Парадокс 24. Маркс и Энгельс

Андрей Козлов Кослоп
Карл получил письмо от Анненкова, русского аристократа, интересующегося социализмом. Анненков хвалил Прудона и спрашивал Маркса, как тот относится к Прудону. Маркс в своей манере написал, что Прудон – полный отстой и звать его никак. В следующем письме (шёл 1847 год) попросил Анненкова занять денег и передать его жене, когда тот будет в Амстердаме. Неизвестно занял ли Анненков. Других писем не было опубликовано, а может быть, их не было вообще. Тайна за семью печатями.
Но по любому без денег продолжать революционную деятельность проблемно. Так что на сей раз Маркс зашёл издалека, предложив своему берлинскому приятелю Фридриху написать Манифест Коммунистов. Фридрих был коммунист, а параллельно был фабрикант, сам управлял своей фабрикой, так что совместное написание-издание кондуита компартии давало перспективы его материальной поддержки. Сказано, сделано. «Союз коммунистов» поручил Марксу с Энгельсом написать Манифест. Оговорили,  рекомендовали обязательные моменты. Даже Бакунин был «за». В 1848 году Манифест двух товарищей возвестил миру о бродяге-призраке, гуляющему по Европе.
Призрак коммунизма бродит по Европе, - начали своё воззвание классики марксизма-энгельсизма. Но далее, впрочем, стали описывать похождения призрака капитализма, который расползается по всему миру. Расползается, тучнеет, разоряет мелкую буржуазию. И это хорошо, потому что эти бывшие буржуа пополняют ряды пролетариев. Но пролетарии также пауперизируются. И это тоже хорошо, потому что загнанные в угол волки, собаки и крысы становятся могильщиками ненасытных буржуинов.
Логично? По-моему, не очень. Кризис, мол, дает перспективы новому прогрессивному классу.  Он победит и настанет новая эра, где не будет эксплуатации.  Кому-то кажется логичным. А критика кажется буржуазной пропагандой.
В «Капитале» Маркс напишет, что прибавочную стоимость создает время, затрачнное пролетарием на труд. Но общие фонды, административный ресурс, финансисты, система соцкультбыта, инноваторы и т.д. также влияют на создание прибавочной стоимости.
Не факт, что обобществление вызывает всегда и всюду позитивные эффект. Не факт, что в сущности частную собственность возможно отменить. Можно лишь внести некоторые особенности в правовую систему. А влиятельность и ведомость всё равно останутся.
Непонятно, что означает обобществление жен.  Похоже на то, что операция «обобществления» сакрализирована и обобществляется всё.
Екатеринбургский философ Бакшутов предположил, что Маркс - просто агент Ротшильда. Маркс-Энгельс  славят капитализм, потому что он - предтеча коммунизма. Вот вам аргументы, вот логика, вот диалектика.   
Что ещё не так? Много чего. Но почему всё же учение сработало?
Форма и содержание всегда сравнительно автономны.  Суть-содержание не манифестируется изреченными мыслями. Учение работает, когда в него верят.  Поэтому им смогли воспользоваться. Но реальный движитель перемен – исторические устремления того, другого народа.
Русские народники, а потом и русские марксисты утверждали, что в России есть коммунистическая община, и она предвестник коммунизма-социализма. Но Маркс и его товарищ Энгельс возражали, община же есть, она носитель общинности, она общая. Энгельс возражал: община - реликт, когда она распадётся, наступит капитализм, возникнет пролетариат, который могильщик капитализма. Наконец в очередном издании Манифеста в России Маркс-Энгельс написали, что да,  коммунистическая община есть. Возможно, в России в первой произойдёт революция, но потом она всё равно разгорится в Европе и Северной Америке, где капитализм масштабен и ждет своей гибели.
В первом очерке полного собрания сочинений Ленин пишет о крестьянстве Таврической губернии. Там община, и регулярно происходит раздел общинной земли. Но лишь некоторые остаются на селе. Кто-то не может себя прокормить своим наделом и уходит на заработки, где общинники создают артели (то есть, кооперативы).  На Руси крестьянин-общинник одновременно и рабочий.  Ленину необходимо обосновать, что  в России есть рабочий класс.
Ленин заменяет незаметно рабочий класс на союз рабочих и крестьян. Марксизм среди марксистов аксиома, для революционера это подспорье, рычаг, метод.
Сработало. Но потом когда социальная ситуация изменилась. Когда ликвидация безграмотности привела к грамотности, софистика проявилась. Для кого-то, вроде Бакунина, это проявилось ещё во времена Маркса в 19-м веке. Но для советского общества лишь в конце 20-го века.
Иных теорий к началу 20-го века не было. Без идеи никого не объединить. Один уолл-стритовский банкир на вопрос, как он относится к «Капиталу» Маркса, восторженно воскликнул: «Замечательная книга. Не плохо было бы, чтобы на этой основе создали теорию».  То есть, теории он пока и не видел. Тов. Сталин по воспоминаниям Шепилова, который примкнул в Молотову и Кагановичу, говорил: «Без теории нам смерть, смерть, смерть». Сталин тоже не видел теории.
Сам Маркс в письме Энгельсу писал о своей книге «Капитал», что это нечто вроде средневекового описательного прозаического текста.
Однажды к классикам приехал российский ученый Сергей Подолинский. Он закончил Киевский университет по факультету биологии и Краковский по физике. Он восхищался марксовской идей-мечтой о коммунизме. Как ученый он показал, что разум человек обладает эффективностью больше 100% К.П.Д.. То есть, энергия солнца преобразуется в человеческой культуре в бесконечной экспоненте. Но «доход-прибыль» человеческого ума и труда тратится высшими классами на роскошь и развязывание войн. Прибыль превращается в пыль, почти обнуляется. Старенькому Марксу понравились рассуждения Подолинского, Энгельс остался равнодушен.  Трактат Подолинского был вполне теоретичен. Но эта тенденция опережала, как выражаются, время.
Марксизм – не догма, - учил Ильич. Но в сущности само слово «марксизм» с его суффиксом «изм» склонно всё обратить в догму. Никто не говорит «ньютонизм», «эйнштенизм», «менделевизм», «лобачевскоизм». Вот вам теория, разбирайтесь. Что правильно, принимайте, развивайте. Что неправильно, меняйте. Увы, это не зависит  вполне от интеллектуальных лидеров. Если обществу нужна простота и популярность, этого не перепрыгнуть. Сняв штаны, побежим за комсомолом. Но и общество может усомниться. Маркс в «Капитале» писал, что прибавочная стоимость образуется из времени, затраченном рабочим в процессе труда. Это очень похоже на повесть Вадима Шефнера, где гениальный изобретатель научился сгущать время. Делал из полученной сгущенки пепельницы и продавал их на базаре.   
*
 http://proza.ru/2023/01/16/993