Парадоксы 33 и 34. Глушков и Стафорд Бир

Андрей Козлов Кослоп
Парадокс 33. Безбумажное управление

Иногда же случается, наоборот,  того, что-таки было-было, не помнят, не знают. Все знают по Билла Гейтса  и Стива Джобса. Но начиналось не так и не там. Хотя, конечно, там, где начиналось, как мы увидим, что что-то не срослось.
Глушков Виктор Михайлович родился в Ростове-на Дону. Во время войны его маму расстреляли немцы, когда узнали, что она была депутатом городского совета. Виктор закончил технологический институт в Новочеркасске и его по обычаям той эпохи направили на Урал, туда, где дышит интеграл. Как специалиста его определили в атомную промышленность, но ректор университета в Свердловске, заинтересованный в развитии своего вуза, переманил молодого специалиста в Свердловск, где он защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам, и уже в 1953 году был завкафедрой теоретической механики Лесотехнического института. Но вскоре его направили  в одногодичную докторантуру в МГУ, где он успешно защитил докторскую по теме «Топологически локально нильпотентные группы». Здесь Виктор доказал пятую проблему Гильберта.  Как результат Глушков становится членом Московского математического общества. Его пригласили в Киев, где он узнал о работе компьютеров. Книга, которую он прочитал называлась «Электронные цифровые машины»  (год издания 1956). Прочитанное он не только понял, но и всецело увлекся, так что однажды (десять лет спустя) он оказался в Кремле на приеме у Леонида Ильича по поводу его проекта
Глушков предлагал проект «безбумажного управления» советской экономикой. Там было предусмотрено всё. Представлена смета, просчитан эффект. Это был бы переворот в экономике с тотальной победой экономики СССР в мировом контексте.
- Садись, Виктор Михайлович. Мы ознакомились. Вдохновляющий проект. Вы прямо Циолковский экономики.
Брежнев посмотрел на Косыгина, Косыгин – на Либермана. Резюме по проекту Глушкова было уже обговорено.
- Понимаешь, Виктор Михайлович, дорогой. Экономика должна быть экономной. Шесть миллиардов – очень большая сумма. Ты и сам понимаешь.
Лицо Глушкова становилось каменным. Брежнев понимал, что перед ним нешуточного уровня ученый, практически академик. Ему именно так его описали. И было бы очень некрасиво выставить его за порог ни с чем.
- У нас возникло предложение создать в Киеве институт кибернетики при Украинской Академии наук.
Леонид Ильич сделал короткую паузу.
- С тобой во главе. Ты не против?
Виктор Михайлович тоже выдержал паузу и ответил:
- Не против.
«На безрыбьи и рак рыба», - мелькнуло в голове у Глушкова. Солнечного города не получилось. Некоторые друзья ему говорили: «Ты, Витя, опережаешь время».
Теперь, трудно понять, почему глушковский проект не прошёл. Потому ли, что бюрократия испугалась за перспективу потери перспектив для своей социально полезной прослойки. Потому ли, что просто не разобрались, что это за вычислительные машины. В те времена компьютеры назывались ЭВМ, а свой «интернет» Глушков называл «безбумажным управлением». 
*

Парадокс 34. Киберсин  Стаффорда Бира

Сальвадор Альенде стал президентом. Что делать, он знал, но американская агентура организовала саботаж, так что способы управления усложнились. Сальвадор знал британца Стаффорд Бира, как известного специалиста по управлению экономикой, знакомился с его статьями и даже встретился однажды с ним, будучи в Великобритании. Так что альтернативы приглашению Бира в Чили не было.
Стаффорда предложение Альенде вдохновило. Поддержка лидера государства, потом Альенде – ученый, при том, что они уже недолго беседовали о его, Стаффорда, проекте.
Но задача состояла не в том лишь, чтобы внедрить проект Стаффорда Бира в Чили. Нужно было исходить из финансовых возможностей Республики Чили, которые были ограничены.
Стаффорд прилетел в Сантьяго. В его чилийской команде специалистов, работающих по проекту, были Варела и Матурано, которые быстро поняли, в чем суть его идей, так что работа закипела. 
Проект назвали «Киберсин». Задача  Киберсина была несколько уже, чем «безбумажное управление» Глушкова. В Чили нужно было организовать мониторинг промышленных предприятий. Связь с ними осуществлялась приспособленными для этого вполне обычными телефонами. 
Наконец, система была налажена. Сделали пробную передачу сообщений из ряда предприятий и её обработку машиной, установленной в президентском дворце.
Альенде был доволен. Стаффорд поехал в Британию отдохнуть, поесть яичницу с бэконом, попить чай с молоком, прокатиться через Темзу на двухэтажном автобусе, расслабиться. Запуск всего Киберсина  через месяц.
11-го сентября 1973 года Бир узнал из сообщений Би-Би-Си, что его друг Альенде убит штурмовиками на пороге его дворца, власть в Чили захватила военная хунта, Пабло Неруда умер от инфаркта, на стадионе убит певец Виктор О’Хара, лидер коммунистов Луис Корвалан – в застенках. Проект Стаффорда Бира, вследствие всего этого, тоже рухнул. Советские студенты, бывшее в это время на уборке картофеля, были в полном шоке. Они ожидали, что Чили, как Куба, станет ещё одной страной соцлагеря, но она стала страной кровавого фашизма.
Сотрудники Киберсина в Сантьяго  долго не раздумывали, что им делать. Они – команда Альенде, нужно уезжать из страны, чем быстрей, тем лучше. Варела и Матурана переехали в Аргентину. 
*
  Продолжение: http://proza.ru/2023/01/21/1110