Фильм Класс. Почему Андерс - положительный герой?

Люкиус Юлиус Котта
Итак, фильм "Класс". Страна: Эстония. Год: 2007. Режиссёр и сценарист: Ильмар Рааг.

Краткое содержание: старший класс одной из обычных школ в Эстонии, в Таллине. Один из учеников, Йозеп, имеет напряжённые отношения со своим классом и с его неформальным лидером Андерсом, подвергается насмешкам и побоям с их стороны. Один из одноклассников, Каспар, начинает вступаться за Йозепа. Что в итоге
приводит к ещё большей агрессии к ним обоим со стороны Андерса и остального класса. В конце концов, конфликт доходит до высшей точки, когда одноклассники вынуждают Йозепа и Каспара совершить друг с другом акт сексуальных отношений на камеру, а эти двое на следующий день приходят в школьную столовую с оружием и расстреливают своих одноклассников, убив четырёх человек, ещё четырёх - тяжело ранив. Йозеп после этого застрелился сам, а Каспар только поднёс пистолет к виску, но стрелять себе в голову не стал. На этом фильм заканчивается. Позже, в 2010 году, режиссёр снял семисерийное продолжение "Класс: Жизнь после", рассказывающее про дальнейшую судьбу оставшихся в живых героев фильма и их близких.

Чем нам интересна эта история? Мы все были в школе. И тамошние отношения в той или иной степени продолжаются и в нашей взрослой жизни. Только во взрослой жизни всё более вежливо и аккуратно. В школе, у подростков, всё откровенно и чётко. Что и позволяет лучше понять суть человеческих отношений вообще.

Школьный класс только кажется примитивной стаей малолетних балбесов. На самом деле, особенно где-то лет с 14-ти, это - строгая иерархия. На самом верху - один лидер, альфа. Подросток, который достиг наибольшего развития и наибольшей
адекватности для своих лет. В фильме "Класс" альфой является Андерс Алликмяэ. На второй ступени стоят 1-3 человека, это ближайшее окружение альфы, беты. Далее идут гаммы - это, так сказать, войско. Затем - эпсилоны. Это как бы простой народ, которому по большому счёту всё пофигу и он тупо слушается лидеров. На самой нижней ступени стоит изгой, омега. Как правило, он такой в одном классе один. Это над ним все потешаются, насмехаются, а могут и побить. Он - на
нижней ступени адекватности, вообще не понимает, как себя вести.

После школы всё конечно может резко поменяться. Альфы и беты могут деградировать и стать неудачниками. А омеги, наоборот, развиться и стать лидерами во взрослой жизни. Кому кем быть, в любом возрасте зависит лишь от самого человека. Вот насколько адекватен, тем и будешь.

В школьном классе лидеры, альфа и его беты, играют огромную роль. Они очень важны для сохранения порядка и для здорового диалога между учителями и учениками. Дело в том, что в возрасте 14-17 лет подростки вообще не хотят слушать взрослых. Вот просто ни в грошь их не ставят. Зато своих сильных и развитых ровесников уважают и прислушиваются к ним. Так что любому
учителю важны хорошие отношения с лидером его класса. Чтобы в классе всё было в порядке, чтобы учебный процесс шёл нормально, чтобы не было хаоса. И важно, чтобы лидера слушались, чтобы он точно понимал, как управлять коллективом и чтобы мог в любой момент жёстко пресечь любое неповиновение. Так нужно для общего блага, чтобы нормально шла учёба.

Андерс Алликмяэ, являющийся альфой в том школьном классе, который представлен в фильме, является хорошим и сильным лидером. Подростки его любят, уважают и боятся. И прежде всего, любят и уважают. Если бы только боялись, то он бы в лидерах долго не задержался. И его есть за что любить и уважать: он - спортсмен, прекрасно танцует, умеет развлечь публику, знает, чего публика хочет. "Если Андерс сказал - значит так и есть" - говорят ребята. То есть во вранье и предательстве Андерс никогда не был замечен, у него репутация человека слова и дела. "Завоюй толпу" - говорится в фильме "Гладиатор". Т.е. завоюй её любовь. И ты - лидер. Андерс свою толпу завоевал благодаря своим способностям, которые дались ему через его труд и развитие. Благодаря своему трудолюбию и высоким моральным качествам. Это всё в фильме показано. Вот просто так таким не станешь, тренироваться нужно, учиться. Значит он своё место занимает по праву. И, благодаря ему, в классе есть порядок.

Перейдём к омеге, к изгою. Им в фильме является Йозеп Раак. Это над ним весь класс потешается и издевается. Можно сочувствовать. Но если смотреть фильм глазами, а не каким-нибудь другим, неподходящим для этого, местом, то мы увидим, что Йозеп - полнейший неадекват. Это видно уже с самых первых сцен фильма. Первая сцена: урок физкультуры. Школьники играют в баскетбол. По залу ходит
Йозеп. Именно ходит, когда все бегают. Он одет в длинные штаны и в кофту с длинным рукавом. Одежда, явно неподходящая для спорта. То есть в процессе игры он толком не участвует. Но вот мяч, по ошибке одного игрока, попадает ему в руки. Все понимают, что толку от этого не будет. Андерс внятно кричит Йозепу:"Бросай мяч мне!". Сделал бы так - и дело с концом. Но дебил Йозеп захотел выпендриться. Захотел бросить мяч в кольцо. Не имея нормальной на то тренировки и практики. Не имея никакой нормальной готовности. Вот просто захотелось популярности на халяву. И бросает. И конечно промахивается. Очень скоро звучит свисток, игра окончена, команда проиграла. Благодаря неадекватности Йозепа.

Естественно, что никто его за это не благодарит. Андерс совершенно справедливо его спрашивает:"Зачем бросать, если руки - из задницы?". И действительно - зачем? Ну хочешь ты самоутвердиться через спорт - походи в секцию, позанимайся, а уж потом себя показывай. Но кретинам надо всё быстро и на халяву. За то их и бьют.

В раздевалке над Йозепом шутят и смеются. И настойчиво спрашивают, пойдёт ли он в душ. "А то провоняешь нам весь класс!". То есть и с личной гигиеной у Йозепа проблемы. В общем - полный неадекват.

Как вылечить неадеквата? Как сделать его адекватным? Ведь неадекват - это проблема для общества, а его превращение в адекватного человека - это благо для всех. Что делать? Увы, только бить. Но не только физически. Морально - тоже. Иначе неадекватный никогда ничего не поймёт. Пока всё хорошо, дебил думать не будет. Только проблемы и беды заставляют идиота начать работать мозгом. Но многих и проблемы не могут заставить. Однако, в случае передряг, шанс на повышение адекватности у дебила таки есть. Если же всё хорошо, то так и останется идиотом. Вот Андерс и его друзья и лупят Йозепа, уча таким образом уму-разуму, выполняя важнейшую общественную функцию. Какой же после этого Андерс - злодей? Самый настоящий положительный герой, способствующий прогрессу общества и того же Йозепа. Йозеп мог в итоге, благодаря усилиям Андерса, и поумнеть. И с возрастом ещё бы сказал ему спасибо - такие случаи бывали. Могли бы ещё и друзьями стать. Если бы не появился другой кретин.

Каспар. Которому вздумалось за Йозепа заступаться. Если в фильме "Класс" и есть отрицательный персонаж, то это - Каспар. Это не просто кретин, а кретин воинствующий. Готовый яростно бороться за то, чтобы остаться кретином. Важный факт: Каспар в классе - новенький. На это будет указано в продолжении фильма "Класс: Жизнь после". Он, по сути, пришёл в чужой монастырь, фигурально выражаясь. По началу он был лоялен к Андерсу и проучивал Йозепа вместе со всеми. Но когда Йозепа голышом затолкали в женскую раздевалку(да, это тоже часть
сурового воспитания - не забываем, что речь идёт про подростков, а не про взрослых людей), то девушка Каспара Тея эту акцию осудила. И это просто таки перевернуло Каспару сознание. Он страшно испугался... потерять свою сексуальную подружку. И через это вступился за Йозепа. Если человек действует под влиянием кровати - это уже признак ничтожества. Но в случае Каспара главной проблемой
будет даже не это. Придя в начале фильма на вечеринку, он видит, как танцует Андерс. Как Андерсом все восхищаются. Каспар не может оторвать от Андерса свой взгляд. Это взгляд зависти. Плюс к тому Каспар с тревогой наблюдает за Теей - вдруг она влюбится в Андерса? Каспару очень захотелось быть, как Андерс, быть лидером. Но предложить коллективу ему нечего. Кроме двух факторов: первый - "не хочу подчиняться Андерсу!". Типа революция. Второй - заступаться за Йозепа. Эдакий благородный рыцарь. На самого Йозепа, по сути, Каспару плевать.
Он так прямо своей подружке Тее и говорит: "Да нужен он мне!". Каспара интересует власть, популярность. Власть и популярность, полученные
дёшево. То есть тоже хочет халявы. Как истинный кретин. Конечно, шанс у идиота в таком случае может быть. Если лидер - мямля, если промедлит с решением проблемы, то его авторитет может поколебаться и вскоре вообще рухнуть. Но Андерс - не мямля и с реакцией медлить не стал. Он вообще моментально и жёстко отвечает на любую угрозу. Это то, что и должен делать лидер в таком непростом коллективе. Иначе - конец его лидерству, иначе он и сам рискует стать изгоем. Однако Андерсу это не грозит. Он моментально принимает меры, так что люлей получают уже
и Йозеп, и Каспар.

Коллектив класса совершенно не оценил "рыцарства" Каспара. Никому не понятно, зачем заступаться за придурка Йозепа? Зачем мешать его воспитанию и хоть какой-то его эволюции? И та же подружка Каспара, Тея, выражает полное непонимание его поведению. Но придурочный недарыцарь уже остановиться не может. Для кретина невыносимо признать, что он совершил ошибку, что он оказался дураком. Если признал ошибку - значит уже не совсем кретин. А настоящий кретин всегда абсолютно уверен в своей правоте и считает себя чуть ли не гением.

И Йозеп, и Каспар - полные кретины, полностью уверены в своей правоте. Только Каспар - агрессивнее. Обращаем внимание, что в начале фильма всё идёт достаточно по-доброму: над Йозепом в общем просто шутят в раздевалке. Но он обостряет, обзывая Андерса гомиком. Вообще-то, если обозвать гомиком какого-нибудь реально злобного гопника, да ещё и публично, как в данном случае, то можно в больнице оказаться, если не хуже. А что Андерс? Поорал, повозмущался и в итоге решил, что Йозепа надо раздеть догола и засунуть к девкам в раздевалку. Ну раз Йозеп такой,
прямо, гетеросексуал. И на этом - всё. Согласитесь - более, чем мягко за такое прилюдное оскорбление. Но неадекватный Йозеп обостряет дальше, а вместе
с Каспаром они обостряют ещё дальше. Вот Пауль, друг и правая рука Андерса, крадёт у Йозепа тетрадку. Да, неприятно. Да, можно осуждать. Но только полный
идиот будет жаловаться на это учителю, т.е. стучать. А Йозеп стучит, заявляя, что тетрадь у него стащили. 10-й год учится в школе и должен знать:
стучать нельзя. Вот такие законы у подростков. Живёшь в этом коллективе - уважай его законы. Чего бы тебе ни сделали - не стучи. Сам разберись. Или забей. Но стучать - нельзя. Тем более, что никакого смысла в этом нет: в старших классах учитель уже не может запугать ученика установкой в угол или записью в дневник красной ручкой. По сути, у учителя очень мало методов воздействия на старшеклассников. Да и нет времени расследованиями заниматься. Так что ничем он помочь толком не сможет. И не захочет скорее всего. А вот коллектив подростков стукача непременно накажет и накажет жёстко - стукачество считается одним из самых тяжких проступков. Если не самым тяжким. Йозеп всё это должен был знать - не первый день в школе далеко. И тем не менее стучит. Ещё и публично, у всего класса на глазах. Ну кто он после этого, если не полный идиот?

Училка, принявшая стукачество Йозепа, явно не в восторге от его действий. Ещё раз говорю: учителя не хотят встревать в конфликты учеников. У них толком нет рычагов для их решения. Поэтому они и ценят альфа-лидеров, таких, как Андерс, ибо альфы способны проблемы решать и разруливать. Училка к Андерсу и обратится. А перед этим заставит весь класс, кроме Йозепа, стоять весь урок. Уж наверное понимает, что после этого Йозеп получит от одноклассников хороших люлей. "А вот впредь не будет стучать и мешать мне работать" - наверняка думала она. И требует от всех учеников вернуть Йозепу тетрадь, в первую очередь обращаясь к Андерсу. На самом деле на тетрадку этого дурака ей наплевать. Она просто намекает Андерсу:"Разберись с этим стукачом. А то я вот вынуждена реагировать, а нафиг
мне ваши дела?".

Ну Андерс и разбирается. А вместе с ним разбирается и весь класс, кроме Каспара. Йозепа теперь ненавидят все. Кроме Каспара, опять же. Йозепа избивают, режут его ботинки, используют его, как боксёрскую грушу. А чего он хотел? Стукачей везде наказывают сурово. А уж в подростковой среде - тем более. Но всё бы постепенно сошло на нет, если бы Йозеп смиренно просил прощения у своих одноклассников.
Со временем успокоились бы и простили. И всё бы снова перешло на уровень обычных шуток. Но уже был Каспар. Вот ему прекращение конфликта вообще было не нужно. Ему надо было продолжать корчить из себя рыцаря-защитника. Ибо больше выпендриться было нечем. Плюс, он уже успел озлобиться на класс. Какже-какже, его, такого прекрасного, лидером не признают. Да наказать же их всех за такое надо! Именно Каспар первым и высказывает идею - "я бы перестрелял их всех". Типичная реакция самовлюблённого кретина на непризнание. Йозеп тогда ещё оставался ближе к адекватности и над этим просто посмеялся, заявив, что намерен перетерпеть до конца школы и поехать в Нидерланды, изучать компьютерную графику. У него хоть какие-то адекватные планы были. У Каспара - ни малейших. Сплошной фанатизм:"Это вопрос чести", "Надо идти до конца". Хотя сам он до конца идти не способен, что и будет дальше показано.

Йозеп же постепено пришёл к выводу, что от заступничества Каспара ему же, Йозепу, только хуже. Его ещё сильнее избивают, дабы показать Каспару
глупость его действий. И он даже просит Каспара больше за него не заступаться. И всё ещё могло пойти хорошо, но тут вмешалась мама Йозепа, которая позвонила училке и пожаловалась мол её сыночка избивают. То есть, по сути, Йозеп, сам уже того не желая, оказывается снова стукачом. Такие мамы - это отдельная история. Мама Йозепа страшно переживает, что сына в школе дубасят. Но мысль отца, что надо бы давать сдачи, она решительно отметает. Для неё драться - это плохо. Нет сомнений, что она живейшим образом повлияла на чмошное формирование Йозепа, тогда как отец вообще мало участия в воспитании принял(когда работал, когда гулял, когда спал). Таких мам немало. Они таких Йозепов и воспитывают. И ведут себя в основном точно также неадекватно, как она. Мама Йозепа вот будто сама вообще в школе никогда не училась. Взяла и позвонила учительнице с жалобой, что сына избивают в школе. Будто вообще не знает, что после этого сыночка возненавидят ещё сильнее и бить будут ещё крепче.

Училка, которая, как говорилось выше, вовсе не мечтает разбираться в таких историях, грозит классу большими проблемами, вплоть до исключений
отдельных фигур, если ситуация не успокоится. По сути, намекая Андерсу:"Разберись наконец с этими идиотами, а то они мне скоро карьеру испортят. А перед этим я испорчу тебе твою школьную жизнь, если не угомонишь их". А что Андерсу делать? Он уже всё перепробовал. Но от одного придурка
продолжаются проблемы, а другой продолжает его поддерживать. Надо что-то экстраординарное, чтобы дебилы поняли уже своё место. Вот тогда и последовала та самая сцена на пляже. Перегнули? Да. Но и парочка неадекватов довела уже до предела. Раз Каспар так любит Йозепа, что готов поставить весь устоявшийся порядок с ног на голову ради него, то пусть и сделает ему оральную ласку. Хотя, на самом деле, как я уже писал, Каспару на Йозепа начихать. Каспар власти хотел. Ну так тем более - вот тебе, ощути, что коллектив думает про тебя. Тебе по-хорошему намекали, что лидером тебе не быть. Ты не понял. Значит понимай так. Интересно, что под ножом Андерса Каспар быстро соглашается и от Йозепа
отречься("я больше никогда не буду защищать придурка Йозепа!"), и Йозепу отсосать. А мог бы и додуматься, что никто его убивать среди такой толпы народа не будет. Да ещё и на открытом пляже. Ещё и на виду у окон жилых домов. Но "лидер" сдулся моментально. Идти до конца? Нет, это не про Каспара.

После пляжа Йозеп решает пойти в школу с пушками и пострелять своих одноклассников. А с чего? В конце концов, его позиция была не самой
унизительной - это у него сосали, а не наоборот. Была стратегия терпеть, а потом, закончив школу, ехать в Нидерланды учиться. Тоже вариант. Хиленький, конечно. Мог бы и не откладывать своё развитие, а уже, учась в школе, параллельно учиться чему-нибудь, за что его бы зауважали. Но хотя бы так. Зачем эти пострелушки? Угробил и свои мечты, и самого себя. И заранее прекрасно всё понимал. Но. Ярость слишком захлестнула. Потому что развиваться надо было, учиться, завоёвывать уважение, а не терпеть. Не был бы терпилой - не стал бы и убийцей. А так, вышло прямо по-русски - бунт бессмысленный и беспощадный. Типичная неадекватность.

Каспар к безумию присоединяется. Его-то как раз унизили по полной. Хотел в короли, а его - в опущенные. Само собой, у гордого дебила после этого одна мысль - всех жестоко наказать за то, что его, такого прекрасного, отказались короновать, да ещё и мордой в лужу ткнули. Был бы чуть-чуть нормальным - задумался бы, как дошёл до жизни такой. Но, вместо этого, решил поломать себе жизнь ещё больше, а вместе со своей жизнью, угробить и поломать жизни многих окружающих людей. Типичная неадекватность.

Излишне говорить, что папаша Йозепа, Маргус, тоже - неадекватный придурок. У него ключ от сейфа с оружием лежит в незапертом ящике. Бери, кто хочешь. Мать, как мы выяснили выше, также - неадекватная дура. Причины характера Йозепа видны отлично.

Между тем, когда два идиота, Йозеп и Каспар, устраивают стрельбу в столовой, Андерс и его друг Пауль выбирают момент и бросаются на Йозепа. Безоружные - на вооружённого. И обезоруживают его. Но Каспар сумел застрелить Пауля, что в итоге позволило Йозепу расстрелять Андерса. Уж если кто тут герои, так это Андерс и Пауль, пытавшиеся остановить террористов, сами будучи без оружия. Вот уж
кто не напрасно считались лидерами, так это они. И именно они действительно пошли до конца.

Каспар же только трепался, что пойдёт до последнего. После стрельбы, Йозеп хочет покончить с собой и оба как бы решают это сделать и застрелиться на счёт три. Йозеп считает и на счёт три реально стреляется. Хоть тут в нём проявилась какая-то сила. Каспар же остаётся стоять с пистолетом у виска. Как мы знаем из продолжения фильма, из сериала "Класс: Жизнь после", Каспар так и не застрелился. И из финала фильма понятно, что не застрелился. Звучит песня со словами "Я буду жить тебе назло". Это и есть мысли Каспара. Он - разрушитель по природе своей и исправляться не хочет. Он хочет жить всем назло. Он пришёл в чужую школу, в чужой старший класс и всё разрушил. Из-за него погибли 5 человек и четверо были покалечены. И ему понравилось. Он и дальше хочет жить всем назло. Тем более, что эстонское правосудие проявляет к нему абсолютно неуместное
снисхождение, дав за акт терроризма и убийства всего лишь три года условного срока. Это очень большая ошибка. Такой кретин-разрушитель после этого сделает вывод:"Гадить можно. Это приятно. Да, могут наказать. Но вот наказали не сильно. А в следующий раз просто не попадусь - и вообще всё хорошо будет". Будь Каспар реальным персонажем, общество получило бы нового преступника-рецидивиста. Тем более, что с такой репутацией, с репутацией школьного стрелка и убийцы, Каспару врядли уже светит нормальная жизнь и нормальная карьера. Только и останется, что вооружённая "борьба за справедливость". В реальности следовало бы ждать Каспара в какой-нибудь террористической организации. Потому что правосудие решило быть
добреньким.   

Итого. Есть школьный класс. Есть в нём лидер, Андерс, который давно лидер, который всех устраивает, которого все уважают. И есть Йозеп, который неадекватный дебил. Вот постоянно что-то неадекватное творит: то лезет в дело, которое не умеет делать(и не хочет учиться делать), то стучит, то хамит. Коллектив, во главе с Андерсом, его воспитывает. Как умеет. И настолько, насколько возможно таких воспитывать(по-хорошему они не понимают). А потом приходит новенький, Каспар. Едва прибыв, он уже хочет себе авторитета и пытается его добыть, защищая главного дебила, идя против лидера, нарушая сложившийся, всем полезный, порядок. Что делать Андерсу и остальным? Реагировать, сопротивляться. Что они и делают. Андерс просто хотел сохранить существующий порядок и не дать Каспару и Йозепу превратить жизнь в старшем классе в хаос. Кто положительный персонаж? Естественно, Андерс.

Интересно, как фильм "Класс" воспринимается массовым зрителем. Большинство рецензентов и комментаторов утверждают, что Йозеп и Каспар - классные-классные, милые-милые. Йозеп - невинная жертва, Каспар - рыцарь-заступник, Андерс - чудовище, ну чуть ли не мини-Гитлер, остальной класс - злобные уроды. Тупые комментаторы даже не задумываются, что вообще-то "ужасный" Андерс никого не убил. Убили его. Те самые "положительные" Йозеп и Каспар, которые убили вообще четырёх человек и ещё четырёх человек покалечили. И врядли кто-то из этих комментаторов хотел бы, чтобы такие "прекрасные" персонажи, как Йозеп и Каспар, учились в одной школе с ним или с его детьми. И сами бы они терпеть бы не могли такого Йозепа, окажись они с ним рядом в реальной жизни. Тупость бесит всех. Но почему тогда такие комментарии? Потому что многие узнают в Йозепе самих себя. Полным-полно в мире, особенно в России, неадекватных личностей, которые живут хреново через свою неадекватность, но искать причины в себе не хотят. Проще обвинить тех, кто им за их тупость выдаёт заслуженное наказание. А в России так и вовсе, особенно в крайние годы, сплошной синдром обиженки. "Нас все ненавидят!!!". Как будто просто так ненавидят, типа вообще ни за что. Однако если весь мир посылает тебя на три весёлых буквы, то проблема не в мире, а в тебе. Но кретинам очень тяжело даётся эта истина. Чаще всего, не даётся вообще. Они слишком влюблены в себя, чтобы признавать свои ошибки. Именно такими кретинами и были Йозеп и Каспар. А Андерс Алликмяэ - это, на мой взгляд, один из самых удачных персонажей в истории кино. Он тоже не идеален, никто не идеален, у него есть свои ошибки, но именно он даёт пищу для многих важных и интересных размышлений. За него - большое спасибо Ильмару Раагу. И за сам фильм, естественно.