Детские споры

Екатерина Ротманова
- Данил! Уйди! – слышу, хлопает дверь. Тишина. Надолго ли?

Я душ принимаю. Хочется выскочить, хотя бы узнать, что случилось, правда, и так знаю. Не выскакиваю, хотя, дверь приоткрыла, чтобы убедиться, что никого хлопнувшей дверью не прихлопнуло.

Спустя минут 10 захожу к Соне. Она сидит на кровати, рисует. Знаю, что когда она увлечена, то у нее идет очень глубокий прицесс обдумывания, осознания. Любая помеха в творческом процессе выводит из себя, особенно если попросил не трогать, а тот, другой, не понимает.

- Мам! Данила приходит ко мне и начинает мучить меня. Он трогает все! Меня трогает! И вообще, слов не понимает!

Я знаю, что Данила иногда, как огромный, добрый, жизнерадостный щенок врывается к Соне, ждет объятий, натыкается на сдержанный тон сестры, обламывается и, не зная как себя вести, продолжает требовать внимания, вызывая ее гром и молнии.

- Данил, - зову его к нам, - ты не мог бы сейчас подумать и сказать, что в твоем поведении вызывает такую реакцию?

- Это Соня... , - начинает взахлеб Данила.

- Погоди, Данил, - спокойно останавливаю, - я сейчас не про Соню. Я про тебя. Что в ТЕБЕ было такого, что привело другого человека в ярость?

Пауза... Очень быстро, чтобы успеть все сказать, пока не остановили:


- Соня ничего не понимает и вообще она...

- Данил, я Соню попозже спрошу о ее роли в нашем споре... Я сейчас пытаюсь понять, сможешь ли ты хотя бы про себя задуматься только о том, в чем ТВОЯ роль? Что было не так в том, как ТЫ себя вел? Я не критикую тебя. Я не говорю, что ты сделал что-то плохо. Я пытаюсь понять, можешь ли ты допустить мысль, что ТЫ сам что-то сделал не так. Или тебе кажется, что это только все Соня?

- Да, это все Соня. – Отвечает Данила, хотя, я вижу и чувствую, что он начал уже понимать, о чем я. Он не признается мне, его чувство собственного достоинства не позволяет ему сделать это, тем более, что и Соня рядом... Но он явно задумался. Это видно по незначительным паузам, движению глаз, полу-улыбке.

- Данил, если ты хотя бы на секунду предположишь, что в этой ситуации ты сделал что-то не то, и попытаешься осознаеть, ЧТО именно ты сделал не так, это будет означать, что ты перешел на следующий уровень духовного роста. Если ты уверен, что только Соня виновата в том, что она кричит на тебя, ну, тогда я еще чуточку подожду, когда придет время и мы сможем снова об этом поговорить...

Мы разошлись. Я уверена, что семечко в Данилиной душе начало расти.

Минут через 40 снова подошла к Соне.

- Дочь, я вижу, что Данила был неправ. Он это тоже чувствует, но пока не может совладать с собой. Только вот, когда такое случается, постарайся хранить в душе любовь. Постарайся без злости, великодушно. Я знаю, что прошу очень многого, но ты попробуй просто начать. С маленькой попыточки понять человека и объяснить не криком, а как-то по-другому...

Соня посмотрела на меня с сомнением, вроде как на человека, который не в себе, но ничего не сказала. Я видела, что она думала о том, что я ей сказала, она постаралась представить это. И я знаю, что в следующий раз она попробует... Она всегда пробует!