, сложилось много человеческих связей. Сын Максим в отношениях с людьми похож на отца. Оглядевшись немного в первые дни прихода на БЛМЗ, сказал отцу, как бальзам на душу пролил: «Старые рабочие, ветераны – замечательные люди». И действительно, они по-отечески принимают молодёжь. Богомолов-отец развил эту мысль так:
– Я бы и сам сказал, отвечая на вопрос «Почему так люблю завод?», что мне очень нравится замечательный рабочий коллектив, в котором работаю всю жизнь. Поддержат, помогут. И не только по производственным делам. Люди, с которыми работаешь, притягивают тебя к заводу, держат здесь. Валентина Михайловна Козлова, фрезеровщица, спросит при встрече: «Как здоровье?». Надежда Константиновна Карлина, комплектовщик изделий, «золотая женщина», как я называю её, поинтересуется: «Давно внука видел?» Это люди, с которыми можно не только работать, но и дружить.

Максим Богомолов подтверждает:
– Здесь у нас коллектив великолепный. Отцу спасибо. Олегу Меркулову. Всему учился от них здесь, на месте. Как-то встретил Людмилу Алексеевну Златовскую, своего педагога по психологии из Военно-технического университета, который окончил заочно. Она спрашивает: «Ты всё на БЛМЗ работаешь?» Ответил: «Работаю, получаю удовольствие». Мне приятно, когда в цех кто-то приходит и ищет Богомолова, а его спрашивают: «Какого Богомолова – старшего, младшего?» Мы работаем в содружестве с конструкторами. Понимаем, что лучше посовещаться вначале, а потом уже приступить к исполнению. Находим лучший вариант, правильное решение. Отец, когда звал меня на завод, говорил: «Нужны молодые с желанием». Это я теперь понимаю, что желание надо формировать. Я даже теперь жалею, что в технический ВУЗ не пошел, но вот освоил и чертежи, и всё прочее на практике. Чувствуешь себя человеком, потому что можешь такую технику делать. Иногда жене хвастаюсь: «Вон-вон мои колёса полетели».

Мы помогаем стране выполнять оборонные и политические задачи. Слова политиков могут мало стоить, если за спиной нет людей, которые делают своими руками реальное обеспечение политики. Мне нравится, что мы показываем свою силу, проводим свою линию. Рейтинг Путина зашкаливает – это наша гордость. Наш труд и рейтинг президента взаимосвязаны. Надо понимать это.

Конфликтов с отцом у нас нет. Мозги у него сильные. Он соображает не только в технике, но и в политике, и по государственным вопросам имеет своё мнение. Сейчас ответственности у человека больше требуется за свою судьбу. Надо, чтобы человек сам стремился делать карьеру, свою жизнь, иметь высокую производительность труда. Задача менеджеров стимулировать это организацией труда и финансово. Показывать надо рабочих по ТВ, больше в прессе писать о важности труда рабочих. Мир материален! Мы же пока не можем, например, телепортироваться из одного места в другое. Надо перевозить – вот и нужно делать технику. Нужны ПТУ с рабочими профессиями. Местные кадры нужны, на них надо делать ставку. Я держусь за моё рабочее место! Хочу здесь работать! При этом «узколобыми» наши люди не хотят быть, мы хотим быть многогранными, мыслящими. Среди рабочих много интересных людей. Не хотим мы отформатироваться под Запад. Чувства у нас разные, интересы. Нет там широкой души нашей, и хочется её сохранить.

Так о своей профессии слесаря, о трудовой жизни, о коллегах, о взглядах на жизнь рассказывают представители трудовой династии Богомоловых – Михаил Львович и Максим Михайлович. Всё ясно и чётко. Понимаешь: они и такие, как они, – гордость завода, города, страны. Без таких людей крутиться ничего не будет, разве что ветряные мельницы.