Сломанные крылья. О Есенине

Валентина Урюкина
И романтик, и реалист -
Бегал бо;сым по небу-бездонью.
И до дрожи осенний лист
Мял горячей своей ладонью.


Давно нет с нами Сергея Есенина, но нас по-прежнему волнует его творчество, его литературный герой, и он сам. Дорогой наш романтик остался с нами своей исповедью, философией, устремлениями в иную жизнь, к социальной справедливости. Всё это, как и у многих других представителей писательского класса, пошло из его детства, из особенностей обучения, воспитания, места рождения, из его любви к чтению и самообразованию, от среды, в которой он жил, и которая менялась по мере его взросления. И от людей, которые на него оказывали в определенный период влияние.
В своем творчестве он предстаёт перед нами и кротким, и пылким, страдающим и заставляющим страдать, скучающим по тишине и пускающимся в безудержный разгул, желающим принять мир, каков он есть, и дерзким бунтарём, готовым встряхнуть глубокие нравственные аспекты существующего мира, и нести всё это в народ. Не в толпу – она слепа, глуха и жестока, а в любимый народ с дружеским плечом, выдерживающий многие беды, с хозяйским умом и глубокой ухватистостью.
Из всех ролей, предложенных ему окружающими и жизнью (земледельца, торговца, хорошего семьянина, заботливого отца, наметившегося поэта), он выделил для себя главную роль – роль поэта, роль певца природы, Родины, народа, выражая чувства своим особенным метафорическим языком и меткими фразами – красиво, просто, наглядно, образно, где поэзия во многих ситуациях переходит в позицию: сына к матери, мужчины к женщине, гражданина  к стране, брата к сёстрам. Его лиризм показывает нам необыкновенную певучесть русского языка, многогранность русского слова, непостижимость русской души, обнажая глубокие корни взаимодействия человека и природы.
Как естественно и органично отражал Есенин чёрную и тяжёлую работу крестьян, эту формулу деревенского быта, подмечая все тонкости и показывая нам эти житейские мелочи, как бы зная, что всё это станет «милой стариной», и желая навсегда сохранить для потомков. Как умел запечатлеть явления природы или важность происходящего события! В какой плоскости надо было стоять и найти такое художественное решение, чтобы нас восхитить, заворожить и увлечь словом. И вот мы проникаемся и любовью, и пренебрежением, переживая вместе с ним. И уже в литературном герое видим и самого Сергея Есенина, как бы замершего в недоумении под возникшим новым чувством любви, до сих пор как бы ускользавшим от него. И это были ощущения уже не юноши-максималиста, который повидал «много женщин», а зрелого мужчины, который и отчаивался, и сожалел, и наслаждался земным, и обожествлял. Какая-то овладела им странная тоска по чему-то упущенному, светлому. Он как будто понял, что не себя надо любить в отношениях, а дать истинное счастье другому, не требуя ничего взамен, полностью раствориться в другом - и тем наслаждаться.
Открытый и жизнерадостный Есенин хотел светлого и свободного мира, чтобы исчезла серость. Вот почему так взволновала его Октябрьская революция 1917 года, вот где начался пожар его души. И была стойкая уверенность, что революция сметёт всю грязь – надо только поддержать это начинание со свержением рабства, косности, невежества и бросить все силы на созидание доселе невиданного государства, с благами для человечества в целом, и для каждого человека в отдельности. Разве могла устоять его молодая душа, остро чувствующая несправедливость, против такой заманчивой перспективы? Нет, конечно. И он, жаждущий «земной гармонии», окрылённый новыми веяниями, «горячит своего коня», устремляясь с благородной мечтой к великой цели. Он очень любит свою Родину. Работа на успех страны, на будущее народа – прекрасно. И от этих глубоких ощущений появляется чувство легкости, парения. Всё по плечу – молодости это свойственно, выше только солнце, луна и звёзды. Свобода – вот к чему тяготеет человек во все века. А у жизни жалости не сыщешь. Не всё так получается, как задумывается. И неудачу Есенин переживает тяжело. Ещё больше его угнетает собственное бессилие. Что-то расстроилось в его душе, как в музыкальном инструменте, по которому били руками, не умея играть. И были неприятны те, кто смотрел на это жесткое битьё и молчал. При всей своей кипучей деятельности и творческой загруженности, Есенин почувствовал себя одиноким, опустошённым, потерявшим устойчивость. Бег на месте не открывает новых горизонтов. Не улететь со сломанными крыльями! Всё возвращается на круги своя. И от этого больно. И трагично.

Октябрь-2017



Мог луну приколоть

Не дворянских кровей, не холоп –
Из крестьянской Есенин элиты,
Золотой константиновский сноп
Нам оставил, стихами увитый.

Шёл он смело в тоскующий свист,
Лучшей доли живущим сторонник.
Стал Есенин в стихах скандалист,
Стал красот женских страстный поклонник.

Но под чувством, что славят века,
В злато-карий засмотрится омут.
Словно лёд растопила река –
Ощутил он любовь по-другому.

Был отзывчив на звон сосняка.
Мог луну приколоть вместо брошки.
И певучесть его языка
До сих пор ходит вместе с гармошкой.

Как слова и светлы, и тихи:
Часослов. Голубень. Радуница…
Я его открываю стихи –
Чтоб стихами ему поклониться.

Октябрь-2017