Сашка. Наоборот

Юрий Ушев
    По окончанию школы мы вместе с аттестатом зрелости получили рабочую квалификацию - мальчишки стали слесарями второго разряда по ремонту тепловозов. Где учились девочки, я не знаю или забыл.   
    В одиннадцатом классе два раза в неделю мы работали в учебных мастерских  железнодорожного училища и цехах тепловозного депо. И училище и депо находились за вокзалом, в конце улицы, на которой стояла наша школа.
   
    На уроки труда, которые начинались после обеда,  ходили большой группой, само собой не строем. Возле депо и училища приходилось перешагивать через многочисленные рельсы. Было весело соревноваться,  кто дальше пройдет по узкой блестящей стальной дорожке.
    Мы всегда шли с Сашей. Идти вместе было не скучно - всегда находились темы для разговоров. И это нам доставляло большое удовольствие. Вот почему Саша мой друг детства.

    На сегодняшний взгляд это было хорошее образование. Мы научились работать с металлом. Помню, как обтачивали и полировали до блеска ручные тиски.
    Сначала это были черные отливки, потом в наших руках они превращались в полированные изделия, не хуже импортных. У нас был план - сколько тисков изготовить за день.
 
    У каждого было рабочее место, огороженное сеткой, чтобы можно было срубать зубилом лишнее в металле и не поранить товарища.
    Сашка точил большим напильником за соседним верстаком. Мне почему-то было его жалко, у него такая худая длинная шея и сам он худой и длинный, склонялся над железкой.
    У меня самого была длинная шея, такая, что я ее стеснялся и старался повернуть голову вбок, когда разговаривал, так шея казалась толще.

    Особенно интересно было в топливном цехе, где нам доверяли ремонтировать форсунки. Мы пастой ГОИ шлифовали плунжера. Нас проверяло ОТК и, как правило, принимало работу.

    Ходили мы и ремонтировать тепловозы – это так называлось. Хорошо, если пошлют внутрь к огромному двигателю, где прикручиваешь, что покажут. Здесь я раз прокололся – прикручивал форсунку и сорвал резьбу, ведь крышка двигателя была из толстого, но мягкого алюминия.
    Я слегка покраснел и двинулся, было дальше, но мастер заметил, однако не стал ругать. Нужно было снова нарезать резьбу.  Сейчас я знаю, что есть ключи с регулируемой силой затяжки – чуть больше приложишь силу, ключ прокручивается. Нам таких не давали.

    На крыше тепловоза тоже были работы. Однажды мастер попросил меня спуститься вниз, принести пассатижи, но не тут-то было. Нет, дядя, сказал я, нас не проведешь – патиссоны это такие овощи, как маленькие дыни. Все вокруг смеялись - оказывается пассатижи, это плоскогубцы.

    Почему я был настороже – мы знали байку, когда вот так же попросили нашего брата принести на крышу ведро колесных пар. Дали ведро и сказали, в какой цех идти.
    Товарищ пришел с ведром в цех, где ему объяснили, что колесная пара весит почти полторы тонны. Работяги от души смеялись, и хвалили своих находчивых товарищей на крыше.

    Самая неприятная работа была под тепловозом, там почему-то работали, в основном, женщины. Перед ремонтом тепловоз очищали скребками от черного  жира, почти сантиметровой толщины. И это мы делали целый день.  Роба была потом черная, мы ее оставляли в цехе. Лица и руки тоже были грязными. После работы шли под горячий душ и мылись мочалками с мылом.

    Это давало закалку характеру и могло дать нужное направление жизни.

    ПОЯСНЮ.

    Напротив нашего дома жили дядя Гриша с тетей Катей. Дядя Гриша был завхозом Железнодорожного училища.
    Как-то весной они с папой стояли посреди улицы и о чем-то разговаривали, может быть о детях. Я как раз проходил мимо, дядя Гриша остановил меня и сказал:
    «А вот Юру я устрою в тепловозное депо - он в этом году оканчивает школу и разряд слесаря есть».
   
    Я подумал немного, вспомнил все тепловозные дела, особенно грязную робу, и вежливо ответил:
    «Нет, я буду учиться».

    Наступило лето, мы получили аттестаты и удостоверения слесарей второго разряда по ремонту тепловозов.
    Но слесарями мы не захотели быть, а поступили НАОБОРОТ и стали подавать заявления в вузы – я подал в ТИРЭТ, Саша в Ташкентский Железнодорожный институт.  Витя Таратуто захотел учиться в физкультурном.

    Все лето я готовился в саду с утра до вечера, и поступил. Но это в другом рассказе «Экзамены». http://proza.ru/2023/01/17/1484

    Продолжение: http://proza.ru/2023/01/19/1929

    20.04.2022. Санкт-Петербург.

    Фотография из интернета.