За пределами добра и зла

Инетта
Наташка вчера приезжала. Говорит:
- Мы сейчас обсуждаем диалог Платона об идеальном государстве. Он считал, что управлять государством должны философы, а не, к примеру, олигархи или простолюдины. Хотелось бы узнать твое мнение.
- Видишь ли, - пояснила я, - идеальным государством является такое, когда все жители (или их основное большинство) стремятся к культуре. Культура же заключается в их стремлении сделать жизнь лучше. Они могут быть рабочими, крестьянами, военными, торговцами или интеллигентами. Чтобы жизнь стала лучше, все должны стараться заниматься творческим трудом. Каждый человек должен стремиться сделать что-то такое, чего не смогли пока сделать другие. Затем он может выставить свое, например, изделие на обозрение другим, чтобы они могли оценить его. Тогда другие люди могут исследовать это изделие, чтобы его еще больше усовершенствовать. Таким образом постоянно совершенствуется не только данное изделие, а и вся жизнь.

Но так уж повелось, что если имеется какой-либо творческий человек, то очень быстро около него заводится какой-либо варвар, который хочет жить за счет его эксплуатации. Такой варвар может очень быстро отучить людей стремиться к творчеству. Поэтому все люди в идеальном государстве должны быть настолько образованными, чтобы быть способными быстро распознавать подобных варваров и сдавать их в правоохранительные органы, чтобы их, например, выслали в какую-нибудь варварскую страну, так как в идеальном государстве им не место. В идеальном государстве создатели потребительной стоимости товаров ценятся больше, чем торговцы результатами их труда. В варварских же государствах, наоборот, торговцы-эксплуататоры всегда живут намного лучше, чем создатели потребительной стоимости товаров. Но эксплуататорами могут быть, разумеется, не только торговцы, и не все торговцы - эксплуататоры.

В идеальном государстве, поэтому, все люди всегда обеспечены всем необходимым. В варварских же государствах большинство населения живет в бедности, так как варвары не стремятся к культуре, а эксплуататоры отнимают у них последние копейки. Чтобы как-то задобрить бедноту и этим спасти себе жизнь, эксплуататоры занимаются благотворительностью. Кроме того, в варварском государстве люди очень любят гордиться своими добрыми поступками. В идеальном государстве люди гордятся не своими добрыми поступками, а результатами своего труда, так как в таком государстве совершается очень мало злых поступков. Об этом хорошо говорится в библии:"От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Лучше всего познавать от дерева жизни, постоянно учась, чтобы сделать жизнь как можно лучше.