отрывок из письма родственицы

Маргарита Школьниксон-Смишко
Письмо моей родственицы от 27 — 29.2009 г.

Рита, ты спрашиваешь о старых фотографиях, их у нас тоже хватает. Есть фотография, на которой изображена вся мамина семь. Её отец, мать, (мои дедушка и бабушка) , дедушка и бабушка (мои прадед и прабабушка) и дети : мама Исаак и Ася. Маме — 8 лет, Исааку — 5 л. и Асе — 3 года. Это начало 20-го века. Красивый на фотографии прадед. Мама рассказывала, что в жизни он был статен, красив, но самодур и религиозный фанатик. Она его не любила и боялась. Нрав у него был крутой. Есть фотография, где мама — гимназистка, ей 16 лет, а также мальчиков в гимназической форме и много других, в часности фотография студенческой пары, где мама со своими сокурсниками.
История её первой любви тоже довольно интересная.
 Она была влюблена в своего однокурсника Александра Кругляка. Любовь у них была обоюдная и очень сильная. Они решили пожениться и подали заявление в ЗАГС. Бабушка моя была против этого брака. Её не устраивала его национальность. Он был украинец. Но времена были уже другие и никто на это не обращал внимания. У мамы с Александром был назначен день регистрации брака, но в этот день он не явился. Мама прождала ещё три дня и только на четвёртый он появился. Она его спросила : «В чём дело ?» Ответ его её потряс: «Я с другом все три дня, на радостях, пил».
Она его выгнала, и все чуства у неё , как отрезало. Но а этим воспользовался мой отец и быстро сделал ей предложение и она вышла за него замуж.
Знакомство её с моим отцом — это отдельная история.
Его жизненный путь в самом начале был трагическим. Родился он в Одессе в бедной семье. Отец его (мой дед) был мужским портным. В семье было шестеро детей, отц мой был предпоследним. В Одессу дед приехал из Варшавы, где бросил свою первую семью, где также было шестеро детей. Со своей новой семьй дед поселился на Молдаванке ( в то время рабочий район Одессы).
В революцию 1917 года родители отца умерли от голода и болезней. Старшие три брата ушли в Красную Армию под командованием Котовского. Отца и его младшую сестрёнку забрали в детдом, а старшая пошла работать прислугой в богатый дом. Ей тогда было 12 лет. Это моя тётя Соня (Софья Самойловна). Младшая же папина сестра через пол года умерла в детдоме от дизентерии. Возраст её и папин определяла комиссия детдома. Отцу — 7 лет, а младшей сестре — 4 года.
Жизнь детей той поры в детдомах была невыносима.  ГОЛОД, холод, болезни, массовая смертность. В результате всего этого начались массовые побоги из детдомов. Бежал и мой отец. 
Беспризорники собирались в «стаи» и бродяжничали по стране. К одной такой «стае» прибился и мой отец, а чтобы выжить, он назвался именем своего детского друга и стал Ваней Рябцовым. Так ему было комфортно и безопасно. В то время  в Украине процветал махровый антисемитизм. Кругом орудовали банды Махно, Петлюры, да и в самом детском коллективе были разные подростки, многие уже с криминальными задатками. Поэтом оставаться евреем было небезопасно (фамилия и имя его выдавали).  Его внешность же была типично славянской : русоголовый, сероглазый.
Кормились они случайными заработками, попрошайничали, некоторые и воровали. Ночевали в подворотнях, сараях, где придётся. 
Такая жизнь продолжалась до выхода указа Феликса Дзержинского об улучшении условий жизни  беспризорных детей. Их стали отлавливать и возвращать в детдома и колонии по прежнему месту жительства. Вернули в Одессу и моего отца, но уже в колонию для беспризорников. Колония эта была ничуть не лучше детдома, даже ещё пострашнее.
Отец рассказывал, что ночами старшие воспитанники проигрывали в карты всё, вплоть до человеческой жизни. Процветало пьянство, воровство, мордобой.
Но он сумел как-то  от всего этого дистанцироваться. Пошёл учиться в школу, записался в кружок художественной самодеятельности, стал солистом школьного хора. Учился он отлично.
И в это время пришла к ним в колонию работать пионервожатой молоенькая девушка — моя мама.
К тому времени мамина семья переехала из Белоруссии на постоянное место жительства в Одессу. Переехали все, кромеИсаака. Он покинул семью в 16 лет и уехал в Ленинград. Ну а мама, закончив школу, устроилась работать в колонию в качестве пионервожатой. Там она впервые увидела моего отца — высокого, худого подростка Ваню Рябцева. Под этой фамилией он поступил в колонию. И только после школы, когда он заканчивал рабфак, его старшая сестра Соня уговорила его взять назад  свою фамилию. Закончив рабфак на отлично, он подал документы в Одесский институт связи и был тут же принят.
Первая его встреча с мамой не прошла даром. Он в неё сразу влюбился, но любовь долгое время оставалась безответной. Во-первых, отец был на три года моложе неё, и у мамы на то время были свои более старшие кавалеры. На него она не обращала никакого внимания, хотя он старался ей понравиться.  Такое положение продолжалось до момента ссоры мамы с Александром.  Потом всё изменилось.
Рита ! Я описала моменты из жизни моих родителей в 10-х и 20-х годах прошлого века. Дальше события развивались тоже интересно. Много было трагического в жизни страны и уже в жизни моей семьи. Если тебе интересно, то в следущих письмах я продолжу рассказ.