Участие малого инновац. бизнеса в коммерциализ. НТ

Геннадий Галифанов
Участие малого инновационного бизнеса в коммерциализации научно-технических достижений

Авторы, Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

         Жизненная необходимость перехода экономики России и стран СНГ на инновационные рельсы развития признается и обществом, и государственными структурами. Однако, наличие больших природных богатств, обеспечивающих поступление в страну валютных средств, является, как ни странно, сдерживающим фактором развития экономики России по инновационному сценарию. Если бы таких богатств не было, Россия возможно была бы вынуждена, как Япония, Израиль или Швейцария развивать свою экономику прежде всего на основе интеллектуальных достижений в сфере высоких технологий. Природные ресурсы – это хотя и благо для России, но они не вечны, подвержены истощению и самое главное не должны тормозить инновационное развитие страны. Для этого в сырьевых отраслях экономики следует создавать встроенные малые инновационные предприятия для создания и коммерциализации различного рода высокотехнологичных НТД, как для нужд самой отрасли, так и для нужд других отраслей народного хозяйства.
           В творческом отношении малый бизнес намного продуктивнее крупных компаний, поскольку в основном в нем рождаются перспективные изобретения и создаются контуры будущего технологического мира. Характерной особенностью крупного бизнеса является неповоротливость и низкая творческая активность. Особенно эти качества присущи российскому крупному бизнесу, который согласно данным рейтингового агентства «Expert», является одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов . В противовес этому малые и средние предприятия развитых стран постоянно проявляют творческую активность, гибкость и приспособляемость к изменяющимся запросам общества. Без такого стиля работы они просто не смогут стать полноценными участниками рынка, что чревато для них потерей индивидуальности и разорением.
         Характерной особенностью малых и средних предприятий является постоянный поиск таких творческих и организационных методов деятельности, которые позволяют им не только оставаться на плаву, но и становиться творцами инновационных новшеств. В этом качестве они в роли связующего звена между наукой и реальным сектором экономики являются эффективным дополнением крупного бизнеса, практические интересы которого требуют постоянного отслеживания и заимствования успехов малого бизнеса для повышения своей рентабельности. Благодаря такому симбиозу крупный бизнес не только получает прибыль, но и учится у малого бизнеса новым бизнес-моделям, технологиям и методам венчурного управления, а при необходимости приобретает его в собственность за немалые деньги. В итоге в последние годы в развитых странах стал набирать силу новый прибыльный бизнес в виде выращивания малых инновационных предприятий для последующей его продажи крупному бизнесу.
          Успешное развитие такого рода симбиоза малого и крупного бизнеса обусловлено тем, что малый бизнес ввиду более высоких показателей эффективности научно-изобретательской работы и коммерциализации изобретений является существенным источником подпитки крупного бизнеса революционными товарами. Об этом свидетельствует тот факт, что около 80 % наиболее крупных американских и европейских изобретений XX в. было создано работниками мелких фирм и отдельными личностями. Согласно же оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар малый бизнес с числом сотрудников до 100 чел. осуществляет в 24 раза больше нововведений, чем компании с численностью свыше 10000 чел.
         Так, например, немецкое малое предприятие Фишерверк (Fischerwerke) обладает в среднем 234 патентами на 100 человек. Добавим также, что на средний и малый бизнес Китая приходится более 65% патентов на изобретения. Отсюда становится понятным, почему деятельность среднего и особенно малого бизнеса в развитых странах стимулируется на государственном уровне льготным кредитованием, налоговым законодательством и другими мерами поддержки, в том числе со стороны частного бизнеса. Это, в частности, субсидии, займы, дотации, предоставление льготных и безвозмездных ссуд, создание фондов освоения инноваций, снижение, отсрочка или освобождение от государственных пошлин и т.п. Результатом такой политики является увеличение количества малых предприятий и их кооперация с обладающим мощными финансовыми и производственными возможностями крупным бизнесом, включая венчурные инвестиции крупного бизнеса в малый бизнес. 
         Успешная деятельность малого бизнеса обусловлена тем, что для достижения успеха он полагается на свой опыт и интуицию и идет без детального исследования рынка по более простому, зачастую рискованному пути. Важным преимуществом малого бизнеса является также его мобильность, благодаря которой после решения одной задачи он легко переключается на другую. Другим достоинством малого бизнеса является его узкая специализация, наличие инициативных, честолюбивых, одаренных специалистов и полная самостоятельность в принятии решений. Кроме того, именно ему свойственен нестандартный подход при преодолении технических противоречий в трудноразрешимых задачах инженерной мысли, а также в отличие от крупного бизнеса способность быстрого налаживания массового производства революционных товаров. Благодаря этим преимуществам ежегодный оборот на мировом рынке создаваемых малыми предприятиями высокотехнологичных товаров в несколько раз превышает оборот таких широко используемых сырьевых ресурсов как, нефть, газ, металлы и древесина.       
        К сожалению, упомянутые преимущества малого бизнеса слабо используются в России, в связи с чем его доля составляет лишь 5-6% в общем числе предприятий, тогда как в развитых странах она достигает 80%. В целом же в мире малые предприятия производят 49% ВВП и обеспечивают 63% рабочих мест, тогда как в России на долю малых и средних предприятий приходится лишь около 20% ВВП и 25% рабочих мест. Особенно удручающим является то, что на долю России в настоящее время в силу упомянутых причин приходится менее 1% наукоемкой продукции, тогда как семь ведущих стран мира, обладая 46 макротехнологиями, контролируют более 80 % рынка такой продукции (в том числе США – 32 %, Япония – 23 %, Германия – 10 %). Существенные успехи имеет и Китай, 80% разработок новой продукции которого освоены именно на малых и средних предприятиях.
          Если учесть, что в решении  задач инновационной экономики малый бизнес не только определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП, но одновременно решает проблему занятости и существенно увеличивает производство потребительских товаров без существенных капитальных вложений, то создание условий для эффективного его функционирования является первостепенной жизненной необходимостью. 
          Говорить об этом приходится потому, что несмотря на официально провозглашенный курс об импортозамещении, научными исследованиями и разработками в России занимаются лишь 0,8% предприятий малого бизнеса, остальные работают преимущественно в сфере оптово-розничной торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом и частично в обрабатывающих отраслях. Это означает необходимость переориентации российских малых предприятий на инновационную сферу деятельности. Сделать это, к сожалению, в сложившихся условиях нелегко и обусловлено тем, что импортозамещение актуально для ограниченного числа отраслей, большая часть которых принадлежит крупному бизнесу. Это, в частности, тяжелое машиностроение, капитальное строительство и фармацевтика. Работа малого инновационного бизнеса в этих отраслях невозможна без современного оборудования, приборов, надлежащего финансирования и высококвалифицированных кадров.
          Выход из положения на данном этапе видится в отработке схем встраивания малого бизнеса в виде малых фирм-сателлитов в крупный бизнес. Что касается таких областей как микроэлектроника, бытовая техника, бытовая химия, сельское хозяйство, создание программных продуктов, роботостроение, искусственный интеллект, приборостроение и т.п. здесь возможности малого бизнеса существенно выше. Однако и тут без государственной поддержки, надлежащего венчурного финансирования и привлечения к работе на выгодных условиях креативных специалистов и талантливых инноваторов будет сложно решить задачу эффективного импортозамещения высокотехнологичных товаров .
           Согласно имеющимся сведениям преобладающей сферой интересов российского малого инновационного бизнеса являются новые материалы и энергетика (32%), приборостроение (21%), машиностроение и биомедицинская техника (по 14%), остальное приходится на робототехнику, искусственный интеллект, телекоммуникации, электронику и программные продукты (33%). Следовательно, в этих областях Россия имеет наибольшие возможности для реализации политики импортозамещения. Но для того, чтобы эти возможности были реализованы необходимо увеличение долевого вклада малых и средних предприятий в ВВП страны, по крайней мере до 50%. Примеры успешной деятельности ряда российских инновационных предприятий в направлении импортозамещения уже имеются. Это, в частности, предприятие  «Транзас»7 - выручка 10 млрд руб., 2000 сотрудников (электротехническая промышленность и приборостроение); «Новомет»8 - выручка 10 млрд руб., 5000 сотрудников (нефтепогружное оборудование); «Интерскол» - выручка 7 млрд руб., 450 сотрудников (электроинструменты и средства малой механизации); «Диаконт» - выручка 3,5 млрд руб., 850 сотрудников (оборудование для повышения безопасности в атомной и газовой промышленности); «Биокад»9 - выручка 3 млрд руб., 600 сотрудников (биотехнология), ВНИТЭП - выручка 0,5 млрд руб., 90 сотрудников (станкостроение). Среднегодовые темпы роста в этих предприятиях составляют не менее 15%, а доля затрат на НИОКР находится в пределах 5%.
         Приведенные примеры лишний раз подтверждают необходимость перенастраивания российской экономики на создание и всемерную поддержку малого инновационного бизнеса. И хотя ясное понимание такой необходимости имеется, движение в этом направлении идет пока крайне медленно. Частично это объясняется молодостью российского рынка, включая венчурный и требованиями венчурных инвесторов гарантированного создания инновационной продукции в короткий срок (до 3-х лет). Существенными препятствиями на пути решения поставленной задачи являются также трудный доступ к финансовым ресурсам, неблагоприятные экономические условия, административные барьеры, несовершенство системы налогообложения, отсутствие предпринимательского опыта, нестабильность имущественных отношений, коррупция, а также недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность. Все эти проблемы являются внешними, устранить которые малое предприятие не в состоянии и по причине которых прекращает свое существование. Так, например, в 2013г. после повышения более чем в два раза ставок выплат в Пенсионный фонд: с 17 тысяч рублей до 36 тысяч рублей. 10% предпринимателей (390 тысяч) отозвали свою регистрацию .
         Другим примером неудачной реализации малым бизнесом перспективного проекта является попытка наладить производство не имеющего аналогов в мире танталата иттрия (рентгеноконтрастная наножидкость для медицинской диагностики). Конкурентные преимущества данного препарата по сравнению с йодосодержащими состоят в снижении его вредного воздействия на организм (особенно детский), улучшение качества рентгеновских снимков и снижение стоимости обследования в 2-3 раза. Препарат успешно прошел доклинические испытания, был защищен тремя патентами на изобретения, в отношении него были разработаны и утверждены ТУ и методика определения подлинности. Однако на этапе клинических испытаний препарата деньги закончились, попытки поиска инвестора оказались неудачными и танталат иттрия спустился в «долину смерти». При удачном же завершении работ танталат иттрия, согласно прогнозам, занял бы в течение трех лет 3% на отечественном фармрынке емкостью 4 млрд рублей.
          Серьезным отпугивающим малый бизнес от коммерциализации изобретательских идей является требование возврата отпущенных средств, если не будет выполнено, хотя бы одно из условий инвестиционного договора. Так, например, в заключаемых с Роснано договорах содержится условие, согласно которому если объем произведенной нанопродукции окажется меньше заявленного, инноватор обязан возвратить полученные средства в бюджет РФ .
         Не меньшей проблемой, из-за которой российские малые инновационные предприятия прекращают свое существование, является отсутствие в них наделенных ярким предприимчивым талантом руководителей и создающих перспективные изобретения креативных сотрудников. В частности, если основатели стартапов и малых инновационных предприятий не наделены талантом предприимчивости, с трудом ориентируются в сути выбранного направления инновационной деятельности или пытаются материализовать неконкурентную тривиальную идею, то заведомо трудно рассчитывать на успех начатого дела . 
         Вообще в деле коммерциализации изобретения, как показывает мировой опыт, первую скрипку играет предпринимательский талант, которого у большинства изобретателей, к сожалению, нет. К примеру, у автора многочисленных патентов на изобретения, выдающегося изобретателя, Томаса Эдисона, все созданные им фирмы для коммерциализации своих изобретений потерпели крах. Процветали лишь те предпринимательские компании, которым он передал свои патенты для коммерциализации, как например, компания Дженерал Электрик. Следовательно, для успеха коммерциализации изобретательских идей Россия остро нуждается в выявлении и поддержке талантливых предпринимателей-инноваторов.
        Интересно также, что многие выдающиеся предприниматели-инноваторы – Коносуке Мацусита, Стив Джобс, Билл Гейтс, Майкл Делл – не имели высшего образования. Первый из них был вынужден даже бросить школу в 9 лет по причине бедности. Но все они благодаря своему таланту предприимчивости смогли создать с нуля суперуспешные инновационные компании, такие как Panasonic, Apple, Microsoft и Dell. Следовательно, для успеха инновационного бизнеса талантливый предприниматель не менее, если не более важен, чем изобретатель . Объявить себя предпринимателем и заняться инновационным бизнесом для человека, не обладающего талантом предприимчивости все равно, что, не имея музыкального слуха пытаться исполнить на скрипке аппассионату Бетховена.
          Следовательно успех функционирования малого инновационного бизнеса в построении экономики будущего определяется, прежде всего, наличием в нем генераторов изобретений, талантливых инноваторов, безбедным финансированием и свободой от мелочной бюрократической опеки. Кроме того, как свидетельствует опыт развитых стран мира, крайне важно также своевременное патентование перспективных технических решений, налаживание сотрудничества с занимающимися НИОКР организациями, установление продуктивной связи с коллегами из других научно-производственных и производственных предприятий, а также широкий обмен опытом посредством активного участия в тематических конференциях, семинарах и симпозиумах, в том числе на международном уровне.

Использованная литература:

1. Инновационная активность крупного бизнеса // Электронный ресурс. https://raexpert.ru/researches/expert-inno
2.    Солодков М.В. Проблемы и перспективы развития инновационных малых предприятий в современных условиях. // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний : материалы 2-й Всерос. конф., Иркутск, 19–20 мая 2016 г. : в 2 ч. - Иркутск, 2016. Ч. 2. - С. 156-166
3. Фурсик С.Н. Качество человеческого потенциала как фактор инновационного развития экономики региона // Проблемы развития территории. – № 1 (69), 2014. – С. 67-81.
4.  Колбина Л. Как пройти долину смерти. // Экономики и финансы. «Эксперт Урал» – № 15 (507) – М., 2012
5. Паштова Л.Г., Баев Г.О. Актуальные проблемы стартапов (малых производственных предприятий) в экономике России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. –  № 37 (271), 2015
6.  Котельников В. Создание инноваций // Электронный ресурс. –