Двадцать седьмой

Христина Либенсон
                1.КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

   Первый раз в жизни пожалела, что не умею фотографировать и не могу запечатлеть крещенскую траву. Не крещенский мороз, не крещенский снег, не крещенскую слякоть, а свежую зеленую крещенскую траву.

                2.КРЕЩЕНИЕ

   Ночью снег засыпал мою чудную травку. Утром слякоть и скользко.
   И все равно ПРАЗДНИК!!! И ВОДА!!!

                3.КУЛЬТУРНЫЙ КОД

   Вчера, топая по супермаркету, услышала за спиной обрывок разговора:
   -…прямо, как Бубликов из «Служебного романа»…
   Это меня греет уже второй день. Каким-то таинственным образом Бубликов объединяет всех, кто его помнит.

                4.ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

   Как сочетается Абсолютная Любовь с изгнанием из Рая? Часто в мыслях возвращаюсь к этому.
   После грехопадения люди спрятались от Бога, больше не хотели Его видеть. Тем, кто не хочет видеть Бога, что им делать в Раю?
   Все зависит от желания человека.

                5.ОТЧЕ НАШ

   В храме очаровательный карапуз вырывался из рук родителей, катался по полу, ойкал, ухал и всячески проявлял свою волю. Смотрела на него и радовалась.
   И вдруг подумала: Бог на каждого человека смотрит так же, как я на этого малыша.
   И как же это хорошо!

                6.БОГОСЛОВЫ

   Дети построили в Майнкрафте дом Бога. Такой домик на небе, светленький, весь в снежинках. Внутри комната поделена пополам. На одной половине живет Бог, на другой - черт. Ты можешь закрыть Бога и тогда ты будешь жить только с чертом. Или закрыть черта - и будешь жить только с Богом.
  Облако, на котором дом стоит, строил мальчик. А девочка придумала, что там заперто добро и зло. Она говорит: можно открыть только Бога или только черта. Или вообще никого не открывать. Или открыть обоих, но тогда будут ссоры и битвы. Она советует Бога не закрывать, иначе «все потеряешь».

                7.МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА

   -Христос нас уже давно на Небе ждет, а мы здесь все ходим и ходим.

                8.ЗАКОНЫ И ЛОГИКА

   Евангелие приобщает нас к законам и логике духовного мира, кардинально отличающимся от логики и законов падшего мира.

                9.ВОСХОЖДЕНИЕ

   Когда приготовишка узнает, что есть буква «а» и есть буква «б», он начинает гордиться своей ученостью и проверять взрослых, знают ли они эту премудрость. Серьезные ученые прекрасно понимают, как ничтожно мало знаем мы о мире, а великий мудрец Сократ говорил, что он знает, что ничего не знает. В глазах приготовишки Сократ выглядит дураком (сам ничего не знает, а других учит) или лжецом.
   Возрастание парадоксально, оно ведет человека от «я все знаю» до «я знаю, что ничего не знаю».

                10.ПАРАДОКС

   Гениальные Цветаева и Маяковский о самых обычных людях и явлениях писали с восхищением и восторгом. А обычные люди писали об этих гениях, как строгий учитель о двоечнике – тут не то сделал, там не то сказал, этого не понимал, того не делал, оценка 2.
   Гений – человек, близкий к Богу, способный взглянуть на людей и жизнь глазами Бога, с любовью и восхищением, углядеть во всем проблески гениальности. А обычный человек видит во всем и всех только свою обыденность.
   Когда-то я об этом писала, но сегодня опять ярко подумалось.

                11.ПУТАНИЦА

   Множество бед происходит от того, что люди свою меленькую, грязненькую, убогую, эгоистическую правдочку принимают за Великую Правду Божию.

                12.БОЛИВАР

   «Надев широкий боливар»… Я не знала, что такое боливар, и меня это не волновало. Оделся в какую-то одежонку и поехал.
   Потом узнала, что боливар - это шляпа, и порадовалась  новому знанию.
   Недавно прочла, что такие шляпы на западе когда-то носили либералы. Ну да, конечно, у Пушкина нет лишних слов, эта шляпа выражала принадлежность к тусовке, но какой? В молодости много читала о том времени – дневники, мемуары, письма, но как-то про носителей боливаров ничего не попадалось.
   Нет у меня времени и сил изучать этот вопрос, да и не так меня интересует Онегин, чтобы стараться больше о нем узнать.  Оделся в какую-то модную одежонку и поехал…
   А сегодня подумала, что все мои знания такого же уровня и ценности, как то, что боливар – это шляпа. И совсем не жалко, что забываю все, что знала.

                13.ЗЛОДЕИ

  Время от времени раздаются призывы молиться за всех злодеев, мол, без этого нет христианства. Иногда это мотивируют тем, что Христос велел любить врагов, а иногда тем, что Христос нацеливает нас на молитву за весь мир.
   Любовь к врагам – это молитва за тех людей, которые здесь и сейчас делают мою жизнь невыносимой. Желать им не адских мучений здесь и Там, а спасения души. А вовсе не молитва за всех когда-либо живших злодеев, которые лично мне никакого зла не причинили. При этом надо понимать, что любовь к врагам не начало пути, а вершина.
   Молитва за весь мир – это мировой рекорд, к которому надо стремиться, прекрасно понимая, что не все его достигнут, а отнюдь не обязательное упражнение для начинающих.

                14.МЕЧТА И МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ

   У Королева мечта, у Манилова мечтательность.
   Родственные слова, а какие разные.

                15.ДОБРОЕ СЛОВО

   Три года последними словами ругала «пандемию», пора сказать о ней доброе слово.
   Этот проект показал истинную цену всех кумиров – независимой науки, независимой прессы, демократически избранных правительств независимых государств, самой  независимости государств, свободы, демократии, прав человека, - причем на всей планете, развенчал всех идолов и кумиров.
   Что же тут нового? Я всегда это знала, да и в Книге написано «Не сотвори себе кумира». Но одно дело знать, а другое осознать, увидеть своими глазами и почувствовать на своей шкуре. Это намного крепче и убедительнее, чем теоретические знания.
   Что же остается в сухом остатке? То же, что и всегда. Бог и искра Божия в тех людях, которые ее в себе еще не угасили.

                16.ПОМЕЛО

   Сегодня первый раз в жизни ела помело. И загадала желание. Какое – не скажу, чтобы не сглазить.
   А фрукт понравился.

                17.ЭТАПЫ

   Молишься в глухую стену. Никакого ответа. Нет, отказа тоже нет, и понимаешь, что надо молиться, но ничего не происходит.
   Начинаешь видеть свое несовершенство, нет не все целиком, такого человеку не вынести, а кусочек. Понимаешь, что именно этот кусочек, который зачастую кажется совсем крошечным, является претыканием в молитве.
   Синергия по исправлению этого кусочка.
   Начинается какое-то движение в области твоего прошения, странное и далеко не радостное, абсолютно непонятное. И это может длиться очень долго, приводить в уныние, доводить до отчаяния.
   Ослепительный результат, неизмеримо превосходящий прошение. И тогда видишь, что все, что было, -  домостроительство Божие. Или не видишь…

                18.ГЕРЦЕН

   «Жесток человек, и одни долгие испытания укрощают его; жесток в своем неведении ребенок, жесток юноша, гордый своей чистотой, жесток поп, гордый своей святостью, и доктринер, гордый своей наукой, - все мы беспощадны и всего беспощаднее, когда мы правы. Сердце обыкновенно растворяется и становится мягким вслед за глубокими рубцами, за обожженными крыльями, за сознанными падениями; вслед за испугом, который обдает человека холодом, когда он один, без свидетелей начинает догадываться - какой он слабый и дрянной человек. Сердце становится кротче; обтирая пот ужаса, стыда, боясь свидетеля, оно ищет себе оправданий - и находит их другому. Роль судьи, палача с той минуты поселяет в нем отвращение.»
   Очень важные слова сразу про все – и про смысл страданий, и про нищету духовную, и про смысл жизни.
   Когда в отрочестве читала «Былое и думы», меня зацепила эта фраза, потом много раз к ней возвращалась. Ничего из книги, кроме нее и не помню. Перечитать? Или одной этой фразы достаточно…
   Кстати, нашла эту фразу под заголовком «Изречения корифеев революции».

                19.ПРЕДИСЛОВИЕ

   Скачала «Былое и думы» и начала читать:
   «…много надобно времени для того, чтобы иная быль отстоялась в прозрачную думу – неутешительную, грустную, но примиряющую пониманием. Без этого может быть искренность, но не может быть истины!»
   «В монахе, каких бы лет он ни был, постоянно встречается и старец и юноша.»
   « Монахи спасались от минут ропота молитвой. У нас нет молитвы: у нас есть труд. Труд – наша молитва.»

                20.ЛИЧНОЕ СПАСЕНИЕ

   Появилось много людей, которых возмущает идея личного спасения: «Эгоисты! Только о себе думают! Спасать надо всех1»
   При этом никто не возмущается людьми, которые работают, зарабатывают себе на жизнь и при этом не содержат всего человечества. А ведь тоже эгоисты. Не были бы эгоистами, бросили бы работу… :) 
 
                22.ПАРАДОКСЫ

   Надо иметь мудрость Сократа, чтобы понимать меру своего человеческого неведения, и святость великих подвижников, чтобы видеть глубину своей человеческой испорченности.               
               
                23.ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

   Сказочный день с фантастическими подарками.
   Такие может подарить только Бог, только по молитвам моего дорогого и любимого батюшки, и только в его День Ангела.
   Радуйся, отче Венедикте!               
               
                24.ИКОНЫ

   Икона Ветхого Завета – Скрижали.
   Икона Нового Завета – Чаша.
   Икона нашего времени – доктор теологических наук Грета Тунберг.               
   
                25.СТРАХОВАНИЯ

   Человек очень боялся одной болезни и два года принимал все возможные меры, чтобы не заразиться. Потом заболел, болел тяжело и долго. И в этой болезни получил глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. и очень красивое обновление души, при этом избавился от своих многолетних страхов.               

                26.ГУСЕНИЦА

    В прекрасном саду под теплым солнышком гусеница жует сочный зеленый лист и ей совсем не хочется оборачиваться в тесный и неподвижный кокон.
   Но только из кокона вылетает прекрасная бабочка.

                27.РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

   Бог – Творец, сатана – критик.

                28.МИР

   Разрешили дышать и ходить. Преступные решения, которые запрещено было обсуждать, называют преступными в ведущей прессе.
   Мир стал лучше? Правители стали мудрее и добрее?
   Нет. Просто кукловоды дьявола дернули за другую ниточку.

                29.ТЕПЛО

   Красота , благодать.
   Днем не успела в парк выйти, решила вечером пойти, на цветочки синенькие полюбоваться.
   Совсем за зиму забыла, что вечером мошкара гулять выходит.

                30.ИУДА

   Умным и образованным людям наскучили прописные истины. Им интересно поговорить о том, почему Господа продали так дешево, рассмотреть поведение Иуды с психологической точки зрения, порассуждать о том, причастился ли он,  попал ли в Рай. Чисто теоретически, без всякой ненависти к греху. Игры разума. Вроде как в картишки перекинуться.
   Но если не повторять постоянно прописные истины, то очень быстро люди перестают считать их истинами, что мы сегодня и видим. Повторение – мать учения.
   А что сделать, чтобы прописные истины перестали быть тривиальными и скучными? Надо чтобы они прошли через твой ум и сердце, стали твоей кровью и плотью.
   Героиня последней пьесы Островского «Не от мира сего» говорит, что нет ничего хуже, чем предать любовь, потому что предающий любовь убивает душу.
   И в Евангелии это же написано.
   И это все, что нам надо знать об Иуде. (Для спасения души, а не для игр разума. Что касается игр разума, то я сама люблю иногда в картишки перекинуться, и не только в картишки.)

                31.МАСТЕР И МАРГАРИТА

   Пересмотрела сериал Бортко и на сей раз все, что раньше было непонятно, стало на свои места.
   Век живи…

                32.АЛЬТЕРНАТИВА

   Почему многие люди придерживаются ложной альтернативы: либо признать проблему другого человека самой важной на свете, все силы прилагать, чтобы ему помочь, требовать от других, чтобы тоже помогали и т.д., либо признать проблему другого человека не имеющей значения, насмехаться над ней, возмущаться тем, что он имеет наглость заикнуться о своей проблеме и т.д.
    Наверно потому, что люди не сотрудничают друг с другом, а сражаются, разделившись на «своих» и «чужих».
    А если сотрудничать, то нет никакой альтернативы, а один простой и ясный путь – признать, что у человека есть проблема, не уничижать и не насмехаться. И самому решать, в какой мере помогать этому человеку. Вроде бы очень просто, а в жизни редко встречается.

                33.ГУЛЛИВЕР

   Думала о происходящем, и думы были невеселые. Вдруг вспомнила войну остроконечников и тупоконечников – и развеселилась.
   Уж очень я смешливая, братцы.

                34.ЗУБ

   Еле держится, шатается, воспаляется. Из-за него рот плохо закрывается. И все-таки страшно с ним расстаться – последний в челюсти, единственная надежда и опора. Но пришлось удалить – и сразу стало неизмеримо лучше.
   Теперь сижу и думаю, сколько у меня в жизни таких «зубов».

                35.ПРАВОТА

   Если человек считает себя обладающим правотой, он уверен, что может оскорблять и унижать других людей, вообще их за людей не считать. Это очень распространенная позиция.
   Не говоря уже о том, что правота часто оказывается мнимой или такой мелкой и ничтожной, что ее и правотой назвать нельзя, но даже если человек обладает подлинной правотой, разве это дает ему право отказывать в уважении другим людям? Ни в коем разе. Как только человек перестает уважать других людей, в ту же секунду вся его праведность превращается в порок, а вся борьба за правду в потакание своим страстям и преступления.
   Недаром в Евангелии сказано:
    «кто же скажет брату своему: «рака;»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. //*Пустой человек. /**Верховное судилище.» Мф. 5,22

                36.НИЛ СИНАЙСКИЙ

    Хотела назвать «Цитата дня», потом «Цитата нашего времени», но это цитата на все времена:
   «для чего демонам желается возбуждать в нас своим воздействием чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти? Для того, чтобы ум, одебелев от них, не мог молиться как должно; ибо страсти неразумной части нашей, начав действовать <пришедши в движение>, не позволяют уму действовать разумно.»
   Человеку кажется, что он такой пылкий, эмоциональный, искренний, живой, а на самом деле, он - потерявший способность мыслить разумно. Блестяще сказано: «страсти неразумной части нашего тела… не позволяют уму действовать разумно». Так просто и самоочевидно.

                37.ВЕСНА

   Весна, настоящая весна.
   75-я весна моей жизни. Теперь вижу старость изнутри. Дряхлое немощное тело, а душа не стареет, душа не поддается времени.
   Потому что тело временно, а душа вечна.

                38.ПАВЛОВЫ И АПОЛЛОСОВЫ

   Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор.1:12-13)
   Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? (1Кор.3:4)
   Почти две тысячи лет прошло, а люди говорят все то же самое. Не плотские ли мы после этого?

                39.ПЕТР И ПАВЕЛ

   Павел чудовищно заблуждался, Петр проявил слабость. Господь простил, исправил и поставил их первоверховными апостолами.
   Господь прощает, исправляет, изглаживает заблуждения и немощи тех, кто любит Бога всем сердцем и отдает всю жизнь на служение Ему.

                40.УТРО

   Утро, пока не разменяешь его на ритуал утреннего вставания и суету текущего дня, - идеальное время для появления идей.
   Недаром Пушкин любил работать над своими произведениями по утрам, лежа в постели. Умница Пушкин!

                41.ИГРА

   Цель игры – обыграть своего противника. Но в глобальном смысле противник является партнером, без него игра невозможна и от него в равной мере зависит качество игры.
   А как в жизни? «Враги человека являются его духовными друзьями».

                42.ЛЮБОВЬ

   «Любить, значит видеть человека таким, каким его задумал Бог…» - эти слова Марины Цветаевой зацепили меня с первого раза, я еще в Бога тогда не верила.
   И чем дольше живу, тем больше восхищаюсь глубиной и точностью этих слов. Видеть человека глазами Бога, видеть замысел Божий, уподобляться Богу…
   А чьими глазами мы видим тех, кого не любим? Хорошо, если только человеческими, а не дьявольскими.

                43.О ГЛУПОСТИ

   «…кто же скажет брату своему: «рака;»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.» Мф. 5,22 Причем эти слова идут по номинации убийства. Почему? Много раз об этом думала, но ничего не придумала.
   А сегодня вспомнила, что мне в жизни посчастливилось общаться с некоторыми очень умными и мудрыми людьми, не обязательно верующими, и никто из них никогда не называл других дураками…

                44.ЕЩЕ О ТОМ ЖЕ

   Не оставляет меня Мф.5,22.  Думала, прочла все комментарии к стиху на азбука.ру, еще думала. Пока получается так. Если я считаю человека безмозглым, то этим лишаю его человеческого достоинства и приравниваю к скоту со всеми вытекающими последствиями. В духовном плане это убийство, которое легко может перейти и в материальный план, что мы постоянно наблюдаем.
   Каждый человек очень мало знает и понимает в домостроительстве Божием, и если человек с куцыми человеческими знаниями судит, кто является человеком, а кто нет, то он мнит себя Богом – только Бог может судить.
   Получается, что другого человека и за человека не считаешь, а себя мнишь Богом. Вроде бы такая мелочь – дураком назвать…

                45.НЕ СУДИТЕ…

   Часто встречаю совершенно дикие суждения людей 21-го века о людях 20-го века, причем от адекватных людей. Как будто они не понимают, что тогда была совсем другая жизнь и другие люди. Меряют их поступки на себя сегодняшних и выносят вердикт.
   А сегодня подумала, что и у людей одного поколения, у ровесников, очень разная жизнь и разный опыт, одновременно с нами существует великое множество вселенных, которые мы не знаем и не понимаем, меряем на себя и выносим вердикт.
   Да, теоретически мы знаем, что судить нельзя, не говоря уже о осуждении, но мы же ясно видим, не можем не видеть и придумываем разные уловки для оправдания своего суда.
   Кстати, хорошая художественная литература дает нам возможность изнутри увидеть другие вселенные, понять свою ограниченность и научиться не судить. Если мы, конечно, хотим научиться не судить, а не стремимся расширить поле своего суда, мол, Гамлет – мямля и ботаник, Отелло – безмозглый бешеный ревнивец и т.д.
   Очень трудно человеку понять и осознать, что взгляд с его колокольни не единственно возможный и даже не самый правильный.

                46.ОРТОДОКСИЯ

   Прочла «Ортодоксию» Честертона. Изумительное лакомство для разума и души, аж копытом била от восторга.

                47.ЕРЕТИКИ

   Читаю «Еретиков» Честертона. Хочется не только читать, но даже переписывать, причем все подряд:
   «Глубоко убежденный человек кажется странным, ибо он не меняется вместе с миром. Миллионы людей считают себя здравомыслящими, потому что они успевают заразиться каждым из модных безумий; вихрь мира сего втягивает их в одну нелепость за другой.»
   «Вот он, единственный изъян в величии Шоу. Этот писатель не может стать поистине великим только потому, что ему трудно угодить. В нем нет смирения — самого мятежного из наших свойств, — и потому он так настойчиво проповедует сверхчеловека. Много лет он ругал людей за их отсталость и вдруг обнаружил со свойственным ему умом, что обычный двуногий человек вряд ли может быть прогрессивным. Усомнившись в том, что человек и прогресс совместимы, всякий, кому угодить легко, махнул бы рукой на прогресс и остался с людьми. Но Шоу угодить трудно, и он, отбросив человечество со всеми его слабостями, предался прогрессу ради прогресса.
   Если существующий человек не способен принять новую философию, Шоу ищет не нового учения, а нового человека. Поясним сравнением: убедившись в том, что ребенок не ест какой-то пищи, нянька не просит дать что-нибудь другое, а выбрасывает из окна ребенка и требует нового. Шоу не может понять, что мы ценим и любим человека — пьющего пиво, создающего веры, драчливого, слабого, чувствительного, достойного человека. Все, что основано на нем, бессмертно; все, что основано на мифе о сверхчеловеке, гибнет вместе с породившими его цивилизациями.»

                48.ТРОИЦА

   Какие мы, люди в храме? Еле двигаемся. Еле шевелим мозгами. Не умеем сложить свою жизнь. Не умеем исцелить свою душу.
   А вместе мы Церковь - та самая, которую не одолеют врата адовы. В нашей немощи Сила творится.
   С Праздником, дорогие мои!

                49.ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

   Читаю «Вечный человек» Честертона. Это история человечества, написанная не с экономической, а с духовной точки зрения. Очень интересно и убедительно.

                50.СТЕАРИНОВАЯ СВЕЧКА

   Из романа «Рудин» (1856) И. С. Тургенева (1818—1883), слова Пигасова (гл. 2): «Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка». Это, по мысли женоненавистника Пигасова, типичный образец женской логики.

   Сейчас на всей планете из каждого утюга вещают, что дважды два стеариновая свечка. И многие люди этому искренне верят…

                51.О СМЫСЛЕ               

   На этой планете нельзя просто жить и радоваться, каждый человек становится палачом или жертвой. (Конечно, ветхий человек всегда считает себя жертвой, но есть объективная реальность.) Бог принимает только молитвы жертв, молитвы палачей до Бога не доходят.

   Ветхий человек вдыхает кислород любви и выдыхает углекислый газ ненависти. Святой человек вдыхает углекислый газ ненависти, злобы, эгоизма, зависти и выдыхает кислород любви. Святые люди очищают атмосферу планеты.
 
   Духовный закон можно сформулировать одним словом – бумеранг. Если человек запускает маленький бумеранг зла, это приносит зло ему самому, если средний – его роду, если большой – его народу. Закон неотвратим, сколько бы ни оправдывал себя человек тем, что он восстанавливает справедливость и т.д. То же с бумерангом добра. Заповедь о любви к врагам – личная духовная гигиена.

                52.АНТИХРИСТ

  Давно думала, как же люди примут антихриста за Спасителя, ну не дебилы же мы.
   Любопытство – очень тяжелый грех, который наказывается его удовлетворением. И мы наблюдаем небывалый разгул зла на планете, направленный на уничтожение человечества, который подается сугубо под видом спасения. Спасаем старушек, климат, целостность, ценности, границы… И люди верят… Уму непостижимо, но верят. И так будет до самого конца света, когда бы он ни наступил.
   Нам остается только одно – просить у Бога сил, мужества, мудрости и любви, чтобы в самый страшный час сказать:
   -Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят.

                53.О ПОСЛУШАНИИ

   Иуда выполнил благословение священноначалия. И Христос ему сказал: «Иди и делай что задумал».
   И попал в ад.
   Почему?

                54.КНЯЗЬ

   В сериале «Тайны института благородных девиц» главный злодей – князь. Его главная страсть не сребролюбие и не блуд, а желание вершить судьбы других людей вместо Бога, «сравняться» с Богом.
   На нашей планете люди, одержимые страстью дьявола, встречаются не только в сериале.    
               
                55.ЛОШАДИ

   Слушала на днях передачу о воспитании лошадей в стиле либерти. А сегодня вспомнила и подумала, как хорошо было бы, если бы и к людям так относились…
   Похоже, что наша планета не для этого предназначена.

                56.ПРОКРУСТ

   Все мы в той или иной степени являемся прокрустами.
   И это нам не плюс.    

                57.ЛУНА С НЕБА

    Какой-то крутой миллиардер советовал изучать свои желания, спускаясь на четыре уровня. Например, человек хочет купить новое пальто. А почему, чего он хочет этим достигнуть? Он хочет обратить на себя внимание. А почему, зачем ему это? Он хочет понравиться людям. А почему он хочет понравиться людям? Он хочет завести себе какую-нибудь тусовку. А почему он хочет завести тусовку? Он хочет избавиться от одиночества. Но ведь покупка нового пальто не избавляет от одиночества.
   На днях духовный человек дал такой же совет, рассуждая о трезвении, только не ограничил количества уровней – кому сколько по силам.
   В первый момент удивилась совпадению, но ведь это общий путь достижения результата. Сперва надо понять, чего хочешь.
   Моя подруга говорила: «Нельзя помочь человеку, который сам не знает, чего хочет. Сперва надо понять, чего ты на самом деле хочешь, а потом уже искать пути достижения – даже если это луна с неба».

                58.ШУТОЧКА

   Прислали на днях шуточку. Экскурсия по Золотому кольцу посетила мужской монастырь. Осмотрели монастырь и спрашивают, где здесь туалет, им показали. Приходят, видят две двери, на одной «Б», на другой «С». Смотрят и в голове у них слова непотребные крутятся, причем только женского рода, а где же мужской туалет? Спросили у проходящего мимо послушника. Оказалось, что «Б» и «С» - это братья и сестры.
   Не отпускает меня эта шуточка. Мы ведь смотрим на людей и думаем, кто они – б…. или с…? А они наши братья и сестры.

                59.КПД

   Когда-то давно встретила мысль, что КПД человеческих отношений меньше, чем КПД электрической лампочки. (Сейчас КПД лампочки 4-5 процентов, тогда был еще меньше.)
   Нам хочется от человеческих отношений ста процентов, но не стоит огорчаться - лампочка, несмотря на низкий КПД очень полезная и незаменимая штука, как и человеческие отношения.

                60.СОРТИРОВКА МУСОРА

   Вчера услышала какого-то маститого американского ученого с кучей регалий. Он говорил об изменении климата. Нет, сортировка мусора и пукающие  коровы – это не моя тематика, но он говорил, что катастрофическое изменение климата идет из космоса, а космос – другое дело. Решила послушать несколько минут.
   Он обращался к президентам США, Китая и России и призывал прекратить все войны, открыть все границы, соблюдать права всех людей, собрать лучших ученых всего мира, дать им доступ ко всей информации и неограниченное финансирование, поставив перед ними одну единственную задачу – спасение человечества.
   До такого никакие фантасты не додумались. Собрать лучших ученых библейского Содома и поставить перед ними задачу – научными методами спасти Содом. Конечно, если бы люди перестали мучить и убивать друг друга и сплотились для спасения человечества, то это была бы уже история Ниневии, а не Содома, даже и науки бы не понадобилось. Но наша планета больше похожа на Содом, а не на Ниневию. Очень хотелось бы в этом ошибиться…
    Вчера же попалась статья – опрос рядовых американцев. Оказывается, многие ожидают конца света в следующем году и намереваются запастись водой, продуктами, медикаментами и теплой одеждой, чтобы комфортно его пересидеть. По-моему, это более реалистично. )))

                61.ОБЪЕКТИВНОСТЬ

   Участвовала в интернете в обсуждении кино. Оказалось, что только я ассоциирую себя с героями фильма, а остальные смотрят кино объективно.
   Не оставляет меня эта объективность.  А сегодня проснулась с мыслью, что эта «объективность» - отсутствие эмпатии.
   Если раньше искусство было нацелено на воспитание эмпатии в людях, то нынешнее искусство направлено на уничтожение эмпатии, на расчеловечивание.  И это тренд нашего времени, отраженный в искусстве.
   "Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает." - Это уже не про нас.

                62.МЕРА

   Много лет назад афонский иеромонах привел такую историю. Монах говорит другому: «Прости меня, брат, что я своими словами всколыхнул все дерьмо в твоей душе». Прочла и возмутилась – как же можно так просить прощения?! А еще монах! Да это же оскорбление, а не просьба о прощении. А дальше было написано, что это услышал опытный монах и сказал: «Он попросил прощения в свою меру».
   Часто вспоминаю эту историю. Людям свойственно бинарное мышление «истина-ложь» или новомодный взгляд, будто истины вообще нет (он не новый, а старый, еще Пилат так думал, но сейчас он опять в моде). Конечно же, истина есть, но у каждого человека своя мера постижения истины, и именно об этом мы всегда забываем. Да, сегодня у меня в этом вопросе другая мера, но тоже бесконечно далекая от совершенства (и даже эта мера у меня не всегда была). А сколько же на свете людей, мера которых еще ниже, чем у этого монаха! Он все-таки хоть как-то пытался попросить прощения.

                63.НА УЛИЦЕ

   Иду по улице. Иду очень медленно – иначе уже давно не получается.
   По этой же улице передвигаются два подростка лет десяти – мальчик и девочка. Они порхают вприпрыжку и щебечут.
   Поравнявшись со мной, мальчик изумленно спрашивает:
   -Почему она так медленно идет?
   И упархивают дальше.

                64.МРАКОБЕСИЕ

   Заменяя религию наукой, люди думали, что избавляются от мракобесия. Теперь мракобесие идет через «Науку».
   Мракобесие свойственно не религии и науке, а людям.             
               

                65.ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ

   Старый советский анекдот.
   Учительница вечерней школы спрашивает учеников, о чем они думают, глядя на кирпич.
   Один отвечает:
   -О наших славных рабочих, которые трудятся на изготовлении кирпичей.
   Другой:
   -О замечательных домах, которые построят из этих кирпичей для наших славных рабочих.
   Третий:
   -А я думаю о бабах.
   -Почему, глядя на кирпич, ты думаешь о бабах?!
   А я всегда о них думаю.
   Анекдотец довольно глубокий. Мысли, чувства и действия человека идут изнутри, зависят от его личности, внутренней мелодии, а внешнее является лишь поводом, иногда ничего не значащим или никакого отношения к делу не имеющим.
   Сейчас читаю биографию о.Александра Меня из ЖЗЛ. Прочла, что он принял решение стать священником в 12-летнем возрасте, увидев в небе огромный портрет Сталина.
   Когда-то давно слышала о человеке, который уверовал в Бога, лежа на печке. Лежал-лежал и вдруг понял, что Бог есть.
   У каждого свой «путь в Дамаск».               

                66.УМНАЯ МЫСЛЬ

   «Все, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.»  Сократ
   Услышала эти слова в детективном сериале и поняла, почему так не люблю цитатчиков. Те же самые слова из уст одного человека являются истиной, из уст другого - ложью. Цитатчик не просто лжет, а оскверняет истину.

                67. «ЧУДО»

   Прочла на днях у Клайва Льюиса: «Мы выносим из опыта то, что нам позволит наша философия; и потому бессмысленно к нему апеллировать, пока мы не решили философских вопросов.»
   Философия - это стекло, через которое мы смотрим на мир и на свой опыт - наружу и внутрь. Философия есть у каждого человека, даже у такого, который никогда этого слова не слышал. Поэтому людям так трудно понимать друг друга. Человек ясно видит, что предмет красный, а не понимает, что смотрит на него через красное стекло. Или человек ясно видит, что предмет большой, но не понимает, что смотрит на него через микроскоп.

                68.ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МЕНЬ

   «В то время почти все храмы были закрыты, Лавра была почти закрыта (кроме двух церквей), я черпал свое видение внутрицерковной картины из литературы, из поэзии, из того, что создавал Нестеров, из всего, что вокруг этого… Это видение не было основано на реальности. Представляете, Нестеров, Флоренский, Булгаков, Загорск… — создавалась легендарная картина, такой град Китеж, некое идеальное царство. Картина прекрасная, и она, конечно, отражала что-то идеальное в жизни Церкви. Но она не соответствовала реальности. Когда я увидел действительность ближе, я понял, что это всё где-то в сердцах людей, и не надо искать этого на земле…»

                69. «ЧУДО»

   «С недавних пор и далеко еще не повсюду люди могут лишь собственным умом дойти до веры в сверхъестественное. Во всем мире всегда авторитет и предание передавали людям то, что узрели и нашли философы и мистики; и все, кто не умел сам размышлять, получали необходимое в мифе, ритуале, в укладе жизни. Сто с небольшим лет природоверы возлагают на людей бремя, которого прежде никто бы на них не возложил: мы должны сами обрести истину или остаться ни с чем. Тут могут быть два объяснения. Возможно, восставая против традиции и авторитета, человечество совершило страшную ошибку, которая стала роковой, как ни оправдана она разложением тех, кто был облечен авторитетом и передавал традицию. Возможно, Господь проводит сейчас опасный опыт – Он ждет, чтобы обычные люди сами, своим умом заняли высокие посты мудрецов. Тогда исчезнет разница между неразумным и мудрым, и ради этого стоит потерпеть. Однако надо помнить, и четко: или мы согласны отступить и снова стать покорными рабами предания, или мы должны карабкаться вверх, пока не обретем мудрость. Тот, кто не хочет ни того ни другого, обречен на гибель. Общество, где обычные люди подчиняются немногим провидцам, жить может; общество, где провидят все, живет еще лучше; но общество, где люди не поумнели, а провидцев уже не слушают, может прийти лишь к пошлости, подлости и смерти. Словом, идти можно только вперед или назад.»

                70.ЮЛЕНЬКА

    В белом гробу, в белых кружевах, живое прекрасное лицо без тени смерти. Во время разрешительной молитвы солнце залило храм.
   Не отпевание, а венчание.

                71.РУССКИЙ БОГ

   В книге о русском женском монашестве приводится такая история. Жила в России девочка (то ли еврейка, то ли татарка – не помню, но не христианка). Однажды отец дал ей важный документ и велел сохранить. Сказал, если документ будет утерян, их семья погибнет. Девочка положила документ в карман платьица, платьице попало в стирку, документ был уничтожен.
   Когда девочка это поняла, она впала в полное отчаяние, но среди отчаяния вспомнила, что русские люди в своих бедах и нуждах обращаются к какому-то Николаю – и он им помогает. Она крикнула в небо:
   -Русский бог Николай, помоги мне! – и в ту же минуту у нее в руке оказался уничтоженный документ, целый и невредимый.
   Радуйся, Николае, великий Чудотворче.

                72.ВЕК ЖИВИ…

   Всю жизнь думала, что не люблю комплиментов, но оказалось, что просто никогда настоящего комплимента не слышала.
   Сегодня нищие на паперти сказали, что я самая красивая девушка на свете. Давненько меня девушкой не называли…)))
   Сказала бы, что эти нищие сделали мой день, если бы твердо не знала, что сегодня мой день сделал Николай-Чудотворец.               

    



Фотография Галины Карасевой (летняя)