Солнечный Ереван

Гер Ман
Уважаемые дамы и господа, добро пожаловать в столицу Армении – город Ереван.
Спасибо, что вы воспользовались услугами авиакомпании Люфтханза.
До новых встреч!
- И в правду новая, да ещё, и первая - подумал я превратившись в глаза, и уши.
Ещё в процессе подготовки поездки мне удалось «вытащить» из памяти кое-какую информации об Армении. Первое, что сразу же пришло на ум – «солнечный Ереван». Потом всплыли фамилии знаменитых композиторов, актёров, озеро Севан, гора Арарат, и конечно же одноимённый коньяк. Понимая однако, что багаж моих знаний приобретённых в СССР слегка устарел, я волновался, и одновременно предвкушал встречу.
Первым же моим ощущением стал восторг, ибо в лучах восходящего солнца мне явилась по истине библейская картинка горы Арарат. Исполинский красавец со снежной шапкой, - он хорошо виден из аэропорта Звартноц.
Сама воздушная гавань, вернее её название, впечатлили меня не меньше, так как носит она имя не человека, но знаменитого памятника архитектуры, и переводится как «храм бдящих ангелов».
По моему более символичного названия для пассажирского аэропорта трудно придумать.
Таксист преклонного возраста держал табличку с моим именем, и явно обрадовался моему приветствию на русском. Идём к машине, общаемся.
- Ви из Германии, а па русски гаварите лучше чем я!  Джан, пачему так?  Учили?
- В советской школе. Мы ведь с вами оба из Советского Союза, не так ли?
- Даааа, било такое врэмя.
- Скажите, а как складывается жизнь в Армении без него?
- Плохо. Там стабильность биль. Ми в СССР фрукты, овощи, обув, каньяк давали, а он нам машины, заводы, школи, бальницы. Теперь савсем не так. Фсё частний. Фсё прадаётся. Вот наш втарой прэзидент, авара, взял и прадал каньячный завод.
Арарат прадал!!
Насапед эмоционально разводит руками, - там теперь француз карол...
Высаживая меня у парадного сказал : харашо атдихайте, Артур. Армения вам рада!
Так тепло меня не приветствовали ещё ни в одной стране мира.
Девушки на рецепшн подсуетились и быстро заселили. Смыв с себя пыль двух ночных перелётов, я рухнул в свежую постель и мнгновенно провалился в царство Морфея.
Проснувшись с чувством голода понял, что знакомство со страной начнётся с её кухни. Пройдясь по залитой солнцем улице интуитивно набрёл на уютный ресторанчик. Приветливая Тухануш очень похожая на своё имя (смуглянка) усадила за стол, принесла кувшин с компотом и поинтересовалась, какие блюда меня интересуют.
- Вы знаете, я в Армении впервые. Совершенно не знаком с вашей кухней. Может быть вы посоветуете с чего мне начать знакомство?
- Начните с супа-харчо. К нему очень подходят горячие хачапури.
- Хорошо. Несите!
Наваристый харчо с чесночком превзошёл все мои ожидания, а хачапури практически таяла во рту. Официатка смотрела на меня с улыбкой.
- Вижу вам понравилось?
- Очень вкусное начало, - поспешил ответить я.
- Как будете продолжать? -  улыбнулась девушка.
- Опять спрошу вашего совета, - улыбнулся я в ответ.
- У нас многие пробуют хинкали, хотя мне кажеться, что лучше продолжить долмой.
- Про хинкали, я слышал, а вот, что такое долма не знаю.
- Это такие армянские голубцы, - расцвела Тухануш, - только вместо капусты листья винограда.
- А у меня потом хватит места для хинкали? - вылетело вдруг у меня.
- Не волнутесь, наши «голубцы» миниатюрные.
- Спасибо, уже не волнуюсь.
Долма парИла и покоряла своей эстетикой. Восемь аккуратных продолговатых конвертиков оказались скорее предисловием к основному блюду, которым чуть позже и стали хинкали. Эти армянские манты в форме пирамиды, мне уже доводилось пробовать, но здесь предложили ещё и поджаренную версию. Держа перевёрнутую пирамиду за вершину вы откусываете кусочек её основания и вдыхаете густой аромат рубленной говядины. Мясной бульон ласкает язык, и загружает все ваши вкусовые рецепторы.
Лук, чеснок, кинза и ещё куча пряностей превращают трапезу в путешествие по шёлковому пути после которого глоток армянского коньяка – естественная необходимость.
Расслабленый и довольный, я допиваю компот и вы-двигаюсь в сторону центральной  улицы столицы. На широкой пешеходной аллее многолюдно и оживлённо. То тут, то там слышна музыка или пение. Саксофок, гитара, аккордеон. Долго не могу оторваться  от игры неказистого мужичка на армянской Нагаре (вид ручного барабана). Как же виртуозно он выстукивает кавказские ритмы! Браво!
Солнышко заходит за гору и город преображается. Пешеходная зона притягивает теперь огнями нарядных фонарей, а брендовые бутики отражённым светом элегантных витрин. Повсюду кафешки и ресторанчики, а также ларьки с большим ассортиментом свежевыжатого сока. Наряду с апельсином, и яблоком такая экзотика, как гранат, и виноград. Рекомендую!
Медленно, но уверенно променад доводит меня до торжественного и нарядного дворца оперы и балета. Что у нас здесь сегодня? Гаянэ!
До начала балета 30 минут. Тааак, а что если...
- У вас ещё остались билеты, хозяюшка?
- Да, пожалуйста, - выбирайте!
Устраиваюсь в одном из кресел высокого партера и постепенно проникаюсь обстановкой зала. Нарядные платья, причёски, белые рубашки, каблучки, парфюм. Приятная суета и предвкушение Представления. Уже совсем скоро армянский национальный балет «расскажет» нам хореографическую историю Любви и Верности.
Дирижер. Аплодисменты. Занавес.
С первых же минут окунаюсь в колорит армянских национальных костюмов. Очаровательные танцовщицы. Темпераментные танцоры. Кордебалет из хорошей дюжины девушек очень старается танцевать синхронно. Ребята буквально летают по воздуху. Ваах!
Перуэты, па-де-де, формации.
К концу втрого акта зло наказано, любовь восторжествовала, растроганные зрители в восторге. Вечер удался!
Возвращаюсь по всё ещё многолюдному ереванскому «арбату» в отель. Долго сижу в баре со стаканчиком мартини наблюдая за чудесной суетой нарядных униформ.
Это заселяются, и уезжают экипажи авиакомпаний.
Элегантный, оранжево-красный Аэрофлот, классически строгая, тёмно синяя Люфтханза, фольклёрно-узорчатый Сингапур, неповторимые Эмираты с головными уборами, и платками на восточный манер.
Мысленно «забираю» это великолепное разномастье с собой в номер где быстро, и мирно засыпаю.
Осеннее утро радует ярким солнышком.
Залитый светом зал для завтрака приглашает выпить кофе, отведать местные сыры, и мучные изделия. Внимание, - сыры все как один выглядят очень аппетитно, но часто солёные или копчёные.
Армянский белый хлеб впечатлил своей свежестью, а кондитерские изделия обилием разноцветных сладких кремов.
Сегодня у меня в программе посещение музеев Еревана которых в городе более десяти. Я выбрал национальную галерею Армении на площади Республики. Выбрал потому, что здесь, под одной крышей расположились целых три экспозиции: исторический музей страны, выставка армянского изобразительного искусства, и коллекция картин Айвазовсского.

В историческом музее очень рекомендую взять экскурсовода ибо вряд ли вам удастся своими силами освоить огромное количество информации об истории древнего государства Урарту, эпохе Персов, Ахаменидов, Византии, и Рима.
Вам обязательно поведают о принятии Христианства, создании неповторимого армянского языка. Расскажут о библейской горе Арарат, и этнических чистках во времена Османской империи. Напряжённость и восторг гарантированы, и вы не замечаете, как проходит первая половина дня.
Самое время немного проветриться и перекусить.
Прямо от площади Республики начинается улица Амирьяна на которой вы найдёте несколько достойных ресторанов. Наиболее известные из них это «Шереп», таверна «Ереван», ресторан «Ануш», и ресторан «Кавказская Пленница». Первый в стиле индустриального дизайна, второй полуподвальный, третий, это современный национальный колорит, а четвёртый, - антураж знаменитого советского фильма.
Все четыре предложат вам блюда национальной кухни, а также богатый выбор вин, и коньяков.
Чашечка эспрессо, и, я снова под сводами Национальной Галереи. Теперь уже без проводника, ибо искусство, на мой взгляд, не нуждается в комментариях.
Надо сказать, что от изобразительного искусства Армянского народа в голове «пестрило». Различные виды живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладные работы, - калейдоскоп. 
Совсем другие ощущения оживали в гостях у знаменитого живописца-мариниста Айвазовского. Самое большое впечатление произвели его морские картины. Прожив большую часто жизни в Крыму, Ованес Константинович видел «много» моря, и, как мне кажеться, научился его чувствовать. Его цвета, оттенки, полутона, его характер и настроение.
Картины просто завораживали своей «Настоящестью».
«Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре». Ф.М. Достоевский.
Мда.
Очарованный творчеством Мастера, я выхожу на площадь Республики, где, как будто в продолжении темы начинается водное представление. Поющие фонтаны Еревана -достойное зрелище, которому, я с удовольствием посвятил три четверти часа.
Богатый впечатлениями день подошёл к концу.
Возвращаюсь в отель, где меня ждёт уютная сюита, и мирный здоровый Сон.
И снова солнечное утро, кофе, сыр с глазуньей, и свежевыжатый апельсиновый сок. Лепота!
Сегодня, я решил сделать себе подарок, и заказал индивидуальную экскурсию.
Водитель-гид встретил у парадного, усадил в машину, и тут же превратился в... информационное бюро. Послушав парня около получаса, я оценил пласты его знаний, и предложил ему другой формат общения. Молодой человек осёкся, и осторожно спросил, - а что не так ?
- Знаете, я плохо запоминаю даты, практически не ориентируюсь в архитектурных стилях. Мне хочеться услышать истории о вашем народе, хочеться почувствовать его ментальность, его ценности, познакомиться с его традициями.
- Давайте, меняться вопросами, Георгий. Я задаю вам свой. Вы отвечаете, и задаёте мне ваш.
Парень смутился.
- Я должен отработать заказ, уважаемый. Провести для вас экскурсию.
- Считайте, что заказ изменился, и вы не мой экскурсовод, но Собеседник на следующие три часа, согласны?
- Давайте попробуем, - всё ещё сомневаясь согласился Георгий.
Через час мы нашли общий язык, через два, с удовольствием общались, а через три находились в состоянии диспута на самые злободневные темы. 
Время пролетело интенсивно, и незаметно. Вторую половину дня, я с удовольствием про-потел в сауне, и поплавал в бассейне. Размеренный ужин в уже знакомом ресторанчике, и такси в аэропорт.

***
Уважаемые дамы, и господа! Мы рады приветсвовать вас на борту лайнера авиакомпании Люфтханза выполняющего рейс Ереван – Мюнхен.