Поворот

Александр Финогеев
Весеннее солнышко, неистово радуясь своему выходу из зимнего плена, весело раскидывало свои ласковые лучи на соскучившуюся по теплу землю. Птицы, ликуя и перекрикивая друг друга, вещали миру о приходе весны! По дорогам, искрясь и сверкая, беззаботно неслись ручьи. Тоненькие, свисающие до земли веточки ивы заметно позеленели, начали набухать почки сирени и березы, за городом пробивались первые подснежники. Все дышало счастьем и радостью, воскресая от долгих зимних ночей и лютого холода. И только огромный кряжистый дуб пребывал в забытьи, не решаясь никак восстать из глубокого сна.

Сквозь заклеенные газетами окна в классы школы врывалось тепло и дрема. Учителя и ученики пребывали в гипнотическом видении, не слыша друг друга.

Неожиданно и весьма жутко прохрипела школьная трансляция, и после традиционного отсчета: «Один, два, три» – раздался хриплый, прокуренный голос учителя физкультуры.

– Внимание, внимание! – просипел он. – Закончить урок и через пятнадцать минут всем собраться в конференц-зале. Повторяю: закончить урок и через пятнадцать минут всем собраться в конференц-зале!

Резко пробудившись, классы загудели подобно встревоженному рою пчел.
Ответов на вопросы, что произошло и зачем собирают, никто не знал, и это подогревало интригу, будоража у всех нервную систему.

– Весну хотят запретить и отменить каникулы! – прокричал Сережа Гололобов, ученик 9 класса, и школа задрожала от выплеснувшегося смеха.

– Ты бы так на уроке бойко отвечал, Гололобов, а не стоял бараном, не хлопал глазами да не шмыгал носом, – назидательно изрекла Ольга Михайловна, учительница математики. – Самым умным себя сейчас почувствовал?

– А чё, сказать ничё нельзя? Как что, так сразу Гололобов… Других нет? Вон Савенко…

– Разговоры прекратили! – скомандовала завуч. – Шагом марш! И не растягиваться!
В конференц-зале зачем-то горел свет, а на сцене был застелен зеленой скатертью стол, на котором стоял горшок с цветущей геранью, что создавало еще большую таинственность. Классные руководители сели рядом со своими учениками.

– У кого увижу телефоны в руках, отберу и отдам только на летних каникулах. Вы меня знаете!.. Рисковать не советую, – очень строго предупредила завуч. – И чтоб ни звука, ни шороха…

– А почему такая таинственность, зачем собрали? Сидим как дураки…

– Почему «как»?..

В зал энергично, широким армейским шагом вошла директор школы, Зоя Сергеевна Ковальчук, жена местного начальника милиции. Ее боялись как огня. За ней шел высокий, подтянутый, представительный мужчина с пышной шевелюрой седых волос, одетый в дорогой темно-синий костюм, белую рубашку и галстук.

Все встали. Гость направился к столу, а Зоя Сергеевна подошла к трибуне.
– Садитесь, – требовательно произнесла она. – Прошу тишины! Хочу всем напомнить о стремительном приближении летних каникул. А это значит, что отстающим в учебе требуется задуматься и подтянуть имеющиеся хвосты. Особо намереваюсь обратить внимание тех, кто сдает в этом году экзамены, и выпускникам школы. Требования на экзаменах к вашим знаниям возрастают, а значит, надо оставить в покое улицу и основательно сесть за учебники. Поверьте, времени на подготовку остается очень и очень мало, особенно у тех, кто намерен продолжать учиться дальше. Думаю, что вопросов по этому поводу ко мне нет.

Она натянуто улыбнулась ниточками губ и обвела прищуренными глазами притихшую аудиторию.

– Это хорошо, когда все всё понимают. А сейчас я хочу представить вам этого человека, гордость нашей школы и нашего поселка, – она подошла к столу и нагнулась к гостю. – Николай Владимирович Иванов, – почти прокричала Ковальчук, положив руку на плечо мужчины, – профессор, академик, член-корреспондент академии наук, лауреат многочисленных премий, ректор университета и, наконец, выпускник нашей школы, – ее губы снова широко растянулись, отчего она сразу стала походить на страшную сказочную героиню. – Кто у нас внимательный, тот наверняка видел и вспомнит фотографию, что в течение многих лет висит на нашей Доске почета. Это фотография Николая Владимировича, нашего золотого медалиста. Он по своим делам приехал на несколько дней на Родину и нашел время посетить свою родную школу, любезно согласившись встретиться с вами. Поприветствуем его!
Она неистово захлопала в ладоши, дети поддержали ее порыв. Никто не хотел оставлять у нее о себе плохую память. Это могло закончиться плохо и даже очень плохо.

Академик поднялся.

– Зоя Сергеевна, вы представили меня в таких красках, будто я прилетел к вам с другой планеты. Ребята, – посмотрел он в зал, – я обычный человек, как и вы, из той же плоти и крови. Но… упорство и труд сделали меня таким, каков я сейчас есть. Учитывая мой дефицит времени, я кратенько расскажу вам историю, которая сделала крутой поворот в моей жизни. А было так. В школу из-за болезни (краснуха со мной приключилась) я пошел с восьми лет и учиться абсолютно не хотел, улица была медом намазана. И что мама ни делала, ничего у нее не получалось. Я был высокий и крепкий мальчик, даже многие пятиклашки доходили мне до плеча… Как говорится: «Сила есть – ума не надо». Однажды поздней осенью отец вечером подошел ко мне и тихо сказал: «Коля, завтра в школу не ходи, пойдешь со мной в шахту». Я подумал, что он шутит. Нет. Проработал я в забое полный рабочий день, вырубая породу кайлом. Так устал, так обессилел, что папа вынес меня наверх на руках и положил на лавку. Лежу я и еле дышу. «Ну как, сынок, понравилось работать?» – спрашивает он улыбаясь. «Я буду, папа, учиться», – только и смог прошептать я и заплакал. И больше никто не заставлял меня это делать, и никто не проверял домашние задания. Окончил школу с золотой медалью, институт тоже… А о моих заслугах вы только что слышали. Видите, как судьба резко поменяла направление моей жизни, совершив этот самый поворот на сто восемьдесят градусов… Извините, пожалуйста, надо спешить. А кто захочет учиться в нашем университете, милости прошу, лично помогу поступить, обещаю. До свидания, ребята.

Он пожал руку Зое Сергеевне и быстро вышел под шквал аплодисментов.

Эта маленькая речь большого человека возымела на многих учеников колоссальное впечатление, помогла задуматься о своей будущей жизни и о том, кем они в ней станут.