Танго Черного Лебедя, семейная сага, часть2, главы

Марина Геннадиевна Куликова
 Главы 1-4

 ОТ АВТОРА
 
Первая часть этого произведения называется «Танго Чёрного Лебедя. Николетта».
В  первой части рассказывается о  жизни , молодости, становлении талантливой фото художницы Нины Рябуховой,вторая часть «Танго Чёрного Лебедя. Ариадна. » возвращает читателя в далекое прошлое  и повествует о жизни ее бабушки и тетки.
 
 
Второй год Ариадна Федоровна жила в пригороде Парижа в семье своей любимой внучки Ниночки, Николетты и правнучки Эмилии,в городе своих юношеских грез и несбыточных мечтаний
 
Жизнь не баловала Ариадну Она ещё не окончила школу ,когда над семьёй разразилась небывалая и нежданная  политическая буря
 
Ее старшая сестра ,Ираида,вышедшая замуж за работника советского посольства и уехавшая с ним в Европу вдруг пожелала получить политическое убежище от Союза. Это было неслыханно. Это было ужасно. По ночам дома были обыски ,что искали непонятно,но искали
 
Родители в несколько часов постарели  на множество лет и поседели,особенно сдала мама 
 
Ей было тяжелей всех пережить поступок, предательства старшей дочери и возможные после него последствия ,страшные предчувствия одолевали бедную маму и днём и ночью,она боялась не за себя ,она боялась за мужа,за младшую дочь и четырнадцатилетнего сына.
 
Но все равно находила оправдания и для старшей дочери,жаль было всех.
 
Понятно одно,что сбежала Ираида и решилась на подобный поступок не от хорошей жизни. Значит дочь была несчастлива в этом благословенном родителями браке.
 
«Как же мы мало знаем о наших детях «,все время повторяла мама.
 
Ариадне было жаль всех ,и глупую дуру старшую сестру Ирку,и папу ,и очень сильно маму..
 
История с бегством Ираиды продолжалась около полутора лет. Их, всю семью, постоянно вызывали на какие-то допросы, собеседования,разговоры
 
Школу она закончила очень хорошо,но все же немножко хуже ,чем ожидалось и на что она надеялась
 
Но ни о каком поступлении в Вуз речи не велось,с такими ,как у нее документами о предательнице сестре, в советских институтах не обучают.
 
Нужно сказать,что благодаря маме и бабушке ,они с сестрой довольно неплохо владели французским языком,хорошо вышивали,вязали и ,имея за плечами детскую музыкальную школу, хорошо играли на фортепьяно.
 
Но Ариадне хотелось учиться. Очень.
 
Отцовский однополчанин ,ставший после войны ректором одного из провинциальных вузов предложил поступление на бухгалтерское отделение своего вуза,куда был не просто недобор поступающих,а не было и желающих.
 
Чтобы учиться ,нужно было оставить Ленинград,оставить стареющих и болеющих родителей,взрослеющего брата,на такое Ариадна решиться не могла..

Ариадна Федоровна к поступку сестры относилась по разному ,иногда ей от всего сердца было жаль сестру,глупую дуру,Ирку,иногда,особенно тогда,когда родителям было плохо, Ариадна злилась на Ираиду,негодовала и недоумевала,как же можно было так разбить и свою жизнь и жизнь своих близких
 
Отец потерял погоны и все военные заслуги ,полученные в военное время.В тылу отец не рассиживался и все четыре года войны был на самых сложных участках боев,там ,куда посылала его родная коммунистическая партия.
 
Друзья,приятели ,сослуживцы,которых всегда около отца было великое множество, куда-то попрятались,боясь,видимо,что такие чужие неприятности могут сказаться и на их жизни ,и  на их карьере.
 
И сейчас ,на старости,остаться без всего заслуженного,честно вымученного, привычного положения и уважения, почестей и  без старшей дочери,было верхом его понимания и верхом его душевных возможностей.
 
Мама болела. Получив первый инфаркт и не сумев с ним справиться,восстановиться,она медленно угасала.
 
Ариадна  ,забыв полностью о своей жизни,все делала для того ,чтобы как то облегчить положение своих близких.
 
Лишив отца звания и наград,заслуженную военную пенсию ему сохранили,непонятно почему ,по забывчивости чиновников или так полагалось,но денег на жизнь хватало,правда ,ничего не покупалось и не обновлялось,но на еду и ежедневные необходимости хватало всем.
 
Квартира, маминых родителей,где они все были прописаны тоже осталась у них,благо когда-то не переехали в роскошные ведомственные ,генеральские хоромы.
 
Четырнадцатилетнему брату Федору,Федору младшему,который рос не по дням,а по часам,все время требовались какие-то обновки.
 
Ариадна покупала вещи  поношенными  в комиссионных магазинах.
 
Иногда удавалось что-то перешить из старых отцовских вещей,и это было огромной удачей.
 
Ариадна металась в поисках хорошей работы,добычей продуктов,полки в магазинах были пусты,домашними делами,заботой о родителях и постоянным беспокойством за младшего брата.
 
Помощь пришла неожиданно  и со стороны,с которой она и не ожидалась,правда ,спустя много месяцев
 
Старая няня,уехав домой ,в деревню,случайно узнала о беде в семье,в которой прожила множество лет.
 
Няня моментально оценив обстановку,взяла на себя часть неотложных по хозяйству дел,приготовление обедов и ужинов ,стирку белья и уборку.
 
Через два месяца Ариадна посещала курсы для поступающих на вечернее отделение   института

Няне, Агафье Тихоновне,Агаше,так ее звали все домашние,было много лет,значительно больше семидесяти,но она была очень бойкой,очень оборотистой старушенцией,все в ее руках и около нее спорилось,делалось легко и просто,как бы как  само . На улицу Агаша не ходила,за продуктами тоже не ездила,корявыми буквами на листке бумажки писала что нужно купить,что закончилось,что заканчивается
 
Купить было сложно,в эти годы продуктовом магазине блистали пустотой и девственной чистотой.
 
Добыча продуктов оставались Ариадниным делом,с которым она не так уж плохо справлялась,закупив мешок картошки и мешок гречки
 
Семья не голодала,но и в разносолах не купалась
 
С приездом Агаши,родители ,Федор,да и вся квартира как бы ожила, засверкала 
 
При скудном рационе ,но завтракать опять садились за большой стол, покрытый накрахмаленной скатертью  с хорошими столовыми приборами.
 
Два раза в неделю ранним утром  во двор их дома привозили молоко.Агаша быстро перезнакомились и с хозяйкой этих продуктов,и с мужчиной,которой катил тележку с бидонами молока. По дружбе эти крестьянские  «бизнесмены»стали привозить для Агаши и другие продукты,капусту,морковку,картошечка,в доме запахло пирогами,квашенной капустой ,вегетарианскими щами
 
Постепенно Ариаднина обязанность по добыче продуктов исчезла и она стала заниматься исключительно учебой ,только по необходимости помогая Агаше.
 
Жизнь семьи понемногу налаживалась..
 
Учеба давалась Ариадне легко,она с удовольствием одолевала все необходимые предметы и в  конце лета была студенткой первого курса заочного отделения филологического факультета.
 
Этот год подарил удивительной красоты весну. Весь Ленинград благоухал, утопал в цветочном запахе весны,даже ветер с Невы не мог нарушить этого весеннего настроения,хотелось жить ,любить ,носить красивые платья,танцевать
 
Прохожие в городе ,обычно серьезные и занятые ленинградцы ходили с улыбками и хорошим весенним настроением
 
Этой ,такой благоуханной,цветочной и солнечной весной, ушла из жизни мама,не пережив третьего инфаркта.
 
Казалось,все близкие были готовы к ее уходу. После очень обширного второго инфаркта никто в серьез не надеялся,что она сможет восстановиться,но в действительности  уход матери и жены для всех оказался очень неожиданным и трагическим ударом.
 
Отец ночами не спал,переживая утрату единственной и любимой жены, плакал,очень горькими мужскими слезами и причитал ,»почему Анюта  ушла раньше меня.»
 
Ему ,много потерь повидавшему на полях войны,было до невозможности горько терять подругу,единственного надёжного и близкого человека 
 
Ариадна переживала больше всех,после похорон она лежала ,ничем не интересуясь,ни о чем не думая,не спала,не читала,так любимые ею лекции в институте  были пропущены. 
 
Даже красота необыкновенной весны не могла вернуть ее в прежнее состояние 
 
Отец,Агаша и младший Федор делали все,чтобы как то развеселить ,помочь Ариадне,но ей не хотелось ничего…,такой страшной,невосполнимой утратой оказалась для нее смерть матери.
 
Все похоронные приготовления легли на плечи Агаши и старого ,проверенного многими годами,соседа.
 
Правда ,и младший Федор  беспрекословно помогал всем ,чем только мог помочь.
 
После девятого дня со дня смерти матери,Ариадна стала понемногу оживать,взяла учебники,позвонила подруге и узнала что именно проходили на занятиях и  еще через три дня  поехала на учебу.
 
Так уж видно суждено было ,что именно этой весной,потеряв самого дорого человека,мать , Ариадна впервые влюбилась…

Вальс поздней осени. Ираида
Вот уже пять лет она жила в доме для престарелых людей. Правда, дом назывался дом для синьоров и был расположен в очень красивом предместье Марселя. Пребывание в этом доме стоило недешево, за все платил младший сын её последнего мужа.
 
Она прожила огромную жизнь, ей шел восемьдесят первый год. Каждое утро , после завтрака она выезжала на своей автоматической машинке в этот парк, к одному и тому же месту. Там, глубоко в кустах было гнездо птички, с которой она вела беседы воспоминания о своей жизни.
 
Последние несколько лет эти воспоминания о родителях, мужьях, детях, о её любимом Ленинграде не давали ей покоя. Она могла забыть пообедать или сделать что то необходимое из своих обязанностей, но события далекой давности помнила очень хорошо и отчетливо.
 
Помнила парадное их многоквартирного дома, помнила огромную гостиную с большим столом красивой полировки, за которым частенько сиживали гости , дамы в крепдешиновых платьях по моде тех, послевоенных лет, их спутники в мундирах и с орденами победителей. Помнила фортепьяно, на котором готовилась к поступлению в консерваторию, маму, красивую и ухоженную генеральшу.
 
Веселое и чудесное время, с белыми ночами, песнями под гитару на её любимой и несравненной ни с какой другой рекой мира, Неве. Разведенные мосты, издали напоминавшие сказочных великанов, нежно обнимавших красавицу Неву .
 
Потом этот нелепый брак с молоденьким аташе, срочный отъезд на место его службы, в страну, с которой только что воевал её отец. Слез было пролито море, мать в считанные часы из респектабельной генеральши превратилась в седую, убитую горем старуху. Прощаясь на холодном вокзале, держась друг за друга, обнимаясь, мать и дочь не знали тогда , что видят друг друга в последний раз.
 
Как ей потом не хватало материнских уверенных, умелых рук, всепонимающих серых глаз…Брак не удался, они во всем раздражали друг друга, бесили друг друга по любой мелочи, по любому не так понятому слову, секс доставлял не удовольствие, а тошноту и боль. Так продолжалось более двух лет.А потом на одной вечеринке, куда мужу необходимо было прибыть обязательно с женой, она познакомилась с Жаном.
 
Француз был необыкновенно красив, очень галантен, его знаки внимания очень быстро вскружили ей голову и после первой близости, она готова была на все, лишь бы никогда с ним не расставаться. Он предложил бежать с ним, бросить все и бежать с ним во Францию. Внимание, любовь такого мужчины, Франция, секс с ним, без которого она уже не могла прожить и дня.
 
Они уехали во Францию, она подала документы на развод и на просьбу о политическом убежище.В тот момент она даже представить себе не могла, как её поступок, её действия отразятся на судьбе и жизни близких, отца, матери, младшего брата. О младшей  сестре ,сопернице по детским желаниям,она просто не думала.
О том,как она своим поступком изменила жизни всех своих близких,она узнала намного позже в начале девяностых, что отец был лишен всех генеральских привилегий, отправлен на пенсию, хорошо, что еще не арестован, а мама… мама просто умерла, не выдержав допросов, позора и невозможных переживаний за дочь…
 
Жизнь с Жаном была очень приятной и веселой. Они жили в малюсенькой квартирке, в Марселе, под самыми облаками, уютно устроившись на крохотном балкончике , слушая шансон и попивая бордо. Такую идеальную жизнь омрачало только одно, её беременности. Она все время беременела, но на третьем месяце теряла ребенка по неизвестной ни одному врачу причине. То ли она, то ли её беременности, но ему это очень быстро надоело и он попросту сбежал, оставив её одну, опять беременной, без денег и с долгами по квартплате.
 
Видя её такое тягостное положение, булочник, у которого она каждый день покупала круассаны, предложил ей поработать у него , по утрам подавать утренний кофе. Эти часы работы были самыми низкооплачиваемыми, она с радостью согласилась и к удивлению самой выносила, выходила этого ребенка .Но родив в больнице и придя в себя после родов , она решила отказаться от девочки, ни разу не дав ей грудь и назвав в честь сбежавшего отца Жаннетой.
 
Потом были десятилетия одиночества. Работала она по-прежнему в этой булочной, стала очень красивой, изысканной тридцатилетней женщиной. У нее появились деньги, она могла позволить себе даже очень приличный отдых два раза в год. На улице на нее обращали внимание, но не более того. За эти годы не случилось ни одного романа, флирта или даже просто флёра.
 
Одиночество её угнетало, ей не хватало общения, мужского внимания, да и попросту секса. В день , когда в булочной отмечали её тридцати девятилетие , она познакомилась с мужчиной, на десять лет моложе её, вдовца, у которого было трое маленьких детей, младшему было всего восемь месяцев. Они сошлись. Стали жить вместе, потом оформили отношения по всем правилам закона, он был католик, она православная, потому обошлись обычной регистрацией
 
Она продолжала работать в булочной , вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми. Она так истосковалась от одиночества, что была очень рада этим новым обязанностям и заботам, все у нее получалось хорошо и просто. Она еще больше похорошела, расцвела поздней, зрелой и очень редкой женской красотой. Дети подрастали, звали её мамой, муж тоже оказался очень заботливым и хорошим человеком.
 
Они прожили одиннадцать счастливых лет, до его гибели в автокатастрофе….Теперь сидя в своем старческом автомобильном кресле и вспоминая свою жизнь, она мучилась вопросом, что же стало с её дочерью, с её Жаннетой, как сложилась её судьба, выжила ли она. Несколько раз, уже будучи в последнем браке, она пыталась её найти, но в доме малютки говорили, что девочку удочерили и больше никаких сведений они не дают.
 
И сейчас в свои восемьдесят , она понимала , какое огромное горе она принесла двум главным женщинам её жизни, своей матери и своей дочери. За это, видимо, у Бога нет прощения….