Публика, она зубастая

Мансур Суруш
                Публика, она зубастая
                (рассказ притча)
   Один сельчанин и его сын – подросток решили купить осла, потому как эта бессловесная тварь незаменимый помощник в дехканском хозяйстве, безропотно ишачит на своих хозяев.
   С этой целью они пошли на скотный базар, положили там глаз на рослого и сильного осла. Затем сторговались с продавцом, который с видимой неохотной расставался со своим домашним животным. А отец с сыном довольные покупкой, пошли обратно домой, погоняя перед собой скотину.
   - Прямо таки Рахш! – сказал радостно сын, намекая на то, что приобретенный ими ишак нисколько не уступает могучему коню легендарного Рустама с упомянутой кличкой.
Сравнение это понравилось и отцу, и он улыбаясь шлепнул трусившего ишака по широкому крупу. Но радость новоиспеченных хозяев длилась недолго.
   На пути им встретились незнакомые люди. Когда они поравнялись, один из прохожих не преминул громко съехидничать:
   - Ну и до чего же иные люди бывают глупыми?! Вместо того, чтобы оседлать здоровенного ишака и ехать в свое удовольствие, они вприпрыжку плетутся за ним, едва поспевая. Аж запыхались…
   Спутники дружным гомерическим смехом поддержали своего язвительного товарища. Услышав это, отец и сын мигом вскочили на ишака и поехали своей дорогой, полагая, что им больше не придется терпеть злословий. Но не тут-то было. Опять на встречу топают прохожие. Когда всадники на ишаке приблизились к ним, один из них бросил в сердцах:
   - Ну и ну! Какие бессердечные бывают люди. Им ни капельки не жаль Божью тварь. Два здоровяка уселись на бедного ослика, который под их тяжестью чуть не валится с ног.
   В знак солидарности спутники его устроили настоящий тарарам. После обидных их слов отец торопливо спешился, а сын продолжал сидеть на ишаке. И надо было такому случиться, что новые встречные стали то хором, то наперебой возмущаться:
   - Вот времена пошли! Молодой крепыш, косая сажень в плечах, беззаботно гарцует на слоноподобном ишаке, а жалкий старик, быть может отец его, едва передвигает ноги. Стыд и срам.
   Отец торопливо ссадил сына и сам сел на осла. Но и другие встречные тоже не заставили себя долго ждать с нареканиями. Они зло цедили сквозь зубы, но так что отец с сыном слышали все:
   - Позорище, да и только! Богатырского сложения мужик как ни в чем не бывало едет себе на осле, а хилый мальчуган, быть может чадо его, с трудом бежит вдогонку. Ну куда это годится?! Такого человека в кутузку послать мало.
   Ишак тоже все это слышал про себя: «И сяк, и так, и все не так. Сколько злопыхателей и завистников среди людей, зато у нас в животном мире их нет. Может потому что мы знаем, что зависть больше всех гложет самого завистника».
   Таким образом отец и сын, то и дело попадая в опалу прохожих, гораздых на огульное, скорее из зависти критиканство, наконец-то добрались до своего дома и облегченно вздохнули. Когда они загнали ишака, а не ослика, в хлев, сын, далеко не хилый мальчуган, глядя на отца, недоуменного развел руками. Мол, ничего не пойму, кто из нас прав, а кто нет.
   - Знай, сынок, - сказал назидательно отец, человек отнюдь не богатырского сложения, - злые языки никогда не переведутся, так уж устроен мир. Злопыхатели любой оказией воспользуются, чтобы нагадить другим. Просто их колкости надо пропускать мимо ушей, притворившись глухой тетерей и ходить гоголем. И дело твое тогда выгорит. Помни, льву наплевать, что о нем думает овца.

                ***
   Мораль, заключенную в этом рассказе-притче, можно выразить заглавием одного из рассказов великого Антона Павловича Чехова – «Ну, публика!»
   Да, ей угодить трудно, потому что она разношерстная, а люди всякие бывают, нередко каждый себе на уме. А на язык, как известно, нет пошлины, что хочет, то и лопочет.   И еще есть люди, у которых никогда не отобьешь охоту злословить.  Ну и пусть говорят, хотя слово не стрела, а пронзает пуще стрелы. Но здравомыслящему человеку от этого ни холодно, ни жарко. Потому что он понимает, что язык злопыхателя его же самого супостат.