Старуха

Нина Тихонова
Совместно с учеником Булышевым Максимом.
        Ее никто не любил. Почему? Сверстники умерли. Сына никто не видел. Родственники были, но жили далеко. Муж ушел к женщине молодой, когда ей и шестидесяти не было. Она закрылась от всего мира. Друзья забыли ее быстро. Почему не любили? Никто не знал. Не любили… и все. При встрече старались отойти подальше, в автобусе - уйти на другое место, если она садилась близко. Все брезгливо морщились. Невысокого роста, в очень старой, но чисто выстиранной одежде. На ногах стоптанные, но начищенные ботинки. На голове выцветшая вязаная шапочка. И так не вязался с ее внешностью довольно приличный смартфон, который она доставала из облезлой сумочки и делала вид, что ей звонят. Потом она «заходила» в соцсети и начинала с кем-то переписываться… На остановке в центре выходила. Бродила целый день по городу, делала вид, что ходит «по делам». За день в руках появлялись какие-то пакеты. Она завязывала ручки на узел, чтобы несколько можно было взять в одну руку. Иногда присаживалась на скамейку и доставала из пакета батон, целый или уже надломленный. Устраивалась удобно и с видом красавицы, пришедшей в ресторан, обедала. Пообедав, клала остатки батона в пакет и отправлялась снова в путь, никому не ведомый.
     Видели ее на набережной. Она приходила туда очень редко. Садилась на скамейку, смотрела на воду… И тогда по ее сморщенным, зачерствевшим щекам из выцветших глаз катились слезы. Катились, не останавливаясь…долго. Что-то связывало ее с этой набережной.
     За рекой была школа. Когда-то она там работала, там же учился сын. Изредка доносился звонок, и тогда ребятишки выбегали на улицу. Рядом с набережной есть храм. Тоненький школьный звонок и раскатистые переливы колокола смешивались и особенно тревожили душу.
     Старуха переставала плакать, глаза ее становились светло-голубыми, как будто подсвечивались лучиками солнца. Она вспоминала: красивая, молодая, входит в класс вместе с сыном. Учитель истории. В тот день она рассказывала детям о Петре Первом. Говорила о том, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитывался няньками, но не стал изнеженным и слабым, а вырос волевым человеком. Рассказывала, как с детства Петр увлекался оружием. У него были копии артиллерийских орудий, пищалей, пушек с лошадками. Это была игра, которая после смерти отца превратилась в противостояние. Вдохновенно говорила она о том, что семьи Нарышкиных и Милославских  боролись за власть. Каждая из них пыталась посадить на трон своего кандидата. Боярская дума приняла решение в пользу Петра, так как Иван был болезненным и слабым. Но Милославские не хотели терять власть и пошли на ложь, якобы Нарышкины  задушили Ивана Алексеевича. Стрельцы решили сломить оборону царской охраны, чтобы наказать Нарышкиных. Но к ним вышел Иван Алексеевич и сказал, что его никто изводил и никто не причинял ему вреда. Кремль был занят и контролировался Милославскими. Пришлось Наталье Кирилловне с Петром и Иваном уехать в Преображенское. Тяжелым для Петра оказалось это время, но ему помогала мать. Она приказала организовать для сына военную школу. На первый взгляд это были «Потешные», не настоящие отряды. Но на самом деле это было началом борьбы тяжелейшей за Россию-матушку Великого Петра, одной из сильнейших личностей в истории человечества.
      Бояре не ошиблись в выборе царя. В тяжелое время, когда Карл ХII напал на землю русскую в 1708 году и привел 24 тысячи пеших воинов, 20 тысяч всадников, Петр Великий смог отстоять все, что ему доверили. Шведское войско считалось сильнейшим в Европе, а сам король - лучшим полководцем. Этот воин и не подозревал, что встретит грамотное сопротивление, потому что русская армия сначала терпела поражение за поражением. Шведский король уже предчувствовал радость от присоединения новых территорий. Решающее сражение состоялось 8 июля 1709 года. Перед ним Петр Первый обратился к своим солдатам: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь». Вдохновленные речью Петра защитники земли русской дрались, не жалея своих жизней, и одержали победу в Полтавской битве, потому что она была праведная, за веру нашу, за Отечество. Во всех сражениях с Россией – Бог.
       Молодая учительница предлагала детям ответить на вопрос: «Ребята, а как вы поступили бы в такой ситуации на месте Петра?» Мальчишки яростно доказывали, что они тоже смелые и хитрые и смогут себя защитить. Многие выкрикивали, что станут офицерами и будут Россию защищать. А ее сын Петя сказал, что корабли будет строить. Но не деревянные, а военные. И никто никогда не победит нашу Россию-матушку.
       Вырос Петя и не стал строить корабли, а пошел служить России. Попал на тяжёлый атомный ракетный крейсер ВМФ РФ «Петр Великий». Писал редко. Служил честно. Приходили матери благодарственные письма. А потом письма перестали приходить. Пришел морской офицер, взглянул в ее глаза…и не смог сказать… Только пробормотал: «Извините, ошибся…» И ушел.
       В один миг она стала старухой. Сердце сжалось и стало ледяным. Долгие годы переписок с архивами, с воинскими частями. Прошло много лет, а сын так и не написал. А она все бродила и бродила по улицам городка, стараясь обойти людей, чтобы не доставлять им неприятность своим внешним видом… Опять и опять … пока не пришло письмо о том, что сын не вернулся из похода, навсегда остался молодым. В письме была просьба прийти в военкомат за наградными документами. Не пошла. Так легче ждать. А прошлым летом пришла на набережную, села на скамейку, улыбнулась и застыла в таком виде навсегда.
   И только спустя месяц я услышала в городском автобусе разговор:
-Мама, а где та красивая бабушка с пакетами, почему ее нет?
-О какой бабушке ты говоришь?
- Которая с пакетами. Мы ее еще на набережной видели.
-Да разве она красивая?
-Очень красивая! Душа у нее солнечная!
Так говорила маленькая девочка, совсем несмышленыш. Но какая умница!