СКАЗ ПРО КОТА

Игорь Ходаков
СКАЗ ПРО КОТА
Черный кот мне на Святки как-то раз повстречался
Кто-то плечами пожмет: мол, ну и что?
И что в нем такого увидеть ты размечтался?
Сейчас расскажу про кота и про то:


Что сглаз на собаку, чахотка на кошку –
Так предки вещали, от порчи нося оберег,
То было всерьез  для них и не понарошку,
А кот взял и в полночь на печку прибег.

Водою кота облить жутко боялись,
Считали, что после от чахотки помрешь,
А снег видя первый, порою смеялись:
– Ну разве ж его кошачьим ты не назовешь?!

Ведь  Дмитриев день, – старики объясняли,
Поэтому так первый снег и зовем,
– Второй, слышь, собачьим всегда величали.
Один дед поведал мне в доме своем.

– Господь наказал, – дальше слушаю сказ –
К хлебам без почтения мы отнеслись,
Вздыхает хозяин, – Но в год тот зараз
Одним колоском лишь всего обошлись!


– А как так случилось? – спросил я его,
– Царицу Небесную – крестится дед,
–  Наш кот умолил; и  с года того,
Он первым лепешку получает  в обед.

Кот ластится к деду, у ног лечь желает,
– Кого кошки любят, тот счастлив, –
Хозяин за чаем с улыбкой  вещает,
– В целенье недугов кот также участлив.

Но спать с этим зверем, нельзя мне,  поверь,
Нарушишь запрет тот и станешь хворать.
При этом я слышу, как скрипнула дверь,
Ее кот открыл сам и убыл на стужу гулять.

–  А коли – спросил  я – нарушить запрет?
–Лягушки тогда в волосах заведутся,
– Нахмуривши брови, ответил мне дед –
Иль нудные мошки в седины взберутся.

На лошади ты кота не катай.
– А коль покатаю? – Начнет лошадь сохнуть,
И превратится конюшня  в сарай,
–  А лошадь? –  Она может сдохнуть.

Поежился малость, – мне жалко коня.
Дед чаю на печке еще вскипятил.
И смотрит внимательно он на меня,
Ждет: что бы еще у него  я спросил.

– А кошка откуда на свете взялась?
– Из рукавицы, – я слышу в ответ,
– Что брошена Богом, она соткалась.
При этих словах снова крестится дед.

– Вот Ноев ковчег, – ты слыхал о таком?
–  Слыхал, – из блюдца я чай отпивая киваю.
– Так вот, он спасен был все тем же котом.
– Как так? Об этом-то я ничего и не знаю.

– Чему в анститутах вас учат? –  дивится старик.
– Дыру, что в ковчеге проделала мышь,
Под видом которой в ковчег  враг проник,
Закрыл кот хвостом и спас так всех, слышь.

–  А что же та мышь? – пытаю хозяина я своего.
–  Ее кот наш съел, но с тех пор и до дня сего
Считают нечистым животным его.
Я  даже вздохнул: вот коту каково?

– Но кот может видеть и домового.
Негромко, косясь на иконы, вещает старик.
– А как он сподобился дара такого?
Тут кот – ниоткуда?  – на  печке возник.

Вместо ответа на шепот вдруг дед перешел:
– Коль в доме покойник на лавке лежит,
Смотри, чтобы кот из сеней не пришел.
–  А что будет, ежели все ж забежит?

Покойнику что, он-то смирно лежит.
– Эх, неуч ты – сердится шепотом дед,
– Через гроб перепрыгнет кот и убежит.
А нам остается ждать потом бед.

Вампиром так стал мой покойный сосед.
Я ежусь со слов таких и в общем боюсь.
Вот снова на угол, что красный, крестится дед,
А я на кота с подозреньем кошусь.

– Еще вот, слыхал, – быстро тему меняю,
Будто в землю зарытый клад кот охраняет.
– Да, – старик улыбнулся – о том и я знаю.
И вижу, что новую тему он одобряет.

– Тот кот земляным среди нас называется,
Зарытый разбойниками клад стережет.
И каждый в деревне по молодости так забавляется:
На поиски клада в лес ночью бредет.
 
А черная  кошка, ты знаешь, ведь дом стережет,
С черной собакой и с черным еще петухом,
–  Надо ж, не едал, что каждый из них избу бережет.
 И вспомнил я пса с выдранным  шерсти клоком.

Старик словно мысли мои прочитал:
– Волк прошлой  зимой так его угостил,
Пес во дворе зверя рночью застал,
И каждый раскрасил кровью снега настил.

Смеркается,  в дом заглянула луна,
И видно как снег во дворе серебрит,
Наслушался я про кота не сполна,
Но совесть домой собираться велит.

Старик провожает, телогрейку накинув,
И печку он на ночь решил протопить,
Кот спрыгнул с нее, что-то там опрокинув,
Чайку зовет снова, будет  время, попить.

Иллюстрация мордовского художника Юрия Дурынина










7 – 19  января 2023 года. Чкаловский