Стремление познать Истоки или крушение мифа

Кузьма Калабашкин
О фильме Френсиса Форда Копполы по мотивам одной из книг Мирчи Элиаде «Молодость без молодости»  («Youth Without Youth», 2007)


В 2007 году, когда на экраны вышел фильм «Молодость без молодости» по одноименной книге Мирчи Элиаде – почтенному профессору уже исполнилось бы 100 лет.
К моменту выхода фильма -  Элиаде уже более 20-ти лет был мёртв.
Коппола же – приближался к своему 70-летию:  самое время подвести итоги своей жизни и своего творчества.

Знаменитый режиссёр не нашел лучшего сюжета, чем книга румынско-французско-американского философа, культуролога и религиоведа.

Публикум принял фильм прохладно (чтоб не сказать плохо) – в прокате фильм собрал USD 2,6 млн. при затратах в USD 5 млн. (в сети пишут, что бюджет фильма обеспечил сам режиссёр из собственных средств)
Не сравнить, конечно, с «Суперменом» или там с «Бэтменом».

В общем, публикум фильмом не особо заинтересовался, несмотря на именитого режиссера.

Однако дело в том, что нам на реакцию публикума – наплевать.
Мы сами посмотрели фильм.
И вот что о нём скажем:

Сюжет фильма незатейлив, как грабли:

Идёт 1938-й (тот самый, проклятый для Румынии год, когда вождь Железной Гвардии – Корнелиу Кодряну и 13 его соратников были подло убиты жандармами в Танкабештском лесу, а Мирча Элиаде - посажен в концлагерь)

70-ти летний профессор  философии и лингвистики Доминик Матей, посвятивший жизнь идее найти начало происхождения языков, во время грозы поражается молнией.
В клинике профессора Станчулеску, куда его отправляют, он, к удивлению врачей (и собственному удивлению), начинает молодеть и, в конце концов, превращается в человека лет этак сорока.

Немецкие нацисты проводят над Домиником ряд экспериментов. Они надеются, что феномен омоложения Доминика поможет им  в создании новой человеческой сверхрасы.
Впрочем, - это антураж.
Главное начинается потом.

Потом, помолодевший профессор встречается с Вероникой, девушкой, которая пережила автокатастрофу.
Вероника, ставшая возлюбленной Доминика, погружается в сны, во время которых начинает разговаривать на древних языках: древнеиндийском, древнеегипетском  и проч.
На шумерском (а цивилизация шумеров, вроде бы, считается самой древней на нашей планете)

Заковыка в том, что с погружением в каждый более древний язык – Вероника стареет.
Доминик – оставляет Веронику:  он не хочет, чтобы его возлюбленная, познавая всё новые языки,   старела, погружаясь все глубже и глубже в  Бездну.
Поскольку достижение самой глубины - конечной точки познания – это СМЕРТЬ или НЕБЫТИЕ.

Во многой мудрости – много печали.
И кто умножает познания – умножает скорбь (Экклезиаст)

Френсис Форд Коппола, похоже, достиг этого понимания на склоне своих лет.
А вы?