Премьера оперы Вильгельм Телль в Ирландии

Елена Узун
13 января 2023 Ирландская опера представилаоперу Дж. Россини "Вильгельм Телль". Отменные солисты, маленький, крепкий, умный хор, героико-драматический оркестр, точные, обостренные темпы, "по-зимнему выбеленная, сказочно-строительная, зверино-наивная сценография"! Интересные мужские голоса: в партии Вильгельма Телля -баритон Бретт Полигато, Melcthal Senior / Walter Furst - мощный ростом и голосом бас Лукас Жакобски/ Арнольд - центр постановки благодаря замечательному корейскому тенору Кону Ким, известному исполнителю опер Доницетти.
Irish Opera открыла оперный марафон 2023 года очевидной сенсацией - не всем по силам самая сложная, масштабная оперная партитура Россини, поданная ирландацами как симфонизированная опера-балет!
..................
"Вильгельм Телль" - самая длинная опера Джоаккино Россини, на которую он потратил много (по собственным меркам) времени - целых полгода, позже дорабатывая и сокращая пятиактное действие до четырехактного. Есть сведения, что это было не стечением обстоятельств, а его взвешенным решением. Нет однозначного мнения, какое именно произведение было взято за основу – то ли драма одного из главных поставщиков оперных сюжетов в 19 веке Фридриха Шиллера, то ли трагедия французского драматурга А. Лемьера. Скорее всего, авторы оперы были хорошо знакомы с обоими сочинениями, как и с древней легендой о швейцарском освободителе Вильгельме Телле.
.............

Сюжет оперы известен - это противостояние борца за свободу Вильгельма Телля в оккупированной Австрией Швейцарии. Ему противостоит деспотичный губернатор Габсбургов. Все мы помним легенду - самое знаменитое швейцарское яблоко. И историю любви, которая пересекает национальные границы.
-------------
Захватывающая эпопея Россини, его последний шедевр с самой известной в мире увертюрой, является амбициозно дальновидной и вокально сложной оперой. Ставшая лозунгом революции 1830 года во Франции, последняя опера Россини сама по себе не что иное, как революция. Пересказ легенды о швейцарском народном герое, основанной на пьесе Фридриха Шиллера, Гийом Телль - это грандиозная ода свободе.
Впервые поставленная в Ирландии с 1875 года, эта постановка осуществлена в 2023 г. дирижером Фергюсом Шейлом и режиссером Жюльеном Шавазом, который использует мифологический подход. Для них эта история не просто об отдаленной швейцарской общине, столкнувшейся с австрийскими захватчиками. Точнее, концепция-история общества, которому внезапно приходиться столкнуться с угрозой своей модели цивилизации. Она повествует о безмятежной жизни пастухов и мирных зверушек в духе белой пасторали, окрашенной в известково-выбеленные тона "строителей светлого будущего", точнее, сообществе "вольных каменщиков", не знающих горя, обид и предательств.
Внезапно в их гармоничный мир врываются злобные захватчики-австрийцы в кроваво-красном уродливом облачении. Предводители террора - семейство Габсбургов - порабощают невинных селян, унижают их, измазав "чистые помыслы красными пятнами". Пастухи и крестьяне в смятении, они не знали горя. Но все закончится хорошо и пастораль отмоется от навязанной красной грязи!
Первый комплимент стоит сделать дирижеру премьеры Фергюсу Шейлу! Прекрасный музыкант и оркестровый драматург - он создал отличный музыкальный ансамбль, где все детали действа работают на центральную идею, мчащуюся к музыкальной цели, подобно стреле, запущенной из лука Вильгельма. Убеждает режиссура Жюльена Шаваза, сумевшего на маленькой сцене, небольшим коллективом воспроизвести грандиозное историческое противостояние, несущее в себе достаточной весомый заряд мощной концепции. За очевидным сценическим минимализмом, практически, кукольным противостоянием пасторали и террора в бело-красных контрастах мы видим мощную силу духа и страсть к созиданию, невзирая на испытание рода и племени.
В постановке есть наивность и пантеизм, идиллия и чистое чувство, вера в справедливость и попрание святых уз, унижение и возвышенных дух. В итоге ничего не в силах сломить стремление "вольных каменщиков" строить свое общество и, будучи обычными людьми, они побеждают хитрость и могущество, потому что любят друг друга и готовы помочь в беде. Белые и красные молнии подчеркивают мифологичность идеи сражения Добра и Зла на небе - затем как отражение результата на земных судьбах, подобно античной драме. Стрела и яблоко напоминают ситуацию Волшебного стрелка Вебера, когда пуля сама сделала выбор. Кровавые злодеи восходят к Макбету Верди и Мефистофелю Бойто. Но есть Некая Сила, которая выведет вас из испытаний, если вы любите и верите в себя! И совершенно не важно, что вы не богаты, наивны и ваши лица испачканы известью - вы вправе сами строить свою жизнь и это намного интереснее наворованных богатств и насилия!
Свобода - вот главное условие Победы! Вильгельм Телль стал той самой вожделенной победой Россини над собственными стереотипами. Он мечтал избавиться от имиджа создателя комической оперы. Давно грезил о мощной драме и смелой культовой музыке.
Вот эта Свобода Творчества важна в Ирландской постановке - независимый дух северян, прекрасные голоса, единство коллектива создали уникальное по экспрессии событий, вызывающее восторг и респект!
Опера получила очень высокую оценку Рихарда Вагнера, который говорил в беседе с её автором: «Я хочу мелодию свободную, независимую, не знающую оков; мелодию, точно указывающую в своих характерных очертаниях не только каждый персонаж так, чтобы его нельзя было смешать с другим, но любой факт, любой эпизод, вплетённый в развитие драмы; мелодию по форме очень ясную, которая гибко и многообразно откликаясь на смысл поэтического текста, могла бы растягиваться, суживаться, расширяться, следуя за требованиями музыкальной выразительности, которой добивается композитор. Что касается такой мелодии, то вы сами, маэстро, создали высший образец в сцене „Вильгельма Телля“: „Стой неподвижно“, где свободное пение, акцентирующее каждое слово и поддерживаемое трепетным сопровождением виолончелей, достигает высочайших вершин оперной экспрессии. …Вы, маэстро, создали там музыку всех времён, и это наилучшая".
----------------------
История воплощений
Легенда о Тиле Уленшпигеле получила неоднократное воплощение в музыкальной истории.
1. Существует еще одна опера с аналогичны названием в двух действиях русского композитора-авангардиста Николая Каретникова, написанная в период с 1965 по 1985 год на либретто, созданное композитором совместно с Павлом Лунгиным по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке». Опера написана на трёх языках: русском, латинском и испанском. Мировая премьера оперы состоялась в 1993 году в Билефельдском оперном театре в Германии. Спектакль был поставлен режиссёром Джоном Дью. Ещё одна постановка состоялась во Франции в городе Нанте в Th;;tre Graslin в 1999 году.
2.В 1894—1895 гг. Рихард Штраус сочинил симфоническую поэму «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» (Till Eulenspiegels lustige Streiche)[4].
3. В 1916 году Вацлав Нижинский в дягилевской труппе «Русский балет» на музыку поэмы Штрауса поставил балет «Тиль Уленшпигель» на либретто балетмейстера в оформлении Р. Э. Джонса. Первый показ состоялся 23 октября 1916 года силами труппы Русский балет Дягилева, Манхэттенская опера, Нью-Йорк.
4. Позже на ту же музыку ставили балеты по своим оригинальным хореографиям Леонид Якобсон (1933), Жан Бабиле (Tyl Eulenspiegel, 1949), Джордж Баланчин (1951).
5. «Легенда об Уленшпигеле» стала самостоятельным балетным опусом в двух действиях советского белорусского композитора Евгения Глебова в 1974 г. по мотивам романа Шарля де Костера.

----------------------------------
Трансляция на OperaVision 13 января 2023 года и доступна до 13 июля 2023 года.
Спектакль напоминает пастораль в сочетании с античной драмой и синтезирует эпический масштаб "Нормы" Беллини, кровавые мотивы "Макбета" Д.Верди и "Мефистофеля" А.Бойто с вагнеровским масштабом и большой ролью симфонизма в опере.
----------------

A freedom fighter in Austrian-occupied Switzerland. An oppressive Habsburg governor. The most famous Swiss apple. And a love story that crosses national divides.
Rossini’s thrilling epic, his final masterpiece with the world’s most famous overture, is his most ambitious, forward-looking and vocally challenging opera. Having become the rallying cry of the 1830 revolution in France, Rossini’s final opera is nothing short of revolutionary itself. Retelling the legend of the Swiss folk hero based on Schiller’s play, Guillaume Tell is a grandiose ode to freedom. Staged for the first time in Ireland since 1875, this production is conducted by Fergus Sheil and directed by Julien Chavaz who takes a mythological approach. For him, ‘the story is not just about a remote Swiss community facing Austrian invaders. It is the story of a society that suddenly has to face a threat to its model of civilisation.’
Streamed on OperaVision on 13 January 2023 at 19:00 CET and available until 13 July 2023:
---------------------------
CAST
Guillaume Tell- Brett Polegato
Arnold Melchtal- Konu Kim
Mathilde - M;ire Flavin
Jemmy - Amy N; Fhearraigh
Hedwige -Imelda Drumm
Melcthal Senior / Walter Furst - Lukas Jakobski
Gessler - David Ireland
Leuthold - Gyula Nagy
Ruodi - Andrew Gavin
Rodolphe - Patrick Hyland
Hunter - Matthew Mannion
Dancers - Stephanie Dufresne
Sophia Preidel - Laura Garc;a Aguilera
Jeanne Gumy - Chorus
Irish National Opera Chorus
Irish National Opera Orchestra
Music Gioachino Rossini
Text ;tienne de Jouy
Hippolyte Bis after Friedrich Schiller's play
Conductor Fergus Sheil
Director Julien Chavaz
Sets Jamie Vartan
Costumes - Severine Besson