Владимир Маковский. В сельской школе

Геннадий Мартынов
    Надо посмотреть. Нет, надо очень внимательно посмотреть на то, что Маковский живописно изобразил на картине. И даже более того, надо проникнуться всем тем, что здесь  изображено. Невидимкой войдём в это видимое пространство деревенской школы. А то , что это школа, в этом нет никакого сомнения. Но это уже давно ушедшая от нас натура. И она уже никогда не вернётся. Нет, не вернётся. И все эти милые  детки, сидящие в деревенской избе за длинным деревянным столом, давно выросли, прожили свои жизни и ушли в непостижимое небытие. Как не грустно это сказать.

     Но если мы ощущаем себя  неотделимой частью тока времени нашей общей истории, то мы поймём, что все эти детки, занятые школьными трудами, нам совсем не чужие.  Они нам родные по праву наследования,  по языку, по крови, по одной общей Родине.

     Художник как бы сказал, замри мгновение, и умелой рукой изобразил его на полотне. А мы сегодня рассматриваем всё до малейших деталей. Чтобы лучше рассмотреть, возьмём   для этого удивительный, волшебный телескоп, направленный только не в космическую глубь, а в глубины времени. И он позволит  нам  рассмотреть, что происходило в этой маленькой деревенской школе  полтораста лет назад.
 
   А видим мы действительно школу. Деревенские дети постигают науки арифметики и правил  родного языка. Слышится скрип пёрышек по бумаге и детское шептания. Две дамы-учительницы тоже заняты своим делом. Они ведут детишек дорогой знаний. Великим делом,  возможно не сознавая всю его важность.
 
    Учитель, научи ученика. Древнейший призыв в деле.  Во все времена, во всём нашем движение вперёд, во всех странах, и при любых цивилизациях было место, которое получило название школа. И без неё никак. Не будет никакого такого естественного движения всего нашего человеческого рода вперёд без школы. То, что мы узнали о мире и все наши открытия в постижении самих себя и всего, что вокруг нас, мы обязаны передать тем, кто приходят нам не смену. А как передать?  Единственное средство – школа. Вот такая, как например, на этой картине.
 
    А если не передадим всё перечисленное, то уместно спросить, зачем же мы сами  все вместе живём. И в чем смысл нашего существования. Всё живое передает себя через последующее поколение. Всё живое на Земле так делает. От комаров до слонов. Посредством природы и отработанных инстинктов.  То есть неосознанно. И только человек помимо инстинктов, делает это осознанно. От дважды два до высшей математике.  И так во всём.  Какую бы область нашей человеческой жизни мы не взяли.
                *****
    Школа. Изба деревенская и детишки деревенские каждый в меру своих способностей и желаний постигают учёность за длинным столом. Все одеты скромно, но чистенько, аккуратно. В школу пришли. Возможно из разных деревень. И из разный семей с разным материальным достатком. Но оделись так, как если бы они пришли в церковь. Некоторые даже и платочки не сняли. А над ними в Красном углу икона. Она совершенно уместна в этом «храме науки».

     В домах этих деток нет ещё телевизоров, радио, ноутбуков, смартфонов и прочих гаджетов, известных сегодня всем. В домах нет даже электричества. А из всех удобств в избе  только большая печь. Она занимает много места. Она  средство деревенского существования всех обитателей избы.   Особенно в долгие зимние вечера. Печь – это тепло,  пища, палати и даже иной раз и баня.
 
   Но сегодня дети  пришли в школу. Мне вспомнился один замечательный стих.  Все его знают.  Он тоже помогает нам погрузиться в это давно ушедшее время.
 
    — Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай.

      Мы видим на картине за большим столом с десяток детей, в основном девочек,  и две учительницы. И ещё два мелких мальчика, забежавшие в школу из любопытства. Это начальная школа для детей низшего  сословия. Весьма вероятно, это одноклассное, приходское училищ. В нём  изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий».

 Но были школы для средних сословий, то есть мещан и купцов. Школа трехгодичная. Подход более серьёзный. Изучались  геометрия, география, история.

    А вот для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии.  Там готовили к поступлению в университет.

       Пушкин был как-то скептически  настроен к образованности общества, к которому он принадлежал и сам. Мы же помним, как он выразился по этому поводу.
 
    Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.

      Мне так думается, что лукавит здесь великий поэт. Всё относительно. Сам он закончил элитное лучшее по тем временам учебное заведение. Царскосельский лицей. И своей образованностью наши дворяне превосходили западноевропейских.

                *****               
    Была  цель у народных училищ в России. Какая? Вот какая:
 Объявлялось утверждение в народе «религиозных и нравственных понятий и распространение  полезных знаний». То есть, полезные знания и нравственность.

  А теперь по этому поводу можно вспомнить, что предлагал в качестве цели в недавнем времени министр образования в России Фурсенко. Вот как он обозначил эту цель, когда выступал перед пытливой молодёжью на встрече у озера Селигер.  Вот, что он сказал, дословно:

 «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

    Это говорил, подчеркиваю, постперестроечный   министр образования, то есть человек первый в системе образования, целью которой является формирования нашего подрастающего поколения. То есть тех,  кому будет доверена наша страна. Тем, кто должен  будет обеспечить  возможность её развития и даже существование в нашем таком непростом мире. Огромная ответственность. Произнося такие слова, министр Фурсенко, очевидно, совершенно точно знал и знает, каким должно быть это формирование. Главное по его мысли – создать квалифицированного потребителя.
 
      Давайте вдумаемся в эти слова. Главная цель Фурсенко состояла и состоит в том, чтобы воспитать потребителя, умеющего со знанием дела выбрать потребляемые  товар или услугу, а не квалифицированного производителя. Вот в чем состоит его главная мысль. Почувствуйте разницу с тем, что говорилось относительно народного образования ещё до революции.
                *****
         Школы дореволюционные  ютились в тесных, а подчас непригодных для занятий помещениях, чрезвычайно низок был в большинстве случаев и культурный уровень учителей.

    Естественно, что в подобной обстановке дело учения шло плохо.  Ученики долго постигали умение читать и писать.

        Кроме того, в них, как и вообще во всех сельских школах того времени, обучение в связи с сельскохозяйственными работами происходило лишь с ноября по начало апреля. «Когда наступает весна, — писал учитель такой школы, — сельские дети рвутся на волю неудержимо. Потянулась скотинушка в поле, поехали-запрыгали вслед за нею и сельские ребятишки пасти лошадей и овечки. К половине апреля школа пустеет».

    Значительная часть крестьянских школ обеспечивалась всем необходим для обучения сельской общиной. Она предоставляла помещение для занятий и квартиру для учителя, а также дрова для отопления,  нанимала преподавателей и снабжало школу необходимыми учебниками, картами, книгами для чтения.

    Земские учителя составили особую категорию русских педагогов. Начало земской деятельности совпало с периодом общественного подъема 60-х годов, когда  выборные органы вызывали большое сочувствие современников. Кроме того, сама идея народного просвещения на протяжении всей второй половины XIX века была чрезвычайно популярна в среде русской интеллигенции, которая видела в этом свой нравственный долг. Поэтому «тысячи молодежи обоего пола, бодрые верой в великое значение просвещения, бросали свои семьи, оставляли высшие учебные заведения и несли свои силы на службу темной народной массы»,  — писали историки народной школы.

       А сегодня?  Каковы условия жизни и работы у современного учителя.Как вы думаете, сколько зарабатывает учитель, к примеру, в Москве. Вот прочтём выписку из документа:

      «Как отметил глава города, Москва сохраняет за собой статус города, в котором зарплата учителей значительно превышает большинство российских регионов. Средняя зарплата в 125 тыс. рублей для педагогов - это далеко не потолок. Помимо прочего учителя получают доплаты за классное руководство и развитие Московской электронной школы.» Возможные комментарии вы сделайте сами.
 
                *****
   А себя вы помните, как вы впервые пришли в школу.  В первый день в первый класс. Давно это было , но  я помню. Было общее собрание перед школой, таким большим четырёхэтажное зданием с широкими окнами.   Здание, построенное ещё до войны со всей сталинской основательностью.  А вокруг школы  – только бараки грязно зелёного цвета и двухэтажные деревянные, отживающие свой возможный век дома. Такой барачно-коммунальный послевоенный рай. И вот в положенный час все молодое племя из этих строений перемещалось в крепкие стены школы  и расходилось по классам.

   Начало сентября. Во всех палисадниках золотые шары на длинных зелёных жестких стеблях. Они как отдалённое воспоминание детства и главная ассоциация с началом школы . Общее собрание, речи, аплодисменты.  И вот наступает самый важный момент. Все речи сказаны и первый класс А первым двинулся к массивным дубовым дверям школы. И мы все парами в трепетном волнении вступаем в новое состояние нашего детского бытия. В новый мир незнаемый, который страшит и влечёт. А вот и сам класс.

     Совсем не такой, какой мы видим на картине  Маковского. Большое светлое пространство с тремя широченными окнами. И три ряда парты. Таких парт сегодня нет. Это тяжелая деревянная конструкция на двоих. С наклонной плоскостью для удобства письма.  На краю спереди луночка для чернил. В то время шариковых ручек ещё не существовало. Стальное пёрышко на деревянной палочке.  Пёрышко надо было время от времени макать в тёмную, почти чёрную жидкость. А потом водить по бумаге в тетради этим пёрышком, с которого иной раз стекала на тетрадный лист  безобразная фигуристая  клякса. Писать надо  с нажимом и с правым наклоном, выводя разные буквы. Писать таким пером детской рукой – это было невыразимой мукой и страданием. И был отдельный предмет, который так и назывался «Чистописание». Какое счастье для нынешнего поколения школьников. Могут вздохнут спокойно. Ушло в небытие Чистописание.
                *****
       Гляжу на эту картину и мне приходит на память чудный фильм. «Сельская учительница». Он мне с детства запал в душу. Это уже не просто живописная картина, а реальное погружение в тему. Живые картины. Особенно трогает то, что происходит с этой наивной,  но твердой характером молодой учительницы,  только что вышедшей из института благородных девиц. Когда-то именно такие самоотверженные девушки шли в народ ради его просвещения.
 
    Вот она стоит перед классом. Позади неё черная доска. И она уже больше не ученица, она – учительница. Она обращается к деревенским ребятишкам со следующими словами:

- Ну,  что же, начнём урок. С сегодняшнего дня вы не просто мальчики и девочки. Вы ученики. Вы здесь научитесь читать, писать, считать. Вы будете грамотными и потому сильными. Вас не смогут обмануть злые люди, потому что вы будете многое знать.
 
    Доходчиво и прямо в детские души. Они запомнят эти слова. Слова  на все времена. А я сам по образованию и по всему душевному складу совсем не чужд школе. А очень даже близок. У меня ведь диплом института Мориса Тореза. А в нем записано – «Преподаватель французского языка.» И я работал в школе. Правда, не много, но работал. Знаю школу изнутри.

      «Сельская учительница» замечательный фильм. Но как же он далёк от жизни.  Особенно сегодня. Нам дан в этом фильме идеальный вдохновенный образ учительницы. Духовный образец. Образцы нужны всегда. Образец указывает направление. Но это не значит что все в жизни может быть и должно соответствовать образцу.
 
   Да к тому же  и детки сегодня  уже  совсем не те. У них смартфоны- телефоны А как они матом ругаются. Едва только не в присутствии учителя. А то и в присутствии, не смущаясь.

    Одного такого гиперактивного и неадекватного достаточно в классе, чтобы всю жизнь испортить учительнице. Мысли у этой учительницы только о нём со всею злобой в душе. Он отравил всё существование. И вот однажды…
   
    Маленький мальчик, но большой засранец, в который раз сорвал урок. Он замечательно ругался матом. Хамил и грубил по-черному. Истерил и колотил ногами в дверь, да так, что едва не побил стёкла. И вывел эту учительницу  из себя до такой степени, что довёл её до истерики. Ему 10 лет и учительница нарвала ему уши. Кто-то заснял эту воспитательную меру на смартфоне. И разместил в соцсети.

   А дальше был скандал.  На неё завели  уголовное дело. Хотя на теле ребёнка не нашли никаких синяков и гематом. Об этом сообщила одна дама в форме с очень суровым лицом. Несчастный ребёнок будет защищён. А я вот хотел бы спросить, что эта дама в униформе сделала бы, доведи её это маленькое чудовище до вполне понятной женской истерики.

  Я вам это скажу. Потому что я и сам попал однажды в похожую ситуацию. Давно это было. Я тогда учился на педагогическом факультете . Ну и как все студенты должен был пройти стажировку в школе. Так, чтобы мы на практике прочувствовали то, что такое быть учителем. Я помню эту школу и эту практику до сих пор. Это школа с углубленным изучением французского языка имени Ромена Ролана в Москве.

   Вот пришел я в эту школу. И у меня был первый раз в жизни урок, который я должен был провести сам. Меня отправили на урок. Классная учительница, которая хорошо знала этот класс, с сочувственном лицом меня предупредила, что есть там один ученик. А это был шестой класс. Он может вам создать проблемы. Но вы будьте осторожны с ним. Мы уже к нему привыкли. Держите себя.

   И вот с таким наставлением я и вошел в класс в думах о  том, как бы мне побыстрее его вычислить. Это произошло быстрее, чем я думал. Этот мальчик сидел за партой, положив на неё ногу. Все встали при моём явлении. Как положено. Кроме него. Я понял. Он хочет проверить меня на вшивость и показать сразу , кто тут в классе хозяин. Он или какой-то студент-стажёр.

   Я прошёл к доске и сказал садитесь. Все сели. Нога осталась там, где и была. Я в лихорадке думаю, что делать. Не заметить? Ну так значит и сдулся. Отступил. Струсил. Хозяин здесь он, этот говнюк. Нет, отступать нельзя. Я дважды повторил ему, чтобы он снял ногу со стола и сел, как надо. Он так повернул голову в сторону окна  и сплюнул. Дескать, да пошёл ты, не буду говорить куда.

     И тут уж времени на обдумывание ситуации не было. Я схватил его за шиворот и крепким ударом в зад выкинул его из класса. То есть сделал примерно то, что и учительница, на которую обрушился народный гнев. Но мне-то что? Я даже и  учителем не был Так, стажер-практикант. Пришёл и – ушел. И все. И душа не болит. Учителем я не стал.
                *****
      Школа – часть нашей жизни. И она очень важна. В нем наши школяры  постигали и постигают  каждый в меру своих способностей и желания не только всякие ученые вещи из всего того, что самые светлые умы человечества открыли в природе и в самом человеке, но проходили и проходят также, может быть, самую главную науку. У этой науки нет названия.  Это наука жизни в мире людей. Мир, в который надо ещё уметь войти, устроиться в нем без толкотни и пихания,  без ущерба для себя, но и во всем своём страстном желании найти и свое место под солнцем. И начинается эта наука с самого первого звонка в этой школе  и кончится она с последним звонком.  Выпускным. А потом  оценки за всё усвоенное  будет выставлять  сама жизнь.
                *****
    Школа всегда соответствовала своему времени. Задули ветры перемен в 90-е годы. И школа тоже стала радикально меняться, как и всё вокруг.  Перестройка позади. И разгул люля – свободы тоже.   
  Но   было время, когда у нас попытались ввести раздельное обучение. Школа для мальчиков и школа для девочек. Попытка была  сделана в сталинские времена в пике Отечественной войны. Политика была совсем не при чём.  Аргумент был такой. Физиология и психика особенно в момент бурного гормонального развития  у подростков  препятствуют нормальному их сосуществованию в пределах одной классной семьи.
    К чему приводит такое сосуществование можно узнать из приключений Тома Сойера. Прочтите его «приключение» с Бекки Тетчер, которая оказалась отнюдь не железной леди. Презабавный эпизод. Перечитайте. Но он всего лишь маленький и миленький цветочек в сравнением с ягодками, которыми я любуюсь  в наших классах. Ягодках-малинках.
 
     Наступает в жизни время, когда мозолистая рука неведомо откуда взявшегося основного инстинкта становится неукротимой. И где уж  тут до учебы. Тянет недорослей неудержимо, как сказано Библия, к взаимному познанию. А вот как раз эту науку в школе и не преподают. Были, правда, какие-то робкие попытки ввести предмет по половому воспитанию. Да только уроки по нему превращались в неудержимое хихиканье, если не громогласный ржачь. Вот и всё.
                *****
    Школа сегодня по этому поводу как-то стыдливо молчит. Сегодня школа озаботилась другой проблемой. Вы хотите знать, какой? Пожалуйста. Вот какую цель школа 1231 на Арбате  ставит сегодня в образовательном процессе перед собой. Я прочел про то в юбилейном проспекте школы. Давайте прочтем вместе:

   «Школа ставит своей целью воспитание гражданина, способного добиться успеха в современной жизни». Так и написано. Представляете. О душе ни слова! Я-то думал, что гражданин – это человек, прежде всего, с высочайшим чувством ответственности перед страной, готовый подчинить свой личный успех нуждам и потребностям всей страны, своего народа. А тут что предлагается?! И какого гражданина взялась воспитать школа № 1231 с углубленным изучением французского языка?

        И потом, какая там душа, какие духовные устремления, какая там жертвенность и милость к падшим в этой целевой установке школы? Слушайте детки, чему мы, взрослые тети и дяди, должны вас научить. Главное – это «успех в современной жизни». И скажите мне,  чем  отличается это наставление от откровенного всем известного лозунга,  известного в лихие времена.  «Бери от жизни всё». Однажды не так давно мы  поверили этому жизнерадостному принципу  и разнесли в куски страну в окаянные  девяностые годы. И если бы только страну! Ведь и дух населяющего её народа тоже едва только не разнесли.
                *****
   Я был в Ясной Поляне несколько раз. Большая усадьба и  барский дом в центре. Был я и в комнате со сводами, в которой создавался роман «Война и мир». У меня было такое ощущение, что в этой комнате я всем моим существом прикасаюсь к чему-то святому. Я проник в пространство, в котором мне и быть нельзя. Ну всё равно, как если бы я проник в алтарную часть церкви, в которой могут пребывать только лица посвящённые.

     Я рядом с домом есть  ещё одно строение в два этажа. Это бывшая школа. Писателю было едва  30 лет, когда он устроил в этом доме школу. В это время он очень увлёкся педагогикой и народным образованием.
 
     Школа была открыта  в 1859 году. Она сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её создании писатель руководствовался лишь одной идеей — теорией свободного воспитания. Он был убеждён, что дети будут заинтересованы в обучении лишь в том случае, если учителя будут относиться с уважением к ученикам и их творческим интересам.

    Школа для крепостных детей была более чем оригинальной.   Был разработан график: в 8 утра звонит колокол, созывающий учеников на занятия, в половине девятого начинается первый урок, в полдень — перерыв на отдых и обед, затем — снова занятия, но вечерние, в форме занятных историй и сказок. Набрано 37 учеников, в возрасте от 7 до 15 лет. Присутствовало на занятиях и несколько взрослых крестьян. Разумеется, школа была для всех бесплатной.

    Каждый ученик может в любой момент встать и уйти из класса. И ему не должны за это делать замечание. Вообще никак препятствовать не должны. Ну ушел — и ушел. Его дело.

Было привлечено четыре учителя. Сам Лев Николаевич взял на себя математику, физику и историю, которые преподавал в старшей группе. Кроме того, в яснополянской школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, столярное дело и сельскохозяйственный труд.

      Это фантастика. Что-то неслыханное в те времена. Да и сегодня тоже. Он сам писал для учителей учебные пособия, а для детей книжки рассказов и сказок. Он написал целую «Азбуку»  для детей. В неё вошли рассказы известные и сегодня.  Ну кто не знает незабвенного «Филиппка» и «Кавказского пленника».

   Он и сам преподавал в своей школе и подбирал учителей. И платил им. И у него был суровый критерий отбора преподавателей. Вот как он видел достойного учителя:
   
     «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель».

      Написал он и своё Евангелие для детей. Позже он создаст своё собственное учение для взрослых. Ну а пока он начал с детей.  Вот его собственные слова:

    «В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни.

     Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве божием».

      Полезное чтение и сегодня. И не только для учителей.
                *****
      Картина была написана Владимиром Маковским. Он родился и провёл свое детство, не удивляйтесь, в Московском Кремле. Это было местом работы его отца. У него были ещё два брата и одна сестра. Они все были художниками. Но сегодня знают больше всего двоих Маковских. Владимира и Константина. Они по стилю , выбору сюжетов били очень разные. Разница простая. Если одним словом, то Константин - это роскошь. Посмотрите н его картины. Особенно русских красавиц в национальных платьях. Загляденье. Глаз не оторвать. А какое мастерство. И он был не бедным художником. Заказам не было конца. Особенно его хорошо покупали за границей.
 
    А у Владимира совсем другие сюжеты и другое представление человеческой природы. Эту природу он демонстрировал максимально правдиво и натуралистично. Вот что писал о нём современный ему критик:

«Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре». Или как на этой картине он нам показал простую деревенскую школу. Деревенских ребятишек. И деревенских учителей.
 
      А работа учителя – это призвание. Это один из видов человеческой деятельности, который забирает тебя всего. Без остатка. Только тогда можно получить от этого занятия  настоящее удовлетворение. Я помню, как во время всё той же практике пожилая учительница нам говорила об этом. Есть в душе призвание, идите смело в профессию. Даже иной раз и жертвуя собой. Нет призвания – ищите другое дело. Иначе будет одно только чувство рутины и разочарования.  И тогда Некрасов обратился с известным стихом не к вам.
 
   Сеятель знанья на ниву народную!
Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.

   Не вложите душу в свой труд у классной доски   – вырастет белена-чертополох.