Вопросник короткий метр

Нонна Ананиева
ЛЛ:В кабинете нотариуса перед тем, как вскрыть завещание тёти, племяннику предстоит ответить на вопросник. От его ответов зависит, станет он наследником или нет. Но нотариус и племянник давно знакомы, они часто встречались у тётушки.


ВОПРОСНИК


1. 1. КАБИНЕТ ТОРАТИУСА

Просторный кабинет преуспевающего нотариуса. В центре массивный деревянный стол, переходящий в длинный на шесть кресел стол для переговоров. Кресла, включая кресло основного стола, кожаные, вертящиеся, на колёсиках. Вдоль левой стены от стола расположены стеклянные шкафы, наполненные папками с делами, а с правой висят две абстрактные картины,  над каждой  горящие бра для подсветки. На потолке причудливая люстра. ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА (52) - нотариус, сидит за своим столом. Она в  официальном костюме, на шее красный шёлковый платок, повязанный поверх костюма. Шатенка, яркая помада. На столе два лэптопа, стопка папок, листы бумаги, в которых она делает записи, когда разговаривает.

На одном из ближних к столу ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ кресел сидит ИННОКЕНТИЙ (38),худощавый, с узкими чертами лица. Серый свитер, серые джинсы, коротко подстрижен, волосы тёмно-русые. В очках.

ИННОКЕНТИЙ
(настороженно)
Какое условие?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Ваша тётя примерно за... сейчас октябрь.. Да, примерно за два месяца до своей кончины принесла мне запечатанное завещание, оформленное у другого натариуса. Мы его оформили, приняли, но есть одна вещь...

ИННОКЕНТИЙ серьёзен - весь внимание.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Она, ваша тётя, Ирина Васильевна, сказала, что наследство... Её наследство может вам достаться, а может и нет.

ИННОКЕНТИЙ
А кому тогда?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Понимаете... Всё зависит, как вы ответите на её... вопросы.

ИННОКЕНТИЙ
Простите, а вы тут причем? Я ВАМ должен отвечать?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Мне.

ИННОКЕНТИЙ
Не понял, если честно.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Я буду вести протокол, а потом вы его подпишете. Я же нотариус.

ИННОКЕНТИЙ
Протокол моих ответов? Это зачем?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Без заверенного протокола я не смогу вскрыть конверт с завещанием.Это, во-первых, а, во-вторых, в зависимости от того, совпадут ли ваши ответы с тем, что она хотела от вас услышать, или нет, определит, в чью пользу будет завещание.

ИННОКЕНТИЙ
(нахмурившись)
Что за ерунда?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Иннокентий Игоревич, вы можете отказаться от вопросника, я же не настаиваю. Я выполняю волю своей клиентки.

ИННОКЕНТИЙ

А если я откажусь?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
В случае вашего отказа отвечать на вопросник, вы лишаетесь права на наследство моей клиентки. Это тоже прописано, и более никакого отношения к её имуществу иметь не будете.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА выдвигает перед собой  ящик стола, за которым сидит, и достаёт документ с печатями размером А4.Протягивает его ИННОКЕНТИЮ

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Пожалуйста, ознакомьтесь, здесь всё написано. Почерк тёти вам знаком? Спрашиваю на всякий случай, это не так важно.

ИННОКЕНТИЙ взволнованно читает то, что написано в документе, задумывается секунд на пять, смотрит оценивая на ОЛЬГУ МИХАЙЛОВНУ. Видно, что в нём идёт внутренняя борьба.

 ИННОКЕНТИЙ
Спрашивайте!



ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА опять выдвигает ящик стола, вынимает из него  жёлтый конверт размером А4, на котором написано "Вопросник",распечатывает конверт, достаёт листок. ИННОКЕНТИЙ смотрит, не мигая.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает вопросник)
Кеша, ты на самом деле вегетарианец или придуриваешься?

ИННОКЕНТИЙ стал ещё серьёзнее, как будто ждёт подвоха.

ИННОКЕНТИЙ
И много там таких вопросов?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(держа в руках ручку)
Вы не ответили.

ИННОКЕНТИЙ
Я придуривался. Она хотела моего вегетарианства, а я нет. Но зная тётушку, буду отвечать, как есть. Всегда была непредсказуемой и эксцентричной. Могла говорить стихами и требовать этого от собеседника.Вы согласны?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА кивает молча.

ИННОКЕНТИЙ
Мы же с вами давно знакомы. Она вас  всегда приглашала на свои дни рождения. Не помню, чтобы вы пропустили хотя бы один за посленее время. Но её мало, кто знал так, как я.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает вопросник)
Кеша, почему ты мне не отдал долг?
Не хотел или не мог?

ИННОКЕНТИЙ
О, Господи! Сейчас-то ей это зачем?Она подала на меня в суд, и я потом стал платить ей от своей зарплаты.Я ж, идиот,ей расписку написал. Она не нуждалась в деньгах, как вы понимаете.

ИННОКЕНТИЙ проводит рукой по волосам. Трогает горло.

ИННОКЕНТИЙ
Пусть лучше через суд, чем выполнять её причуды, мягко выражаясь.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Вы не ответили.

ИННОКЕНТИЙ
Интересно, какой ответ она ждала?
Я  не хотел ей ничего возвращать. Я отработал её деньги.Такой ответ.

ИННОКЕНТИЙ опять трогает горло.

ИННОКЕНТИЙ
Можно попросить воды?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА звонит по мобильному телефону.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Лена, принесите стаканы и две бутылки воды.
(ИННОКЕНТИЮ)
Кофе? Чай?

ИННОКЕНТИЙ
Кофе, чёрный без сахара. Давайте дальше.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает вопросник)
Кеша, твоя жена, рафинированная проститутка, знает о наших взаимоотношениях?

При этих словах ИННОКЕНТИЙ слегка улыбается.

ИННОКЕНТИЙ
Даже не знаю, что ответить. Знает, но не всё. Напишите именно так. Всего она не знает. Я не мог ей всё рассказывать. Она слишком ранима. И вообще, человек науки.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Нужен положительный или отрицательный ответ.

ИННОКЕНТИЙ
Жена не знает.

Стук в дверь. Входит ЛЕНА (25) - секретарь -  с подносом, на котором две бутылки воды,два стакана, чашка кофе, вазочка с конфетами. Ставит поднос на стол перед ИННОКЕНТИЕМ. ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА ей  кивает, и та быстро уходит. ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА делает знак рукой ИННОКЕНТИЮ, показывая на поднос. ИННОКЕНТИЙ сразу берет бутылку воды и наливает в стакан. Жадно пьёт.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает вопросник)
Кеша, это ты разлучил меня с Игнатом?
ИННОКЕНТИЙ
(решительно и эмоционально)
Я! Да! Это я! Стоп! Остановитесь!

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА замирает, вся - внимание.

ИННОКЕНТИЙ
Сейчас уже можно это сказать. Она обожала растлевать молодых девственников.Собирала энергию, как она говорила. Кто ей их поставлял, я не знаю. Это были бедные мальчишки,  согласные на всё ради нового айфона.Но Игнат был из детского дома, ещё и почти слепой.Под старость ей хотелось слепенького, чтобы он не видел её тела. Я не мог этого терпеть. Я её предупредил, что добром её перверсии не кончатся.Это люди, даже, если они из самых низших слоёв, - они могут писать и говорить и всегда найдут проходимцев, которые придумают, как поживиться.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА спокойно продолжает, но заметно, что слова ИННОКЕНТИЯ всё-таки её немного задели. Поправляет платок на шее.

ИННОКЕНТИЙ
Парень чуть не сошёл с ума! Она раздавила его, вывернула наизнанку, наобещала всякой всячины. Ему было всего 15 лет!

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(смотрит на вопросник)
Кеша...

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА делает паузу. Перед тем, как продолжить, поднимает глаза на ИННОКЕНТИЯ.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Последний вопрос.

ИННОКЕНТИЙ
Я готов.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(Медленнее и отчётливо)
Кеша, ты убил Марека или ты предал меня? Ты убил его, или он жив?




ИННОКЕНТИЙ
Старая ведьма!Ставит точки над "и" в своём журнале на том свете. Она, что, решила меня подвести под статью? Как думаете?Я вам тут всё расскажу, подпишусь, а вы... Откуда я знаю, что вы предпримите?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Иннокентий, я ничего не думаю. Вы свободны отвечать так, как считаете нужным.

ИННОКЕНТИЙ берёт в руку  чашку с кофе и делает несколько глотков. Ставит чашку.

ИННОКЕНТИЙ
Марек жил без паспорта, вы это знаете?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Нет. Зачем мне это?

ИННОКЕНТИЙ
Легенда заключалась в том, что он был советский вернувшийся шпион-нелегал , заброшенный и ненужный после развала СССР.В знак протеста, он разорвал в 1991 году свой паспорт на мелкие кусочки и спустил их в унитаз.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Вы хотите сказать, что Марек тридцать лет жил без паспорта?

ИННОКЕНТИЙ
Получается, что так. Если есть на свете гиперинтроверты, то это Марек. Нелюдимый и ненавидящий всех.Он был лет на пятнадцать её моложе, кстати,просто выглядел старше своих лет. Ненавидел и боялся людей, и ещё считал всех дураками.И вас и меня.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Но Марек был настоящей энциклопедией, я помню. Он помогал ей всю жизнь, писал за неё её опусы, статьи, разрабатывал разные схемы, участвовал в её  карьере.

ИННОКЕНТИЙ
И пил, как сапожник. Он был запойный. Он колотил Ирину всем, что попадалось под руку.
(ДАЛЬШЕ)
ИННОКЕНТИЙ (ПРОД.)
Валялся на улицах, притаскивался абсолютно раздетым, так как с него снимали одежду его же собутыльники.Он и Ролекс потерял, мне она всё рассказывала.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Да что вы говорите такое, Инокентий! Марек был интеллигентнейший человек!

ИННОКЕНТИЙ
Я не знаю, что вы понимаете под словом "интеллигентнейший". Это вообще слово сорняк в нашем языке.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
И вы его убили?

ИННОКЕНТИЙ
Когда он ее достал в очередной раз, исколотил, облевал всю квартиру, перебил посуду и разорвал висевшие картины, а там было, что рвать, сами видели,  она приползла ко мне с просьбой куда-нибудь его деть и притащила мешок денег, с её-то жадностью!Мне тогда после развода нужна была квартира, она это знала.Я, идиот, увидев сумму, подписал ей расписку.

ИННОКЕНТИЙ доливает в стакан из первой бутылки воду и залпом выпивает. Смотрит на висящие на противоположной стороне от него висящие на стене картины.

ИННОКЕНТИЙ
(показывая глазами на картины)
Это Белковский? У неё была одна его работа. Дорогой художник. Ну, так вот. Сдать она Марека никуда не могла - он без паспорта, его никуда бы не взяли. Да и боялась, видимо, он слишком много знал про её тёмные делишки ещё во времена Лужкова.

У ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ краснеют щёки она резким движением снимает с шеи платок и бросает его на стол. ИННОКЕНТИЙ замечает её реакцию.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Какие делишки?




ИННОКЕНТИЙ
То ли в выборах они что-то портачили,где Марек командовал парадом, то ли картины из музеев переправляли за границу, не знаю. Её состояние нельзя заработать. На бизнес у неё не было мозгов, она не знала, как включить компьютер до самого конца своих дней. Классическая чиновница девяностых и нулевых. Билет не могла купить на самолёт, ездила в какие-то кассы под старость.У неё не было ни одной пластиковой карты.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА, немного успокоившись.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Ну, так что писать про Марека?

ИННОКЕНТИЙ
Я его, конечно, не убил. Я его напугал. Но ей сказал, что убил.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА делает пометку в протоколе и читает вопросник дальше про себя, но ничего не говорит. Берёт пластиковый пульт от кондиционера и нажимает на кнопки.Кондиционер в одном из углов кабинета включается. ИННОКЕНТИЙ слышит, как включается кониционер и поворачивает по направлению к нему голову.

ИННОКЕНТИЙ
Мне, честно говоря, это не очень по душе. Такое впечатление, что я вам открыл на неё глаза. Она мастерски умела придуриваться и играть разные роли, но думала всегда о деньгах и о сексе. Люди ей были нужны для этого, она ещё любила ими манипулировать, даже  шантажировать. Марек без паспорта был идеальный вариант, всё имущество и деньги были на её имя. Марек знал её увлечение мальчиками и ненавидел её за это. Молча.

ИННОКЕНТИЙ показывает глазами на вторую бутылочку воды.

ИННОКЕНТИЙ
Вы позволите? Мне очень хочется пить.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА кивает. ИННОКЕНТИЙ наливает себе в стакан воду и пьёт.



ИННОКЕНТИЙ
Тем не менее она назвала меня как-то лжеубийцей. Интересно, какой ответ она ждала в этой своей фантазмагории-завещании?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
А где сейчас Марек, вы знаете?

ИННОКЕНТИЙ удивлённо на неё смотрит.

ИННОКЕНТИЙ
Не знаю.Я дал ему часть из её денег и отпустил. Сказал ему - вот эти деньги - твоя цена, она так тебя оценила за тридцать лет совместной жизни. Он, кстати,с её слов, был импотент с каким-то заболеванием ещё с детства.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Вы... Вы не боитесь, что он вас найдёт и потребует своё, если вы получите наследство?

ИННОКЕНТИЙ внимательно смотрит на ОЛЬГУ МИХАЙЛОВНУ

ИННОКЕНТИЙ
А вам какое дело?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА молчит. ИННОКЕНТИЙ встаёт и быстрыми шагами направляется к двери кабинета, распахивает её и смотрит за дверь.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(кричит взволнованно)
Иннокентий! Куда вы? Что случилось?

ИННОКЕНТИЙ закрывает дверь и подходит к столу ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ

ИННОКЕНТИЙ
Я вспомнил одну деталь.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА нервничает и отъезжает на кресле (кресло на колёсиках) подальше от ИННОКЕНТИЯ

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Вы не могли бы сесть за своё место? Туда, где вы сидели.

ИННОКЕНТИЙ
Это не важно, где я сижу, я не на судебном заседании. У вас есть родственники в Баку, так?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Да.
ИННОКЕНТИЙ
Вы всегда ей привозили оттуда на день рождения огромную корзину с сухофруктами, она их полгода потом ела. Чего там только не было! В корзине.В последний раз тоже привезли. Я помню.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Сядьте на своё место, Иннокентий! Мне неприятно, когда вы стоите тут надо мной, как коршун.

ИННОКЕНТИЙ
(распаляясь)
Слушайте, я пониманию, он алкоголик с больным воображением, но вы-то? Как же хочется миллионов! Ведь, хочется, правда, Ольга Михайловна? Три квартиры в центре, одна в Сочи, ценные бумажки разные, акции, картины, старинные книги... Вот чего у неё не было, так это золота.Она терпеть не могла ювелирку, носила только бижутерию.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА меняется в лице и не знает, что сказать.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Отойдите от меня!

ИННОКЕНТИЙ
(войдя в раж и уверенно)
Больше всего на свете она боялась, что Марек её отравит. Он был мастер по ядам, его ещё в конторе научили, когда был молодой.И скажу вам, он это применял. Ну, конечно! С чего ей было помирать, тётке-то моей? Да ещё и от сердечного приступа.Устроили мне здесь Агату Кристи.

ИННОКЕНТИЙ отходит от стола ОЛЬГИ МИХАЙЛОВНЫ и садится опять за своё место.

ИННОКЕНТИЙ
Нет никакого завещания! И я её единственный наследник.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(срываясь, громко)
Есть!

ИННОКЕНТИЙ замирает на несколько секунд. Оба смотрят на друг друга.


ИННОКЕНТИЙ
Вы серьёзно?

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Более чем.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА выдвигает всё тот же ящик и вытаскивает второй жёлтый конверт, на котором стоит сургучевая печать.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Сначала я попрошу подписать вопросник.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА протягивает ИННОКЕНТЮ лист с вопросником и ручку. Поставьте подпись напротив вашего имени и фамилии. Паспортные данные внесены.

ИННОКЕНТИЙ берёт из её руки вопросник и ручку, кладёт вопросник  на стол напротив себя, пробегает его глазами и ставит подпись. Передаёт лист обратно ОЛЬГЕ МИХАЙЛОВНЕ.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА нерными движениями срывает сургучевую печать и вскрывает конверт. Вытаскивает из конверта три  листа. Кладёт перед собой.

ИННОКЕНТИЙ настороженно смотрит на ОЛЬГУ МИХАЙЛОВНУ.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает с первого листа)
Дорогой Кеша! Уверена, что Ольга сделала всё так, как я её просила, и ты ответил на все вопросы. Как бы ты не ответил, она уничтожит и вопросник и эту записку. Она - тёртый калач,я всегда ей платила сполна. А мне в радость лишний раз потрепать тебе нервы. Любящая тебя,надеюсь, и там, тётя И.

ИННОКЕНТИЙ сидит в напряжении. Он чувствует, что будет подвох в стиле своей ненормальной тётки.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА опять выдвигает ящик и вытаскивает маленкий железный поднос. Ставит его перед собой. Потом вытаскивает из ящика красную зажигалку и щёлкает ею. Из зажигалки появляется язычок пламени, ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА гасит его и кладёт зажигалку рядом с подносом.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Я сейчас сделаю то, что меня просила моя клиентка.

ИННОКЕНТИЙ сидит молча.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА берёт вопросник и записку, поджигает их и оставляет догорать на подносике.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА медленно кладёт перед собой завещание.
ИННОКЕНТИЙ едва дышит.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(читает с листа)
Я, Шубина Ирина Васильевна, настоящим завещанием делаю следующие распоряжения:


1. Из принадлежащего мне имущества я завещаю принадлежащее мне на праве собственности недвижимое имущество, а также движимое, согласно Приложению № 1 настоящего завещания , которое будет мне принадлежать на момент открытия наследства, Старостину Игнату Юрьевичу , 2008 года рождения.
2. С момента принятия наследства к наследнику переходят все правомочия, предоставленные законом собственнику имущества.

ИННОКЕНТИЙ
Ну, красава!

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
(продолжает читать)
3. До достижения наследником двадцати восьми лет, назначаю опекуном и распорядителем вышеупомянутого имущества моего племянника Сидоркина Иннокентия Игоревича...

ИННОКЕНТИЙ слушает, затаив дыхание.

ИННОКЕНТИЙ
(кивая в сторону картин на стене)
Передайте Мареку привет, он всегда может мне позвонить.

ИННОКЕНТИЙ встаёт.

К о н е ц